БЫЛОЕ

ПЕШКОМ НА РОДИНУ

Однажды мы уже рассказывали, как потомок коми священников Галина Михайловна Вишерская ездила в Москву наводить справки о судьбе мощей святителя Стефана Пермского (В поисках святых мощей, «Вера», № 412). Так совпало, что полтора века назад, в 1847 году, туда же и с той же целью ездил учитель Усть-сысольского Духовного училища Андрей Попов – дальний родственник Галины Михайловны (он приходился родным братом её прапрадеду). После той поездки учитель обратился к Вологодскому епископу с прошением дать благословение, чтобы на средства зырян была украшена рака святителя, которая к тому времени пришла в упадок. Уже начался сбор денег в Усть-Сысольске, но Вологодский владыка, поставив на прошении резюме: «Смотрено», не дал ход делу.

Недавно Галина Михайловна зашла в редакцию и показала публикацию в «Вологодских губернских ведомостях» всё того же А.Е.Попова – «Путевые заметки от Усть-Сысольска к Вишерскому селению». Напечатана она была 160 лет назад, в 1848 году, а путешествовал за год до этого – тем же летом, когда ездил в Москву поклониться мощам святителя Стефана. Нам показалось это символичным: от гробницы Стефана в лесные вишерские дебри, куда в своё время бежали от его проповеди языческие жрецы. И что примечательно, туда, в некогда языческую Вишеру, Попов отправился пешим паломником – чтобы поклониться православной святыне, Вишерской иконе Божией Матери.

Так уже не раз бывало: те, кто пуще всех держался за дедовское язычество, потом горячее всех и принял христианство. И это проявилось не только на религиозном, но и на культурно-бытовом уровне. Взять хотя бы такой вроде пустяк, как орнамент на одежде. Как утверждают этнографы, в Коми по узорам на вязаных рукавичках можно определить, из какой местности человек пришёл и даже откуда появилась та или иная деревня. Например, орнаменты села Сторожевск указывают, что народ туда пришёл с Вишеры, поскольку в этом орнаменте с самыми древними, достефановскими, символами соседствует и самое густое в Коми средоточение христианской символики. Для сравнения: в соседней Важкурье, где не было такого «языческого подполья», в орнаменте одежды, на прялках вообще отсутствуют христианские символы.

Христианские традиции в старину часто переплетались с языческими. Как рассказывают, в Корткеросе ещё в советское время, чтобы провести колхозное собрание, приводили быка: закалывали, варили и за трапезой открывали заседание. А в Вишере (нынешнем Богородске) сохранилась легенда, что на престольный праздник из леса прибегал белый олень и его закалывали рядом с церковью. Но наряду с этим обычаем, почти языческим, Вишера славилась и православной святыней, к которой и отправился Андрей Попов.

Свои путевые заметки для «Губернских ведомостей» Попов написал как бы от лица светского человека, интересующегося зырянской экзотикой. Между тем сам он родом был как раз из Вишеры, и в этом далёком селе служил священником его отец, из династии известных в уезде священников Вишерских, там же священником и дьячком были два его брата. Сам Андрей также мог продолжить династию, поскольку в 1840-м закончил Вологодскую Духовную семинарию, но предпочёл заняться наукой. Преподавая в Усть-сысольском, Вологодском и Яренском духовных училищах, он, «будучи природным зырянином», перевёл на зырянский язык множество книг. По их списку можно представить широту его интересов: «Краткая священная история», «Наставление, как уберечься от оспы», «Училище благочестия и жизнеописание Св. Стефана, епископа Пермского», «Наставление на зырянском языке, как спасать жизнь людям, впавшим внезапно в смертельные случаи», «Краткий православный катехизис на русском и зырянском языках» и др. По решению Священного Синода он также работал над составлением зырянско-русского словаря, о судьбе которого, впрочем, ничего не известно.

Во время паломничества на родину Андрею Попову было 26 лет. Уже тогда он много думал о судьбе своего народа и писал: «Для просветления нравственности народной, без сомнения, самое лучшее средство, самый чистый источник – христианское воспитание. Если общественная жизнь сближает народы и мирит их в разнородных требованиях, то религия бывает сильно содействующей причиной к смягчению грубых нравов и могущественным влиянием, творит то, чего никогда не сделает никакое воспитание». Читая его отчёт о путешествии, можно заметить, что он весьма критически относился к невежеству некоторых своих земляков. Но, с точки зрения образованных людей, «невежества» в ту пору, за 14 лет до отмены крепостного права, было много не только в Усть-Сысольском уезде, но и по всей России. У крестьян имелись свои обычаи, своя культура, свой образ жизни, подчас непонятные горожанам. Знаменитый философ Питирим Сорокин, создавший в США науку социологию, своё образование начинал в 1902–1904 годах в обычной церковно-приходской школе села Гам, где быт, образ жизни мало чем отличались от быта времён столетней давности. И, живя в Америке, он вспоминал родной Коми край: «Я рад, что прожил детство в этой девственной стране. Даже сейчас, если бы мог выбирать, я не променял бы её на самую цивилизованную среду обитания в самом лучшем жилом районе самого прекрасного города в мире».

– Что замечательно, все сёла и деревеньки, через которые прошёл в этом путешествии Андрей Ефимович, сохранились и поныне, – удивляется Галина Михайловна Вишерская. – Интересно сравнить людей и природу, какими они были 160 лет назад и какие они сейчас.

Эту публикацию в «Губернских ведомостях» Галина Михайловна нашла в Национальном архиве Республики Коми и переписала от руки в общую тетрадь. Перепечатываем в сокращении и с небольшими изменениями орфографии.

М.СИЗОВ

(Продолжение на следующей странице)

.

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга