ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

ВЫКУПЛЕННЫЙ ХРАМ

8 ноября – память преподобного Димитрия Цилибинского

– Здание храма мы купили на аукционе три года назад за совершенно символическую цену – тысячу рублей, – говорит батюшка, когда мы с ним подходим к высокому Покровскому храму.

Я немного озадачен: вроде бы храмы не должны продаваться, это запрещено законом. Хотя чему удивляться: в нашей большой стране чего только не бывает.


Покровский храм в Яренске

– При советской власти здание храма принадлежало леспромхозу, – разъясняет отец Адам. – В нём размещались какие-то мастерские, потом склады. Когда леспромхоз обанкротился, решили храм продать. Ко мне обратились люди, которые хотели его купить под хлебопекарню: «Правильно ли это?» Объяснил, что неправильно. Ещё больший грех был бы на нас, если бы наш приход не приобрёл этот древний храм. Восстановить своими силами мы его пока что не можем. Единственное, что сделали, – это законсервировали, чтобы дальше разрушение не шло: починили крышу, в верхнем Покровском храме переложили полы, вставили окна.

– Так и стоит?

– В ней мы служим молебны на Покров Божией Матери и на 9 мая, когда совершается память Стефана Пермского, потому что нижний храм назывался в честь просветителя зырян. В прошлом году для всех жителей Яренска провели здесь выставку икон, церковной утвари, старопечатных книг. Даже работники нашего музея предоставили нам свои экспонаты. Псаломщик Дионисий показал фильм про Цилибу, который сам же и сделал. Ученики воскресной школы продавали свои поделки, рисунки. Деньги от выставки пошли на восстановление часовни Космы и Дамиана.

Батюшка заводит меня внутрь храма. На первом этаже пола нет, одна земля.

– Здесь мы делали раскопки и наткнулись на человеческие кости, – показывает отец Адам в правый угол от входа. – Думали, что обнаружили древнюю усыпальницу. В монастыре в годы его процветания были свои прозорливые и старцы. Но потом выяснили, что земля эта была взята с прихрамового кладбища вместе с костями уже в советское время.

Дело в том, что, когда в храме располагались мастерские, случился большой пожар. Всё тут выгорело, и, видимо, потом землю для отсыпки брали прямо с кладбища.

* * *

Древний Яренский городок на протяжении столетий был крупным торговым центром у зырян. Не зря же Стефан Пермский, более 600 лет идя на Вымь проповедовать слово Божие среди язычников, основал один из своих миссионерских монастырей близ Яренска на берегу речки Кижмы, притока Вычегды. Наверное, место это было выбрано святителем не случайно, потому что через три столетия остров, где стоял городок, размыло водой и все его жители переселились к Михайло-Архангельскому монастырю, построив свои дома около его стен. Под монастырским покровом Яренск процветал, став центром огромного Яренского уезда, в который входили территории современной Архангельской, Вологодской областей и Коми. Даже когда монастырь был упразднён, его место на краю города с большим двухэтажным Покровским храмом и высокой колокольней называлось «монастырьком». В советское время, когда храм был закрыт и отдан под светские учреждения, многие яренчане стали забывать о монастыре и о том, кто является, по сути, основателем их города. Да и вообще почтения к предкам не стало: стали строить свои дома на месте кладбища.

Но даже в богоборческое время, как мне рассказал один верующий, в храме не прекращались службы – незримые. Этому человеку было видение, что в подземном храме Иоанна Крестителя под колокольней – там сейчас располагается кочегарка – служит сам Предтеча перед всеми почившими, захороненными на монастырском погосте со времён Стефана Пермского. Очевидец запомнил в мельчайших подробностях не только облик Иоанна Крестителя, но и монашествующих, подвизавшихся в древней обители, а также и мирян в простых холщовых рубахах и лаптях. У Господа все живы. Эти люди продолжают и сейчас молиться за богоспасаемый град Яренск. Может, по их молитвам здание Покровского храма и было возвращено Церкви.

По крутой лестнице мы поднимаемся на второй этаж в верхний Покровский храм. Отсюда открывается удивительный вид на Вычегду и раскинувшийся внизу одноэтажный Яренск. Он давно уже стал селом, утерял даже статус районного центра. Сейчас здесь проживает пять тысяч человек.

– А вот интересно, – спрашиваю батюшку, – ученик Стефана Пермского преподобный Димитрий Цилибинский был из этого монастыря?

– Таких сведений не сохранилось, – отвечает о.Адам. – Насколько мне известно, прп. Димитрий, как любимый ученик равноапостольного Стефана, подвизался с ним в Усть-Выми, а впоследствии основал свою обитель в Цилибе. Мы каждый год паломничаем со своим приходом туда, к мощам преподобного. Это недалеко отсюда, на противоположной стороне Вычегды. Само селение давно умерло, но храм сейчас, слава Богу, восстанавливают ребята из Питера. Устраивают там лагерь каждое лето, трудятся во славу Божию. К нам заезжают в Яренск. Помогают и нам по мере своих сил, а мы – им, чем можем.

* * *

Я прошу батюшку подробней рассказать о питерских миссионерах – ведь приезжать в такую даль восстанавливать полуразрушенный храм, стоящий на голом месте, – дело не рядовое. Дело в том, что в Цилибе сейчас никто уже не живёт, ближайшее село Суходол – в девяти километрах.


Икона преп. Димитрия Цилибинского

Об ученике Стефана Великопермского прп. Димитрии Цилибинском сохранилось совсем немного сведений; когда он родился, сколько прожил лет и в какое время скончался – неизвестно. Известно, что он был из зырян и основанная им Цилибинская пустынь была тоже миссионерской. В ней подвизались проповедники христианства, трудившиеся в зырянских селениях на нижней Вычегде. Жизнеописание прп. Димитрия сообщает, что он старался во всём подражать своему наставнику. Поэтому и первый храм в своей пустыни посвятил Архистратигу Михаилу. Выкопав под храмом пещеру, он долгое время подвизался в ней в посте и молитве и выходил из неё только для совершения службы и проповеди слова Божия в окрестных селениях. После кончины тело праведника было захоронено благодарными учениками около алтаря храма в основанной им пустыни. Со временем над могилкой преподобного была установлена часовня, в которой над мощами праведника поставлена гробница с его иконописным изображением на верхней доске.

Преподобный Димитрий ещё при жизни почитался как угодник Божий – народ шёл к нему за исцелениями. После его прославления было установлено три дня памяти прп. Димитрия: 6 февраля, 8 ноября и 3-е воскресенье по Пятидесятнице. В летнее время из Яренска в Цилибу в один из этих дней шёл многолюдный крестный ход.

В советское время даже место могилки преп. Димитрия было утеряно. Но с начала 90-х годов прошлого века на святое место в Цилибу потянулись верующие. Вот и одна из экспедиций нашей газеты побывала здесь летом 1999 года. А перед нами здесь побывал иеромонах Стефан (Ульянов) из Усть-Вымского монастыря. Батюшка увидел, что многие могилки на церковном кладбище рядом с храмом разорены гробокопателями, искавшими сокровища. Он собрал косточки, которые были разбросаны повсюду, и захоронил рядом с храмом.

* * *

Одним из постоянных паломников, посещающих Цилибу на протяжении вот уже двадцати лет, является художник-иконописец из Санкт-Петербурга Андрей Валентинович Пономарёв. Каждое лето он приезжает на родину своего отца в деревню Берег, расположенную на противоположном берегу Вычегды, в восьми километрах от Цилибы. Прошлым летом прямо на могиле преподобного он написал икону святого Димитрия Цилибинского, которую подарил яренскому храму. Иконописных изображений святого до наших дней не сохранилось. Но письменное описание его внешности есть в книге «Святые Древней Руси». По этому описанию и создавалась новая икона.

Андрей Валентинович рассказал мне, как Господь сохранил мощи преподобного. Ещё в 70-е годы одна женщина по обету, данному Господу, поставила над могилкой святого железный крест и обвела её металлической оградкой. Ни имени, ни каких-то других указаний на то, кто здесь покоится, она не сделала. И как раз эту единственную могилку вблизи храма и не стали трогать гробокопатели, расценив, что это современное захоронение, где нечем будет поживиться.

Четыре года назад Андрей Валентинович привёз на Вычегду своих учеников из художественной школы. Поселил их в родительском доме. В один из дней решил показать ребятам жемчужину Русского Севера и отвёз их на своей лодке в Цилибу. Начинающие художники были настолько очарованы красотой этого места, что загорелись желанием восстановить огромный каменный храм. На следующий год они уже приехали сюда самостоятельно. И так продолжается теперь каждый год.

Более подробно о восстановительных работах питерских миссионеров я расспросил отца Адама.

– Приезжают больше молодые ребята, – рассказывает батюшка. – В течение года они собирают деньги, в основном отчисляют со своих зарплат. По радио выступают, ходят по учреждениям. В первый год приехало 19 человек, сейчас осталось девять энтузиастов. Но это костяк, те, кто ездит постоянно. В огромной палатке они сделали кухню, на ручье устроили колодец, умывальню, крест рядом поставили. Третий год подряд они занимаются восстановлением храма. Конечно, это огромное двухэтажное здание восстановить им не под силу. Пока что они его законсервировали, чтобы храм дальше не разрушался, деревья срубили на крыше, покрыли её рубероидом. Внутри прибрали, вынесли мешки с удобрениями, в алтаре застелили пол. Благоустроили место, расчистили всё вокруг, прибрали. В этом году вот лодку себе купили, срубили баню. Занимаются ребята серьёзно, хотя только пара человек из них что-то понимает в строительстве. Местные жители и предприниматели им помогают. Из Лены Александр Истомин снабжает продуктами, транспортом, стройматериалами. Один предприниматель из Урдомы дал досок.

– Главный вдохновитель и организатор у них Татьяна Николаевна Сарычева, – дальше рассказывает батюшка. – Она – мама одного из тех ребят, которые учатся в художественной школе у Андрея Валентиновича. Каждое лето она ездит с ними на Цилибу. Там повсюду они поставили огромные обетные кресты. Спрашиваю: «Кто эти кресты у вас делает?» Оказалось, Коля, сын Татьяны Николаевны. Он учится на реставратора. Попросил его и нам сделать один крест. За два дня он сделал девятиметровый Поклонный крест, который мы установили на Микшиной горе на месте часовни Космы и Дамиана. Как раз ребята в этот день уезжали в Питер. Был праздник Преображения, наши «новые цилибцы» приехали сюда, собрались около креста на его освящение. Потом пили чай…

* * *

Рассказал мне батюшка ещё одну историю, связанную с Димитрием Цилибинским. Грустная она или радостная – каждый может рассудить по-своему. Был в Яренске один человек – раб Божий Георгий, который очень сильно почитал преподобного Димитрия. Георгий воевал в Чечне, а после возвращения на родину сильно уверовал в Господа. Стал много молиться, помогать батюшке при храме. Ещё когда работал в леспромхозе, купил себе хорошую иномарку. Только машина Георгию не понадобилась. Решил он всю свою жизнь посвятить Господу, поступил в Артемие-Веркольский монастырь, а свою иномарку подарил батюшке. В монастыре Георгий стал ревностно молиться и поститься, проводил время в постоянных ночных бдениях. Видимо, от чрезмерного усердия у него расстроилась психика, и его стали посещать необыкновенные видения. Игумен монастыря, заботясь о здоровье новоначального, отправил его обратно домой поправить здоровье. Но Георгий и здесь не оставлял своих молитвенных подвигов. Часто ходил пешком из Яренска в Цилибу поклониться преподобному Димитрию. Однажды майским солнечным днём, перед самым ледоходом, собрался туда в очередной раз. Ещё утром ничего не предвещало беды. Георгий по прочному льду перешёл на противоположный берег Вычегды, помолился на могилке. Потом рядом вскипятил чай, поел и собрался в обратный путь. От плюсовой температуры оттаявший за день лёд на реке стал мягким и податливым. И когда Георгий пошёл назад по реке, лёд стал трескаться, начался ледоход – и Георгий провалился в ледяную купель, зажатый со всех сторон огромными ледяными глыбами. Больше его никто не видел, тела так и не нашли. Последние минуты его жизни верующие восстановили по свежему костру и котелку, оставленному у могилки преподобного.

Ещё при жизни о необычных видениях Георгия многие говорили, что это бесовские искушения. Некоторые и смерть его приписали проискам нечистой силы, которая все свои ухищрения направила на то, чтобы погубить его. Сейчас вряд ли кто-то может осудить Георгия. Ведь никто не знает о его загробной участи. Быть может, он пребывает в небесных селениях вместе с покровителем этого края преподобным Димитрием Цилибинским?

Когда я спросил Андрея Пономарёва, для кого они восстанавливают храм в безлюдной местности, он с надеждой в голосе ответил: «Может быть, с этого начнётся и возрождение всего края… Люди не будут уезжать, деревни перестанут вымирать. А со временем возобновится и обитель прп. Димитрия или на этом святом месте образуется какой-то духовный центр для воспитания молодёжи… Во всяком случае, для тех, кто хотя бы немного потрудился над восстановлением этой святыни, это не прошло даром. Каждый что-то приобрёл для своей души».

Евгений СУВОРОВ
Фото автора

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга