ПО СЕВЕРУ

Деревянная часовня в Каменке

В посёлке Каменка Мезенского района завершено строительство часовни, на ней установлен купол с крестом. Часовня маленькая, всего 4х4 метра, но местные жители рады и этому. Когда-то Каменка, построенная в XIX напротив села Мезень, на другом берегу устья одноимённой реки, славилась на Белом море своим крупным ЛДК. Перед перестройкой в посёлке жило шесть тысяч человек, не считая заморских гостей, для которых был даже открыт Клуб иностранного моряка. Но с 90-х годов прошлого века всё изменилось.

– Теперь на рейде перед Каменкой не увидишь судов, – рассказывает мезенский священник, настоятель Свято-Богоявленского храма о.Алексий Жаровов. – Лично я за несколько лет видел только одного иностранного моряка – в храм к нам зашёл матрос с индийской подводной лодки, которая возвращалась после ремонта из Северодвинска и зачем-то завернула в Мезень. Пообщались на ломаном английском, подарил ему иконку, может, что-то останется у него в душе... Раньше суда заходили к нам, чтобы грузиться досками с ЛДК, теперь же комбинат работает один месяц в году. Население Каменки сократилось в два раза, остались в основном старики. Нормально функционирует лишь дизельная электростанция, она и помогла поднять часовню. Сруб делали в 30 километрах вверх по Мезени, в деревне Пёза. Конечно, Каменке нужен большой храм, поскольку в местную библиотеку, где я провожу богослужения, народ неохотно идёт – на полках там фривольные журналы, обстановка совсем не та.

Пока что в Мезенском районе всего два действующих храма – в райцентре и в 70 километрах от него, в Погорельце. Да и в райцентре православные собираются в молитвенном доме, а церковь ещё только восстанавливают.

– В Мезенском крае народ исстари был богомольный, – считает отец Алексий. – Эта земля дала преподобных Трифона Вятского, Исайю и Никанора Ручьевских, в сентябре им в деревне Ручьи установлен памятный крест. Поэтому есть надежда, что православие здесь возродится.

М.ВЫГИН

Поджигателем оказался «свой»

В Карелии стали известны подробности поджога храма Прп. Серафима Саровского. 21 сентября этот красивый храм в Машозере, который на берегу озера строили шесть лет и недавно только освятили, сгорел почти полностью. Выдвигались версии о бесчинствах пьяных хулиганов или сатанистов. Начальник Прионежского РОВД на днях сообщил, что всё было прозаичней: «У сторожа храма возник конфликт с настоятелем церкви из-за оплаты труда. В результате мужчина работу оставил. Ночью 21 сентября, со слов задержанного, он решил забрать свои вещи из церкви и заодно погреться. Мужчина пояснил, что в темноте несколько раз споткнулся и, возможно, опрокинул включённый обогреватель».

Настоятель храма о.Константин Савандер так прокомментировал это заявление: «Лично я не согласен с тем, что конфликт “возник из-за оплаты труда”. В день увольнения сторож получил от меня почти половину зарплаты – 2750 рублей (это за 4 дня работы). Причина конфликта – недостойное поведение сторожа в Епархиальном управлении в день его увольнения». Принять сторожем неизвестного человека пришлось потому, что местные если и согласились идти на эту работу, то за большие деньги. Почти никто из местных не помогал в строительстве храма. По словам священника, храм будет строиться заново. Приходу удалось организовать местную молодёжь для постройки пирса-пристани, планируется строительство приходского дома, чтобы проводить здесь молодёжные лагеря.

По материалам СМИ Карелии

Прикрывая крест

В г. Орлове на Вятке обретены мощи священномученика Михаила Тихоницкого. Он был расстрелян 20 сентября 1920 года за то, что осмелился прочесть с амвона послание Патриарха Тихона. В этом документе Святейший предал анафеме безбожников и братоубийц, заполонивших Россию; большевики отнесли эти слова к себе. Вскоре место упокоения протоиерея Михаила стало привлекать к себе паломников.

Некоторое время назад митрополит Вятский Хрисанф обратился с просьбой к Святейшему Патриарху об исследовании места погребения мученика. Согласие на это было получено и от внучки отца Михаила – Киры Александровны Сельвинской. Желательно было развеять малейшие сомнения. Восьмого сентября сего года специально созданная комиссия приступила к работе. В её состав, кроме священнослужителей, вошли археолог, судмедэксперт, представители прокуратуры и городской администрации. Их трудам не помешала сильная гроза, так как настоятель орловского Богородице-Рождественского храма о.Николай Торопов позаботился о строительстве навеса над могилой.

Мощи были найдены на глубине 90 см. Убийцы не потрудились похоронить их не то что по-христиански, а хотя бы по-человечески. 72-летнего пастыря бросили в яму размером 60х120 см, по всей видимости, ещё живым. Одной рукой батюшка держался за рану, там кость была повреждена пулей, другой рукой прикрыл крест-мощевик и четыре нагрудные иконки. Это было последним движением, на которое у него хватило сил. Ещё одна пуля застряла у батюшки в позвоночнике. Все минувшие годы он почти сидел в могиле, головой к поверхности, прижав руки к простреленной груди. Обуви не обнаружено, святого привели к месту гибели босым, судя по всему, в подряснике, перетянутом кожаным ремнём. «Хотя в данном случае нельзя говорить о нетленности, – поясняет глава епархиальной комиссии по канонизации о.Андрей Дудин, – поразительна сохранность мощей. Они лежали в неблагоприятной почве, с постоянным доступом кислорода, и должны были раствориться почти без остатка. К удивлению специалистов, этого не произошло».

На наш вопрос о том, что последовало за обнаружением мощей, отец Андрей ответил:

– Оставлять мощи в таком виде было немыслимо. Даже если бы это был не священномученик, а любой другой человек – расстрелянный, брошенный, не по-христиански погребённый, на нас легла бы обязанность о нём позаботиться. Но, поскольку отец Михаил был прославлен Церковью, состоялось перенесение его мощей в Богородице-Рождественскую церковь. К его раке приложилось уже множество людей.

В.ГРИГОРЯН

Молодёжь в церкви

Очередные XIII Трифоновские образовательные чтения в Вятке нынче были посвящены роли православия в образовании и культуре. На открытии их прп. Трифон Вятский собрал в Успенском кафедральном соборе многочисленное воинство Христово не только из епархии, но и издалека. С 20 по 29 октября в разных аудиториях областного центра состоялись семинары, встречи, съезды, прошли «малые чтения» и многое другое.

На молодёжной секции люди с трудом находили свободное место в зале. Сотрудник Синодального отдела по делам молодёжи, руководитель «Фёдоровского городка» Александр Ракитин (г.Москва) поделился своими впечатлениями от работы с молодёжью в других епархиях. Прежде всего, Александр отметил, что дела в молодёжном движении РПЦ обстоят неважно. Работа ведётся хаотично и зиждется на энтузиастах. С одной стороны, это плохо, потому что на голом энтузиазме далеко не уедешь, а с другой стороны – плюс, потому что безразличных людей в этом деле практически нет. «Энтузиасты не могут работать с большим количеством людей, – сказал Александр, – только с малыми группами, находящимися в отдельном приходе. В церкви это как раз самая востребованная форма работы».

На общем безрыбье Александр выделил несколько епархий, в которых действительно что-то делается в этом направлении. В Смоленской епархии руководитель молодёжного отдела о.Святослав Худовеков сначала собрал при храме Вмч. Варвары молодёжный приход, из которого потом вырос деятельный епархиальный отдел. Молодёжное движение, которое сформировалось около молодого батюшки, теперь помогает в работе православной гимназии, епархиальных СМИ. «Зная, что всех о.Святослав загружает работой, – рассказывает Александр, – я спрашиваю у одной девушки: “А вы чем занимаетесь?” “Достоевского читаю”. – “???” – “Батюшка меня благословил полгода читать Достоевского, а через полгода написать статью «Достоевский и Православие»” для Епархиальных ведомостей».

«Вполне принципиально о.Святослав не берёт денег у спонсоров, считая, что деньги нужно зарабатывать, – продолжает рассказ об интересном опыте Александр Ракитин. – При их молодёжном движении существует производство церковных сувениров, которые хорошо раскупаются и пополняют казну, расходуемую в том числе и на социальное служение».

Иногда, впрочем, активность молодёжи в церкви приводит к конфузам. Организовали бесплатный телефон доверия, где на вопросы молодёжи отвечает священник о.Дмитрий. Эту акцию одна из местных телефонных компаний назвала «Поговорим с Богом» – её устроители установили по городу рекламные щиты, на которых изображён о.Дмитрий, а рядом такой слоган: «Хочешь поговорить с Богом – сделай это!»

...Спешим в ДК «Авитек» на секцию «Духовно-нравственные основы семьи». Многолюдно-то как – в фойе не протолкнуться! Оказывается, продовольственная ярмарка... А подняться по лестнице – и эти же люди могли бы послушать лучших батюшек Вятской земли, программки-то везде висят. Однако зал заседаний заполнен едва ли на треть, и это выглядит символично. Впрочем, именно малочисленность собравшихся способствовала установлению сердечной атмосферы на секции – большинство сидящих в зале задавали вопросы, выступали сами. Перед нами сидела молодая пара: она с длинной косой, он (очевидно, жених) с бородкой, оба в очках – современные Алёнушка да Иван-царевич. И вопрос их был, возможно ли возродить настоящую православную свадьбу. Живо откликнулся отец Евгений Смирнов: отчего же нет – кировский ансамбль «Мир» мог бы помочь величальными песнями да и костюмами. Кстати, активнее всех в зале был Алексей Семёнов, знакомый нашим читателям по публикации в «Вере» многодетный отец из Ижмы, по случайности попавший сюда: путешествуя, он заехал в Киров поклониться мощам прп.Трифона, увидел программку чтений и решил даже ценой опоздания на поезд побывать на секции. Координатор чтений о.Николай и Светлана, руководитель православного клуба «Семья», приняли трогательное участие в определении места его ночлега. И это ещё один символ: все православные должны быть семьёй друг для друга, а главная «духовно-нравственная основа» её – взаимопомощь.

Елена ГРИГОРЯН,
Евгений СУВОРОВ

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга