ХРОНОГРАФ

КРИЗИС

4 ноября, на Казанскую, духовенство Кузбасса отслужило молебен о благополучном преодолении мирового финансового кризиса. Заказал молебен Кемеровский губернатор Аман Тулеев.

Общая точка зрения: Церковь не может равнодушно проходить мимо творящегося сейчас в стране и в мире. Как отметил недавно на пресс-конференции митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, глобальный финансовый кризис «дал повод многим задуматься, а так ли правильно работает сегодня мировая экономическая система и не является ли она чрезмерно связанной со спекулятивным капиталом, когда деньги делаются из воздуха и происходит непонятная для абсолютного большинства людей таинственная игра с понижением и повышением акций, в результате которой одни теряют своё состояние, а другие в одночасье становятся сказочно богатыми людьми».

О том, что экономика утратила всякую нравственную составляющую, говорилось и на состоявшейся в прошлом месяце в Стамбуле встрече предстоятелей Православных Церквей. В заявлении по её итогам было сказано: «Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса, который является результатом извращённой экономической деятельности, лишённой человеческого измерения и не служащей подлинным потребностям человечества, а также погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер».

С учётом того, что простой россиянин ещё только начинает ощущать последствия обвала мировых рынков, реакция Церкви вполне оперативная. Впрочем, пока формулировались ответы на вызовы финансовой системе, вместо определения «финансовый кризис» стали говорить уже о кризисе мировой экономики, кризисе системы международных отношений, кризисе глобальном и даже о цивилизационном тупике. И позиции надо формулировать вновь…

…Один оксфордский профессор биолог-эволюционист как-то написал: «Во вселенной, управляемой слепыми физическими силами… кто-то обязательно пострадает, кому-то обязательно повезёт, но не пытайтесь обнаружить тут ни закономерности, ни причины, ни справедливости... в её основе нет никакого замысла или цели, нет ни добра, ни зла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия».

Эти слова совсем не новы, может быть только своей отточенной холодностью отличаются от сказанных тысячу раз. В обыденной жизни, когда полоса неудач действительно безо всяких видимых причин сменяется полосой успехов, им можно поверить. Православный христианин, разумеется, не согласится с этим, скажет: «Возмездие на самом деле обязательно настигнет грешника», и добавит: «…не на этом свете, так в мире ином». Эта оговорка, видимо, от того, что суда загробного нам всё-таки мало: в современном мире мы слишком часто видим, что зло в самых его отвратительных формах торжествует над добродетелью, и нам хочется, чтобы это зло было повержено зримо, ещё лучше, если б это торжество и по ТВ показали.

Наверное, по этой причине на современный кризис так активно откликнулись христиане Запада, назвав его возмездием Божиим за попрание справедливости в трудовых отношениях, за порочную систему финансово-ростовщической лжи и т.д. И всё чаще приходится видеть, как на последствиях кризиса христиане строят систему доказательств того, что справедливость «всё-таки есть» – и не только на Небесах. Как оборотную сторону этого можно отметить всплеск антисемитизма, фиксируемый социологическими службами в той же Америке.

Снова, как в 20-х годах прошлого столетия, на устах строки «Апокалипсиса», в которых речь идёт о финансовом крахе, когда некий всемирный Вавилон должен «опустеть в один час»: «И купцы земные восплачут и возрыдают о ней (вавилонской блуднице), потому что товаров их уже никто не покупает» (Откр. 18, 9, 11). Вновь начинают прилагать эти слова к ситуации, но уже современной. Интересно, что делают это часто вовсе не христиане, а астрологи (например, на страницах «Комсомольской правды»).

Мне же невольно вспоминаются слова святителя Николая Сербского о том, что «кризис – слово греческое, в переводе оно означает “суд”». «Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, – писал он. – Пока произносилось понятное слово “суд”, была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена… Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанёс удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвёл небывалую панику среди торговцев и менял. И всё для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога». «Как долго продлится кризис? – задаётся вопросом святитель, и отвечает: – До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного».

С тех предвоенных лет, когда были написаны эти слова, утекло много воды. Тот кризис был благополучно преодолён. За прошедшие десятилетия на смену ему приходили новые кризисы, завершавшиеся периодами расцвета – всё это так походило на обычные «качели», о которых говорил профессор-дарвинист: «Кто-то обязательно пострадает, кому-то обязательно повезёт…» И это-то как раз отнюдь не располагает к покаянному настроению, ибо и без признания собственных беззаконий и «победы Всесильного» у «надменных виновников» дела шли вверх.

При этом в разразившемся кризисе, как и в предыдущих, спровоцированных финансовыми воротилами с Уолл-стрит, больше пострадают как раз не спекулянты, а работяги, выбрасываемые на улицу из-за массовых сокращений. Пострадали целые страны, в спекуляциях вроде бы не участвовавшие, в том числе и Россия.

Впрочем, един Господь без греха: Российское правительство тоже вместо того, чтобы вкладывать деньги от нефти в собственную экономику, в благосостояние собственных граждан, предпочитало вкладываться в «высоконадёжные» американские облигации, тем самым пусть косвенно, но тоже участвуя в надувании лопнувшего «финансового пузыря».

И вот вопрос: если это «суд» Божий, то почему он несправедливый? Отчего в нём страдают наименее защищённые? По сути, мы вновь задаёмся извечным вопросом: почему Всемогущий Господь попустил зло в мире? И вновь забываем, что отвечать надо не «почему», а «для чего» или, точнее, «для кого».

Попробуем представить, что Богу совсем нет дела до того, какую финансовую систему мы выстроили. Как нет дела и до того, живут ли верующие в Него при социализме или при капитализме. Всё это – игры человеческие (назовём их, если угодно, качелями) и при чём тут Господь?

А вот до души человеческой Ему действительно дело есть, ведь Он её благой Творец. И каждый такой кризис – это не суд над системой, а преддверие личного «суда» человека, вызов каждому из нас: а ты участвовал в делах тьмы? Ты, отдельно взятый, помог ближнему в трудной ситуации?..

Так, словно бы вызывает Он нас время от времени на смотр, на этакие «сборы христианского воинства», и проверяет на верность, на приверженность свободе. Ведомы Ему сердца наши, знает, что веруем, но какова наша решимость исповедовать веру, явить её миру? Может быть, в этом и состоит смыл таких болезненных попущений Божиих, как нынешний кризис.

Игорь ИВАНОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга