ДОБРОСЛОВ ЗАЧЕМ МЫ ЗДЕСЬ... Полагаю, по воле Божией образовался наш скит – Кирилло-Мариинский, в память о родителях преподобного Сергия. Через месяц после архиерейского указа о создании обители нас было четверо, а вскоре уже и семеро. Пять монашествующих, из них одна монахиня – матушка Мария, и два послушника. Опыта иноческой жизни я не имел и знал о ней только из книг. Мало его было и у братии. Но нет ничего лучше, как жить братии вкупе ради спасения. Так учит Церковь. За сладостью надежд, однако, приходит горечь, а за горечью – радость. Так закаляется человек для вечной жизни. И вот нас семеро, но я – в ужасе! Мама моя, мама! Господи, Господи! Не скит, а селение грешников. Грызутся подвижники, обзываются, руками размахивают, капризничают. И все, включая меня, понимают, кто главный виновник, – я. Замалодушествовал, растерялся, пришла мысль: а не разойтись ли нам подобру-поздорову, вернуться к тихой приходской жизни, где всё было так ясно. Но потом пришло понимание, что через указ владычный назначил мне Господь послушание. Всё было относительно тихо, пока нас было четверо: мы были разные, несовершенные, но как-то притерпелись друг к другу. Но вот появился пятый, обладающий свойством возмущать души ближних. Пообщавшись с ним, матушка Мария выдвинула ультиматум: «Или он, или я!» Тот, что появился в скиту четвёртым (само смирение и послушание), вдруг взорвался, прямо в храме закричал: «Лукавый, лукавый», – стал размахивать кулаками и грозить, что размажет пятого по стенам. Третий всё молча претерпевал, я радовался, думая: «Вот истинный монах!» Но и он не выдерживает. Я – последний, кто не сорвался, но однажды, увидев, как пятый сладко и, как мне показалось, нагло зевает на службе, не выдержал, ударил его по лбу и велел снять подрясник. Совесть меня не больно обличала, я искренне полагал, что гнев мой праведный, что нагло зевать в храме – хула на Бога. Но потом прочитал у святых отцов, как одного старца спросили: «Что делать, если брат на службе зевает?» «Что касается меня, – отвечал старец, – я бы положил голову брата на колени и покоил бы его». Так пятый брат выявил, кто мы, чего стоим. И мы крепко ошиблись, полагая, что от него один вред. Шестой – он имел опыт монашеской жизни, с ним обошлось, а потом появился седьмой, поселился на время, спасаясь от суеты, алкоголя. Личная жизнь не налажена, два высших образования, последнее из них – юридическое, не спасли его от самого себя, скорее, наоборот. Будучи юристом, он хорошо знал свои права, выпирающие из скитской жизни так, что она содрогнулась и затрещала, умел отстаивать свои заблуждения, требовать равенства и свободы. Человек очень способный. Быстро освоил церковнославянский язык, ему явно нравилось молиться, что до «моно», тут всё было в порядке, а вот с общежительством полный крах. Вскоре в обиходе обители появляются блатные слова: «застучал» и т.п. Началось деление на своих и чужих, создание партий. Большая часть энергии седьмого уходила на моё вразумление. Оказался я в его глазах ни на что не годным человеком. Не было и дня, чтобы он позволил мне забыть об этом, оставить без комментариев. Конечно, я во всём был виноват. Читаю святых отцов: нельзя искать дружбы с настоятелем, станешь дерзким, захочешь занять его место. А начальствующему нужно держаться обособленно, иначе сядут на шею и ножки свесят. Говорю об этом на трапезе, седьмой спрашивает, не без иронии: «А как это?» «А вот как», – отвечаю и, поднявшись на диван, сажусь ему на шею. Сам ужаснулся тому, что сделал, не говоря о моральной стороне: вес мой немалый. Никак от себя не ожидал такого странного поступка, а брат просто потерял дар речи от возмущения. Объясняю: «Вот что я принимаю от тебя каждый день». Спустя какое-то время седьмой брат добыл денег и запил. Увещеваю один день, другой, третий. Не помогает. Советуюсь с братией, имевшей опыт монастырской жизни, что делать. Один говорит: «У нас привязывали к кровати в таких случаях». Другой: «А у нас сажали в холодную». Соображаю: бедняг лишали свободы. Как же так, всё должно на доброй воле строиться. Неужели мне, человеку, как мне казалось, доброму, придётся строить у себя в скиту келью скорби и печали, то есть тюрьму для спасения братии? И понял, что без этого не обойтись. Каждый волен покинуть скит в любой момент. Но, если остаёшься и любовь тебя удержать не может от буйства, терпи узы иного свойства. Уехал от нас седьмой брат. По своей воле. Может, и вернётся, дай-то Бог. Он мне понравился, несмотря ни на что, и знает это. Ошибка моя была в том, что с самого начала не попросил я его написать прошение следующего содержания: «Сознаюсь, что я пёс смердящий, тля и лежу в калу. Я немощен есмь и не могу поправить свою жизнь, отравляю её и себе, своим близким и родным, потому вы, не равный мне, а... высокопреподобный игумен Игнатий, научите меня жить достойно, по-человечески, любить Бога и людей. Приготовьте к жизни вечной. Для достижения оной цели разрешаю лишать меня свободы и поступать по своему усмотрению». Напиши он это, мы не тратили бы время на то, чтобы выяснить, кто из нас лучше разбирается в жизни, а на каждую его претензию я вынимал бы оный документ, напоминая, зачем мы здесь... |