ВЗГЛЯД ВЗЯТКИ И САМОУВАЖЕНИЕ Думается, что мало кто из нас ни разу в жизни не давал мзду за ту или иную услугу. Но когда на днях об этом заговорил заместитель главы ОВЦ Русской Церкви протоиерей Всеволод Чаплин, я вдруг понял одну вещь. Многие годы мы этого бедствия на общецерковном уровне просто не замечали. Отец Всеволод, правда, сказал, что тема не раз обсуждалась, но ни одного значимого примера привести не смог. Так что его выступление на сайте Mail.ru. можно назвать чем-то вроде первого блина. «Люди, дающие взятки, использующие государство в низменных целях, – сказал он, – вредят своей душе и своей стране не меньше, чем те, кто взятки берёт, злоупотребляя властью в личных нуждах...» А потому, заключил отец Всеволод, мы должны начать борьбу с этим злом с самих себя, не мириться с порочной системой, «сложившейся в некоторых областях экономики». Всё сказанное, на первый взгляд, бесспорно, но отрезвляющего эффекта, судя по реакции пользователей интернета, явно не произвело. К тому же по времени это обращение совпало с высказыванием другого священнослужителя – отца Иоанна Охлобыстина. Отвечая на вопрос журнала «Власть», он поделился следующим воспоминанием: «Однажды мне случилось дать внаглую чиновнику аж $1500. Нужно было быстро решить одно дело для нужд Русской Православной Церкви, из-за волокиты оно грозило затянуться. Захожу в кабинет и сходу говорю: “Я парень тушинский, и у нас принято...” И кладу на стол конверт с $1500. А у чиновника изо рта только междометия посыпались: “О-о-о-э-э-э-у-у-у”. Но взял, не поморщился. А чуть ли не на следующий день его перевели в другое место. Не знаю, может, он и замолвил словечко, но с новым начальником дело решилось быстро и даром». Довольно откровенно, хотя, пожалуй, чересчур жизнерадостно. Вот два типа отношений к взяточничеству. Выявить их помогло следующее обстоятельство. Государство недавно объявило войну коррупции, то есть взялось за проведение очередной кампании. И то, что отец Всеволод высказал своё мнение ни годом раньше, ни годом позже, конечно, огорчает, народ такие совпадения не жалует. К тому же выступлению не хватило, наверное, искренности. То есть если тебя вопрос по-настоящему волнует, это побуждает выходить за пределы выверенных, правильных формулировок. Здесь этого нет, я уже не говорю о сомнительности такого оборота, как «в некоторых областях экономики». А в других, что, сплошная благодать? Например, в социальной сфере, при зачислении детей в детский сад? Известный российский художник-мультипликатор Юрий Норштейн о ситуации с откатами (читай – взятками) чиновникам от кино сказал так: «В головах людей всё полностью перепуталось. Вся страна стала одной сплошной взяткой. Коррупция уже просто проникла в землю, пропитала воздух...» Верим ли мы вообще, что взяточничество можно победить? Боюсь, что нет, хотя история России подобные примеры знала. Тот колоссальный размах взяточничества, который был у нас в середине XIX века, почти сошёл на нет ко времени катастрофы 1917-го. Более полувека у образованной части общества росло самоуважение. Что мы должны сделать, чтобы оно начало расти у нас? Между тем ни о какой сильной государственности, гражданском обществе нельзя говорить, если взятки являются обыденностью, привычны до такой степени, что без зевков и циничных реплик мы не можем этого обсудить. На форуме отца Андрея Кураева, кстати, один из православных вообще предложил взятки легализовать и платить с них налоги. Я так и не понял: шутит он или нет? Но, вообще-то, такая практика существует и в развитых странах. Считается, что в США уровень коррупции очень низкий, но во время выборов каждый кандидат легально получает значительные суммы от различных фирм. Деньги эти в случае победы, естественно, приходится отрабатывать. А так как вся система стоит на выборности, то в оборот ежегодно пускаются миллиарды долларов. Впрочем, что я говорю, разве у нас по-другому... Положа руку на сердце, не знаю, смогу ли я в критической ситуации удержаться от греха взяткодательства. К счастью, до сих пор как-то обходилось. Помню, как пришлось заниматься довольно сложным вариантом приватизации жилья. Чиновник мэрии, который курировал этот процесс, мог запросить очень много, но помог деятельно и бескорыстно. Ничего не пришлось платить и за операцию в больнице. Жена, правда, отнесла коробку конфет, хирург был смущён. Оба случая произошли сравнительно недавно. Бог меня, видно, бережёт в этом отношении, поддерживает веру в людей. Вообще, хороший народ у нас на Севере. На Кубани тоже хороший, но и укола тебе не сделают без мзды. И даже те, кого суммы этих вынужденных подачек не могут разорить, чувствуют себя униженными. И сколько таких унижений приходится пройти многим и многим на протяжении жизни! Поэтому, возвращаясь к словам, сказанным двоими священниками о взятках, всё-таки не соглашусь с о.Всеволодом: хоть закон признаёт преступником и мздоимца, и того, кто взятку даёт, с моральной стороны есть между ними определённая разница. И часто различие это настолько же глубоко, как между насильником и жертвой. Как разобраться в этой ситуации, каков православный взгляд на проблему «давать или не давать», – к сожалению, внятного ответа на это нет. Хотя бы просто потому, что нет и опыта обсуждения проблемы. Здесь можно вспомнить, как православным галицийцам удалось отстоять несколько храмов, когда их силой обращали в унию. Они передали польскому королю Сигизмунду I и его сребролюбивой жене несколько сот волов, чтобы их оставили в покое. Не верю, что православные в данном случае, жертвуя имуществом ради храмов, чем-то повредили себе. И во времена СССР лишь благодаря взяткам, которые передавались уполномоченным по делам религии, удалось сохранить много церквей. В условиях враждебной народу власти были ли это собственно взятки, или эти «откупные» следует называть как-то иначе? Или вот ещё один «сложный» случай. В советское время мой сосед отдал врачу дорогую машину, чтобы тот спас от смерти его супругу. Женщина по сей день жива… Так что же такое взятка в нашей стране? Когда это явный грех, когда глупость, а в каких условиях она становится обязанностью христианина, патриота своей страны? Мне кажется, здесь есть что обсудить в нашей Церкви. Но только делать это надо очень честно и решения принимать не для галочки. Мы должны определиться, в чём можно уступить, а где уже отступать нельзя и следует занять последний рубеж обороны. Так, чтобы понимать: ещё шаг назад – и откроется то дно, на котором разбросаны тридцать сребреников, полученные Иудой за предательство Христа, – эта самая известная в истории взятка. В.ГРИГОРЯН
|