ПОЧТА

Ощущаю св.Стефана как живого

Здравствуйте, уважаемые сотрудники газеты «Вера»! Пишет постоянный ваш читатель Седьюров Иван Васильевич. Всегда с большим интересом читаю публикации в прессе, связанные с нашим святым Стефаном Пермским. Вот и недавно «Вера» порадовала материалом об учёном Б.Морозове, исследователе азбуки св. Стефана (№ 565). Захотелось и мне сказать о родном селе Вотча, с которым так тесно связано имя равноапостольного Стефана.

Вотчинская волость Вологодской губернии была духовным центром до середины XIX века. А всё потому, что в XIV веке посетил Вотчу Степан Пермский. По мнению местного населения, а также и отца моего, Седьюрова Василия Павловича (1884–1967), он в деревне Кырул воткнул в землю шест, и забил из-под земли родник. До сегодняшнего дня он течёт сильнейшей струёй. Почему-то в минувшее столетие называли этот ручей «Захар шор» – «имени Захара» то есть. Последний раз я был у источника на нынешнюю Троицу, попил воды и умылся. Он обустроен, представляет собой длинное корыто; сруб под крышей. Местное население сейчас там бельё полоскает.

На бугре, на расстоянии около 100 метров от родничка, была церковь в каменном исполнении. Разрушили. Хотели было попользоваться кирпичом, но разобрать по кирпичикам не сумели – и разрушили, получили щебень. К 1939 году от бывшей церкви остался один бугор. Но веру православную у сельчан отнять не смогли. Вот скажу о себе. Рос, учился при строительстве социализма (1932 г.р.). По моему мнению, вера у меня была в крови, с молоком матери впитал. К слову, дед мой, Седьюров Павел Афанасьевич, был осуждён в 1937 году за активное участие в «религиозном деле». Его забрали из д. Кырул и увезли в Верхний Чов, и больше мы о нём ничего не знали. Мои поиски в 2000–2002 годах хоть каких-то следов деда успехом не увенчались. Ответили: «В списках заключённых не значился...» Итак, повторюсь, на селе все были верующими: вера существовала прочно, хотя и тайно.

В послевоенные годы я учился в педучилище в Сыктывкаре. Крестик носить было нельзя, и родители мне его подшивали (позже сам) к воротничку пиджачка, благо пиджачок носили по 5–10 лет. Был со мной такой случай (я учился уже в пединституте). На семинаре по марксизму-ленинизму я попросил Библию – для ознакомления, мол, чтобы лучше проводить в школе атеистическое воспитание. Преподаватель В.Г.Зыхин в ответ на мой интерес сообщил куда следует, и меня не допустили к государственным экзаменам. Однако впоследствии госэкзамены я всё-таки успешно сдал и получил диплом преподавателя физики. В 1969 году вступил в партию, т.к. в апреле того года меня назначили первым директором Сыктывкарского целлюлозно-бумажного техникума, а беспартийного директором не поставили бы. Так что у меня вера и партия шли в жизни параллельно. Но, извините, отошёл от темы.

Село Вотча старинное. Я лично прочитал в книге «История России с древнейших времён» слова: «Водча, Карйыв упоминается в 1032 году». Вот какая древность. «Карйыв» в переводе с коми – это «верхняя часть города». Это местечко в Вотче. Там в 1840-х годах была построена каменная церковь. В настоящее время здание её полуразрушено. Рядом Юрий Екишев в середине 1990-х годов построил небольшую церковь в деревянном исполнении.

По преданию, Карйыв в древности, в X–XI веках, был со всех сторон огорожен плотно забитыми в землю брёвнами, о чём говорят названия местностей, в частности с восточной стороны городка – нынешних деревень Ляпин Велпом, Ягдор. Между двумя церквями имеется местность Вотник на побережье реки Сысолы. Название её произошло от слова «вот» – «налог». «Вотник» – место, где спускавшиеся к реке должны были платить налог за перевоз.

Оживлённым селом была Вотча, а теперь она похожа на умирающего человека. Из многочисленных (до 1941 года) деревень – Кырул, Ягвыв, Чуман Сикт и др. – остались одни названия. В войну Вотча потеряла 258 человек – только зарегистрированных. Но многие не вернулись в село после Великой Отечественной – трудно очень было на селе, голодали ещё очень долго после войны.

Но что важно. В Вотче всегда 9 мая справляли (но без пьянства) праздник Степан лун – день кончины Стефана Пермского. И в 1945 году этот день совпал с объявлением о нашей победе и конце войны. Вотчинские эту победу связали с именем св. Стефана. Ликование народа трудно передать на бумаге! И до сих пор лично для меня святой Стефан Пермский осязаемо существует.

И.В.Седьюров
г.Сыктывкар

Храм на краю большой воды

Здравствуйте, дорогая редакция! Много раз приходилось читать в вашей газете рассказы простых людей об их родных местах, о скромных сельских церквушках, где всегда найдёшь утешение и надежду. Хочется написать и о нашем храме. Он находится в бывшем имении Натальи Павловны Строгановой. Построен на средства прихожан. Велик вклад в строительство храма купца 2-й гильдии Евстафия Ильича Брезгина. Первым священником был протоиерей Иоанн Салмин. Храм освящён в 1869 году епископом Пермским Неофитом. Имеются подлинные документы о строительстве, освящении храма, рабочие чертежи и др. Много сохранилось архивных документов, так как церковь не закрывалась и ничего из неё не выносилось. Лишь в 1934 году сбросили и разбили колокола, одни языки остались в память о них. Храм находится на самом краю Камского водохранилища и уже был в отчаянном положении – едва не рухнул под обрыв, отвалилось уже крыльцо. Но Господь смилостивился, и берег в позапрошлом году укрепили. Тогда же случилась еще одна радость – одна благочестивая чета из Перми подарила нам щесть колоколов, в том числе благовестник. Люди не забывают нас и помогают богоукрашать и ремонтировать храм. Господь знает их всех имена и воздаст им от щедрот Своих.

А вам, дорогая редакция, мы безмерно благодарны за вашу любовь, милосердие и труд, благодарим за то, что одарили нас радостью общения с православными людьми через газету (по ошибке мы сначала выписали мусульманскую «Веру»). Газеты мы раздавали в школы, больницы, в нашу сельскую администрацию, прихожанам соседних деревень. Пусть хоть один экземпляр попадёт в деревню, но, возможно, его прочтут многие, как и мы первые годы читали. Успехов подай вам Господь в вашем журналистском и издательском труде. Любим, помним и молимся за вас.

Прихожане Христорождественской церкви с.Усть-Гаревая Пермского края.



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга