ВЕРТОГРАД

ВОСПИТАНИЕ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Чему вы хотите со временем учить детей, то надобно внушить в то время, когда они бывают младенцами: почти всё то, что они видят и слышат в младенчестве, остаётся в них на всю жизнь.

Опрометчиво поступают те родители, которые при младенцах делают и говорят худое или позволяют другим говорить и делать непристойное: у детей открыты глаза и отверсты уши.

Мать-христианка, даже не получившая образования, становится учителем богопознания для ребёнка с самого его рождения. Перед его глазами она прикрепляет к колыбели св. икону, призывает ангела-хранителя, она наблюдает, чтобы ребёнок не оставался без св. креста, возложенного на него при крещении.

Едва покажутся в глазах дитяти первые проблески понимания, мать, указывая на икону Спасителя, говорит ему: «Это Бог». И счастливо дитя, которое усвоит это святое имя. Пред Ним дитя будет приносить свои первые молитвы; пред Ним с возрастом будет исповедовать свои грехи; пред Ним будет проливать слёзы и просить помощи в скорбях; на Него будет с упованием взирать и на смертном одре.

Дети с самого раннего возраста могут быть приучены: к умеренности (чтобы они привыкли есть и пить, сколько нужно, и выше потребности не напивались и не наедались); к чистоте и опрятности в еде, питье и одежде, к порядку относительно своих вещей; к почтительности относительно старших (они должны обращать внимание на свои слова, поступки и взгляды); к послушанию (они должны немедленно слушаться родителей).

У маленького ребёнка сначала возникает сопереживание радости и много позднее – сопереживание горю ближнего. Малыш готов радоваться по любому поводу, и лишь равнодушие взрослого его настораживает и огорчает. Он активно стремится подключить взрослого к собственной радости, поделиться ею. Куда всё это исчезает у взрослого человека? Почему так часто мы сталкиваемся с «чёрной завистью»?

«Ничто так тесно не соединяет людей между собой, как то, когда они сорадуются друг другу», – говорит Авва Дорофей. Христианская аскетика, отразившая и сформулировавшая многовековой опыт борьбы человека со страстями, предлагает «духовный щит» от зависти – смирение и сорадование. Очень важно, чтобы сорадование, как антизависть, было не чуждо ребёнку.

Способен ли ребёнок сорадоваться? Дошкольники работают для награды сверстника лучше, чем для собственной награды. Но только первый раз. Уже во второй появляется зависть: «У него и так уже один лишний, я тоже хочу!» Сорадование разрушилось на глазах. Причём, чем выше у ребёнка интеллектуальные умения, тем ниже его способность к сорадованию. Возникает зависть, лишь облечённая в форму справедливого распределения. Общая возрастная картина такова: от младшего к старшему школьному возрасту отзывчивость детей к беде другого возрастает, а способность радоваться за другого резко падает. К десяти годам о сорадовании уже, увы, говорить не приходится! Куда оно исчезает? Скорее всего, это итог изъянов воспитания, позволяющего взять верх греховной натуре человека. Многие из нас плачут с плачущими, но многие ли радуются с радующимися? (Василий Великий).

Всё то, что ребёнок узнаёт в школе, должно проверяться и исправляться дома. Оценка ребёнком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и веры должны в первую очередь идти не от школы, а от дома.

Родители должны следить и исправлять совершенно отсутствующий в общественном образовании моральный аспект. Они должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы, какой язык они слышат и каким языком говорят сами и всему этому давать христианскую оценку.

Советы

Господь внушает нам, чтобы мы не раздражали детей, а берегли их, и говорит: горе тому, кто соблазнит одного из малых сих (Мф. 18, 5-6).

Думай не о том, каковы дети теперь, но о том, чем они станут со временем согласно воле Божией, и ты поймёшь их величие. Они предназначены не только к тому, чтобы быть после нас жителями мира, но и наряду с нами сопричастниками Христу, царственным священством, святым народом, народом избранным, ближними ангелов, судиями диавола, утешением Неба, ужасом преисподней, наследниками бесконечной вечности (Ян Амос Коменский).

В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить мы должны сделать красивыми.

В настоящем доме даже самый маленький ребёнок имеет свой голос.

От того, что увидит брат в душе своей сестры, зависит будет для него женщина объект презрения или уважения.

Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу (Царица Александра).

Мы воспитываем ребёнка путём послушания, но послушание можно понимать двояко. Можно его понимать, как дрессировку, но истинное послушание в том, что бы научиться всем существом своим вслушиваться в то, что говорит другой. Его цель – перерасти себя, вслушиваясь в мудрость и опыт другого человека. Тогда вырастают не порабощённые чужой волей недоросли, а зрелые, владеющие собой люди, способные отрешиться от себя ради другого.

Ломать человека, для того чтобы сделать его подобным себе, – нельзя (митр. Антоний Сурожский).

Есть родители, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям своим учителей в удовольствиях и потворствовать прихотям их, а чтобы дети были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, – до этого им мало нужды. Преступное ослепление! Этой-то грубой невнимательности должно приписывать все недостатки, от которых стонет общество (Иоанн Златоуст).

Во время болезни особенно пригодится ребёнку молитвенный навык. Он уже с детства поймёт, что болезнь это не просто температура и головная боль, а нечто большее, что ему посылается. Некое благо даже, в духовном смысле. Потому и называют болезнь посещением Божиим: тело болеет, а душа лечится. Болезнь это не просто неприятность, а духовная школа для всех: посещение Божие, которое касается всей семьи. Господь посещает её и одного укладывает на одр болезни, а других научает состраданию, смирению, любви. Это и школа воспитания и школа взаимной уступчивости. Здесь есть всё. Это целый мир. И в этом мире люди вдруг начинают меняться. Всё приобретает какую-то пользу. Родители теперь выступают как попечители о духовном и телесном состоянии ребёнка. Другие дети приобретают навык заботы о ближнем, сочувствия, подчинения каких-то своих желаний тому, что происходит в семье. В это время желательно читать ему духовные книги, особенно Евангелие. Лет с семи, а то и раньше, можно читать канонический текст, чтобы дитя приучалось к полноценной духовной пище. И ещё жития святых. Их подвиги и терпение укрепят нас (свящ. Алексий Грачев).

«Несправедливые молитвы Бог не приемлет», ответил старец, узнав, что одна мать проклинает своего старшего сына и обвиняет его во всех делах, несмотря на то, что тот содержит всё семейство (пятерых братьев, трёх сестёр) (старец Адриан Югский).

В случае разногласия между мужем и женой в деле воспитания, не спорьте о своих разных взглядах при детях.

Игра и игрушки

На протяжении тысячелетий рядом с широкой дорогой цивилизации – миром взрослых – петляла, теряясь из вида, незаметная тропка мира детства. Всегда бесписьменная, «низовая» с социальной точки зрения, культура маленьких создавала свой особый мир. На протяжении тысячелетий из уст в уста, от одного детского поколения к другому передавались традиционные групповые игры, песенки, считалки, дразнилки. Поражает универсальность этих форм во многих детских культурах мира и в то же время – их особость, непроницаемость для взрослых.

В настоящее время с утратой физического пространства игр – деревенских околиц и городских дворов, с утратой группового взаимодействия и общения дети лишились возможности передачи и усвоения опыта детской жизни, следствием чего, по мнению детских психиатров и психотерапевтов, стал рост детских неврозов и криминализация детской жизни по принципу: «у детей отняли дворы, и они заняли подвалы».

Специалистов-психологов и педагогов всего мира беспокоит то, что современные дети перестают играть. Проведённое недавно в детских садах психологическое исследование показало, что на вопрос: «Во что ты любишь играть?» – пять процентов детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, четыре процента назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки, которыми они просто манипулировали. Большинство детей называли подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, её смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые.

Ребёнок живёт одновременно в двух мирах, в двух системах: один – это мир иерархических связей, система «взрослый – ребёнок», и другой – это мир равных отношений, система «ребёнок – ребёнок».

Естественно, во все времена логику развития личности ребёнка задавало, прежде всего, сообщество взрослых, вначале семья ребёнка, а затем его учителя. Но существует ещё один институт воспитания – это детские сообщества, детские группы, которые выступают полноправными субъектами влияния на развитие ребёнка. И тогда влияние родителей уравновешивается, а то и перевешивается влиянием сверстников. Рано или поздно самой-самой любимой маме суждено услышать, что общению с ней ребёнок предпочитает сверстников. Этим малыш определяет свою потребность в игре и общении с равным.

Групповые игры, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К ним относятся такие традиционные для России игры, как «Лапта», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Жмурки» и другие.

Следует понимать, что все формы детских игр имеют своё внутреннее обоснование, даже такие, как, например, дразнилки. Существуют именные дразнилки – для мальчиков и девочек типа «Андрей-воробей, не гоняй голубей...», а также дразнилки, высмеивающие детские недостатки и проступки: ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность. Например: «Жадина-говядина, солёный огурец, по полу валяется, никто его не ест» или «Плакса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!», благодаря которым в сообществе детей происходит воспитание. Дразнилка действует на жадину, плаксу, ябеду, хвастуна значительно более действенно, чем любые нотации взрослого. Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты (например, ответить дразнилкой-отговоркой, а не ударить обидчика).

Если девочка стреляет, разбирает машины, а мальчик постоянно баюкает куклу и наряжается – необходимо повнимательнее присмотреться к этим детям и мягко подчёркивать преимущества мальчишечьих (для мальчиков) и девчоночьих (для девочек) игр и форм поведения.

Современные игрушки

Маленький ребёнок активно присваивает мир, чтобы его преобразовывать, ощущая себя Творцом, и игрушка – необходимое средство процесса творения. Поэтому чем шире спектр применения игрушки, тем выше её ценность для творчества и тем больше она может развить творческий потенциал самого ребёнка. Поэтому самые лучшие игрушки – природные: камушки, песок, шишки, палочки, лоскутки – они могут быть всем! А чем может быть машинка? Только машинкой, правда, если это грузовик, то, вероятно, ещё и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота и пр. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно очевидна её монофункциональная однозначность – нажимай на кнопки, и всё!

Рассмотрим современные игрушки. Для девочек, конечно, Барби. К куклам прилагается инструкция-программа: сколько у Барби должно быть подруг (оказывается, не меньше 8), одежды, мебели, косметики, «бой-френдов» и пр. Таким образом формируется потребность и перспектива жизни – быть «как хорошая американская девочка».

Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они – дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей её дом и приводящей к ней «бой-френда». На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. Это прекрасно чувствуют сами дети, правда самые маленькие, нередко дающие Барби оценку «плохая», отказывающиеся с ней играть, а то и ломающие её.

Исчезли из продажи куклы-голыши, которым надо шить одежду, которых надо лечить их, кормить и нянчить. Вместо них в магазине – реальные до жути новорождённые младенцы из пластика, абсолютно натуральные – как пособие для акушерок.

Самое главное достоинство мягкой игрушки – дарить нежность малышу. Эта её особенность используется психотерапевтами и просто хорошими педиатрами; и, как показывает практика, симпатичный мишка, пушистый слоник или лохматая собака способны «вылечить» ребёнка от страхов и даже от ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены очень глубинные потребности маленького существа.

А что продаётся сейчас? Мы с вами увидим существ неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Вот в «Детском мире» в центре зала на пальме сидит огромная (ростом с человека) чёрная обезьяна свирепого вида – если она попадёт в спальню ребёнка, то ночные страхи и невроз малышу обеспечены!

Конструктору «Лего» отведён целый отдел, его рекламируют по телевидению, это яркие, красочные, как уверяют, экологически чистые игрушки, которые предполагают конструирование разнообразных сюжетов-картин, развивают конструктивное мышление, учат различать цвета, тренируют мелкую моторику руки. Разве этого мало? Да, это всё хорошо, но... Мальчик лет трёх, играет с маленькими фигурками лошадей и наездников из «Лего». Крохотные лица в широкополых шляпах нахмурены и оскалены, один, особенно агрессивного вида, с открытым ртом и выпученными глазами, видимо изображает воинственную ярость. Вспомним икону святого Георгия Победоносца, лик которого умиротворительно спокоен в то время, как копьё пронзает змия. Гнев и ярость не должны проникать в сердце воина, доблесть русского оружия всегда сочеталась с милосердием к поверженному врагу. Невольно вспоминаются наши старые добрые оловянные и пластмассовые солдатики. Зачем нужно детям так однозначно обозначать негативные эмоции, зачем учить ненависти и злобе?

Подарив любимому чаду миниатюрные наручники и резиновую дубинку, родители должны понимать, что ориентируют ребёнка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие – самый короткий путь решения проблем.

Это вовсе не значит, что любое оружие провоцирует жестокость. Игрушечный меч может оказаться грозным оружием мальчика против страха темноты, средством овладения собственным поведением: четырёхлетний малыш, получив в подарок пластмассовый меч, тотчас направился с ним в тёмную комнату и через некоторое время вышел из неё счастливо улыбающимся: «Он убежал, Бармалей!»

Разумеется, нужно воспитывать в сыновьях смелость, отвагу и мужественность. Но может быть, игрушечные воины, которых вы смастерите вместе с сыном, окажутся более приемлемы для воспитательных целей? На худой конец – полезно порыться на антресолях или дачном чердаке в поисках солдатиков – у сынишки такой поиск сокровищ вызовет восторг.

Маленький тамагочи – такой удобный, не больше брелочка – виртуальный зверёк, за которым ребёнок ухаживает: кормит, укладывает спать, гуляет, т.е. нажимает соответствующие кнопочки. Ну, чем, казалось бы, плохо?

Кроме очевидного физического вреда, от электронной игрушки с чёрным маленьким экраном мелкими изображениями, способными развить близорукость и косоглазие, игрушка воспитывает пренебрежительное отношение ребёнка к жизни и смерти. В первый раз смерть виртуального питомца способна вызвать глубокий стресс, известны случаи попыток детского самоубийства из-за утраты питомца и чувства вины за свою оплошность. Впоследствии «смерть» становится привычной: «Подумаешь! Родим нового!»

Когда ребёнок ухаживает за живым зверьком – пусть это хомячок или черепаха – и тот умирает, для ребёнка это культурное завершение жизненной драмы – он идёт на пустырь, вырывает ямку и хоронит своего питомца, оплакивая его, горюя о нём. И это великое событие в жизни мальчика или девочки. Это действенное сострадание может навсегда запечатлеться в детском сознании в любви ко всему живому – воробью, жуку, цветку в их хрупкости и в их целостности с самим ребёнком. А если малыш почувствует, что он может сделать что-то для живого существа, что он может быть благотворителем, тогда есть возможность ожидать становления и нравственного сознания и экологического мировоззрения ребёнка.

Суть любой игрушки – дать ребёнку проявить активность, когда он хочет играть. Электронная игрушка как бы сама хочет играть, она вызывает ребёнка часто в самый неподходящий момент. В результате ребёнок становится пассивным объектом манипуляций электронного брелка, а собственных родителей не слушается, отчуждаясь от реальной любви в пользу виртуальной.

Лёгкость, с которой ребёнок постепенно реагирует на умирание или на «уход к другому», должна насторожить заботливых родителей, поскольку именно эта лёгкость может запечатлеться в сознании и превратиться в социальную установку в будущем. Детский нравственный эгоцентризм (эгоизм), в отличие от познавательного, не проходит с возрастом и способен превратиться в личностную черту взрослого человека – равнодушие к смерти, горю близкого, безразличие к уходу, болезни любимого, что именуется жестокосердием. Электронная игрушка способна проектировать жизненные установки ребёнка в будущем, формировать моральные стереотипы поведения, нравственные образцы негативного свойства. И это может нравиться, и совесть будет молчать. Ибо размыта грань между живым и сконструированным, добром и злом...

Как выбрать игрушку

Прежде всего вспомним, что есть традиционные, отобранные множеством поколений детей и взрослых игрушки первичные, изначальные, универсальные:

– звуковые (погремушки, бубенцы, свистульки и т.д.),

– двигательные (мяч, волчок, воздушный змей, лодка и т.д.),

– оружие и орудия труда (лук и стрелы, меч, ведёрко, лопата),

– образные (изображения животных, куклы),

– конструктивные (песок, глина, камушки, деревянные бруски и т.п.).

Сюда же относятся палочка, верёвочка, шишка, ракушка и пр. – всё, что может быть всем. В этом непреходящая ценность игрушки изначальной.

Если мы покупаем своим чадам игрушку в магазине или на рынке, то нам придётся стать своего рода экспертами, чтобы трезво и мудро оценить возможное воздействие её на ребёнка.

Посмотрите, из чего сделана игрушка, нет ли в ней вредных материалов (например, дихлорполиуретана). Взяв игрушку в руки, следует на минуту представить себя малышом: какова она на ощупь, не пахнет ли она неприятно, устойчивы ли краски и прочны ли детали и мех. Особенно это касается игрушек для самых маленьких, впрочем, и дети постарше часто склонны целовать любимую игрушку, брать в рот, укладывать с собой в постель. Вы должны быть уверены в том, что материалы, из которых сделаны игрушки, имеют надёжный сертификат качества и соответствуют санитарным стандартам. Конечно, новую игрушку, прежде чем дать её ребёнку, надо перекрестить, окропить святой водой.

Подумайте, какие разовьёт умения игрушка, какие творческие способности? Может, она повеселит, позабавит вашего малыша (как юла, заводная лягушка и т.п.), или поможет ему выработать терпение и координацию движений (как, скажем, пирамидка, мозаика), или укрепит физически (мяч, обруч). А чему может научить кукла с мужскими половыми органами? Или робот-трансформер, превращающийся из человека в монстра и наоборот? Пусть вас не обольщает зачастую лежащая на поверхности возможность, особенно заморской игрушки, якобы интеллектуально развивать ребёнка, – постарайтесь увидеть подлинное её назначение.

Что несёт в себе игра, игрушка, каков её смысл? Какие чувства пробудит игрушка у вашего ребёнка: нежность, доброту, заботу или противоположные – агрессию, злость, раздражение... Даёт ли она возможность коллективного использования – совместной деятельности группы детей, взрослого и ребёнка (как, например, настольные или спортивные игры, конструктор и т.п.)? Ведь именно в игре как совместной деятельности, построенной по принципу «Один за всех и все за одного», складывается умение вашего ребёнка сотрудничать – соотносить свои действия с действиями другого, договориться в спорной ситуации, сопереживать.

Попробуйте определить, соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления. Созданные мастерами рукотворные народные игрушки, часто в противовес фабричным являются носителями духовных ценностей, хранителями опыта прошлого, воплощением гармонии природы и красоты.

Эти принципы помогут вам при выборе игрушек для ваших детей. Помните главное – никакие, даже самые замечательные игрушки, не заменят вашему ребёнку насыщенного и содержательного общения с вами. И ещё. Игрушек не должно быть много, но вашей любви не может быть много.

Но всё же надо сказать, что игрушек, отвечающих этим требованиям, мы сегодня в магазинах найдём чрезвычайно мало. Зато агрессивных, демонизированных – в избытке. Что мы можем противопоставить этому чудовищному валу современных игр и игрушек, обрушенному на наших мальчиков и девочек?

Для самых маленьких

В русской традиции каждое событие в жизни малыша, каждый первый его шаг в каком-то деле или повседневные занятия сопровождались особым действом и словами – песенкой, прибауткой, сказкой. Вот купание:


Водичка текуча,
Младенчик растучий,
Водичка вниз да вниз,
Младенчик вверх, да вверх!
С гуся – вода,
С Тимоши – худоба, да хвороба.

И окатывают ребёночка водой. Или такое неприятное занятие, как стрижка ногтей, может превратиться в сказочку, в которой действующие лица – пальчики малыша, которые мама нежно подстригает и напевает:


– Пальчик-мальчик, где ты был?
– С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем кашу ел,
А с этим пальцем песни пел.

Это всё – традиции пестования. Здесь игрушки и игры – самые немудрёные.

Смысл пальчиковых игр не только в развитии мелкой моторики ребёнка. Они дают ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальчики, ладонь, локоть, плечо – «осознать себя в системе телесных координат, в конечном счёте – сформировать схему тела». Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, даёт человеку чувство уверенности и самообладания. Недаром игры по типу «Сороки» встречаются у многих народов. Современные психологи разработали целое направление таких игр, основанных на народных традициях – пальчиковый игротренинг.

Важно помнить, что малышей надо тетёшкать (поглаживать, тормошить, подбрасывать, похлопывать и пр.), от этого он будет добрее и счастливее. Дети, не получившие радости телесного контакта со взрослым (в домах ребёнка), часто на всю жизнь остаются безрадостностными.

Можно сделать пальчиковые игрушки. Достаточно, к примеру, надеть на палец шляпку из бумаги и юбочку – вот и принцесса. Бабушки и дедушки помнят знаменитого организатора детского кукольного театра в Москве Сергея Владимировича Образцова, прославившегося эстрадным номером, в котором он, надевая на средний палец шарик от пинг-понга, так что получалась кукла-малыш, изображал без слов трогательное общение папы и сына.

Традиционные игры, отобранные сотнями детских поколений и вошедшие в золотой фонд народных игр, должны быть осторожно адаптированы к современным детям и переданы им так, чтобы мальчикам и девочкам захотелось в них играть.

По материалам сайта Завет.Ru

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга