ХРОНОГРАФ ЧУЖАКИ У нас сейчас много абсурда, особенно по телевизору – вся эта безнациональная попса, «кривые зеркала» и «смехопанорамы». А теперь представьте, что этот абсурд из ящика переносится в вашу жизнь. Звонит вам чиновник департамента по образованию и бодреньким голосом Михаила Задорнова сообщает: «С 1 сентября следующего года ваши дети будут изучать родной язык факультативно или, по желанию, вообще не изучать. Обязательным в образовательной сетке будет только английский, французский или иной иностранный язык на выбор». Очень смешно? Разумеется, вы станете возмущаться, но чиновник осадит: «Папаша, вы что, не хотите добра своим детям? Глядите в будущее – мир глобализируется, все кругом говорят на английском, компьютеры, деловая переписка...» «Да наплевать мне на компьютеры! – наверное, воскликнете вы. – Я русский и хочу, чтобы мои дети тоже были русскими, умели читать и писать на родном языке. Вы что же, отказываете мне в этом праве?!» «Что вы, ни в коем случае. Пожалуйста: два часа в неделю, после уроков, или как там директор вашей школы решит. И не ругайтесь. Мы лучше знаем, что нужно вашим детям, у нас работа такая – думать и решать за вас». Полагаете, такого быть не может? Конечно, никакой чиновник вам не позвонит, не напишет да и вообще не озаботится, чтобы вы что-то узнали. Но в остальном – всё очень серьёзно. С 1 сентября 2009 года в школах России действительно отменяется обязательное изучение национальных языков. Русский, впрочем, как государственный (именно «государственный», а не национальный) язык останется, но удмуртам, коми, чувашам, карелам и многим, многим другим разве от этого легче? Лично мне, русскому, от всего этого страшновато становится. Этот страх – перед чужаками, непонятными мне людьми, которые уже несколько лет командуют в Министерстве образования моей страны. Кто эти люди? Откуда они взялись? Упорство их поразительно. Год назад министр образования Фурсенко обещал запустить реформу в школы 1 сентября 2008 года. Наступил сентябрь, и в «Хронографе» мы порадовались, что Фурсенко вместе с правительством отправили в отставку: «Вряд ли его фигура, как и Зурабова, всплывёт в новом правительстве» (Провокация, «Вера», № 547). Но прошло время – и всё те же лица, тот же проект, только дата новая – 1 сентября 2009 года. Формально федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) «второго поколения» начнёт действовать даже раньше – уже с первого дня наступающего года российские регионы теряют право участвовать в составлении учебно-образовательных планов для школ, будь то включение в программу изучение родного языка или знакомство с культурой и духовностью народа. В ноябре в Казани, где проходило выездное совещание российского Минобрнауки, Фурсенко дали понять, что федеральный закон № 309, утвердивший новый ФГОС, будет саботироваться. В совещании участвовали представители почти всех национальных республик, но тон задавала «принимающая сторона». Президент Татарстана Шаймиев заявил: «Очевидно, что изучение родного языка, культуры – это фактор сохранения национально-культурной идентичности народов Российской Федерации. Не будет преувеличением сказать, что это в значительной мере затрагивает интересы безопасности и стабильности нашего многонационального государства. Не случайно в своём недавнем Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев впервые за последние годы отметил, что одной из наших основных ценностей является межнациональный мир, единство разнообразных культур... Но, видимо, кому-то показалось, что языки народов России недостаточно быстро исчезают. Решили ускорить процесс... Это противоречит российской Конституции, которая устанавливает, что вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении России и её субъектов. Как кто-то может диктовать нам сокращать часы обучения на родном языке? Или предлагают уроки национального языка перенести на внеурочное время… Кто додумался до этого?» В общем, резюмировал глава Татарстана, если данный вопрос не будет рассмотрен Госдумой в установленном законом порядке, у республик не будет иного пути, как сообща обратиться в Конституционный Суд. А без решения этой проблемы Татарстан переходить на новые образовательные стандарты не намерен ни при каких условиях. Слова Шаймиева поддержали представители других республик. Эта речь, опубликованная в газете «Республика Татарстан», фактически – призыв к неподчинению федеральному закону. Заложенная мина начала тикать... Не хочется злорадствовать, но вспоминается, что именно из Татарстана прежде раздавались самые громкие голоса против допуска в школы основ православной культуры. И это притом что ОПК предлагалось включить не в федеральный, а в региональный компонент образования – то есть просто уравнять его с преподаванием национальных языков. Ведь традиционная духовная культура не меньше, чем язык, формирует нацию и целиком относится к ныне упомянутому Шаймиевым «совместному ведению». Борьба за ОПК, длившаяся почти 10 лет, закончилась тем, что с подачи Фурсенко закон № 309 отменил региональный компонент вообще. Вот и получили... Уж если держаться принципа федерализма – то во всём, не выискивая отдельных выгод для себя. Наверное, нынешний светский характер образования наших мусульман в Татарстане и Башкортостане больше устраивает, поскольку они находятся в значительном меньшинстве по сравнению с «потенциально православными», да и в силу специфики ислама им проще, чем нам, сохранять преемственность и расширять круг единоверцев. Но у «светскости» есть обратная сторона – отрицая духовность народа, она, в конечном счёте, отказывает ему и в национальной самоидентичности. Почему в Российской империи не было национальных раздоров? Да потому, что православный царь своих подданных воспринимал как отдельные, самоценные пред Богом народы. И потому они составляли единое крепкое тело государства. Никто в России не угнетал национальные языки, – напротив, в XIV веке, когда вокруг Москвы начали объединяться княжества, святитель Стефан Пермский отправился в Коми край со специально придуманной для «инородцев» национальной азбукой (читайте об этом в сегодняшнем выпуске газеты). Собственно, с этого и началась наша многонациональная Россия. Её строили умные, духовно одарённые люди. И чтобы управлять ею, а тем более проводить реформы, нужно иметь хоть какую-то духовную интуицию. И понимать: исчезнут народы России – исчезнут и русские. Михаил СИЗОВ |