ПО СЕВЕРУ

Онежский крест, брат Кийского

Идёт сбор частичек мощей для Кийского креста, вернее, его Онежской копии, изготовленной в XVII веке. Крест был привезён в монастырь на острове Кий из Иерусалима по распоряжению Патриарха Никона и содержал более трёхсот частиц мощей. Места их расположения на копии помечены золочёными квадратиками. Ныне уже десять из них не пустуют.

Как рассказывает настоятель Свято-Троицкого храма Онеги протоиерей Александр Коптев, крест уже освятился частицами «преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобного епископа Никиты Новгородского, которого сатана в пещере искушал, святителя Иннокентия – просветителя Америки и Сибири, святителя Филарета Московского, благоверных князей Ярославских Константина и Василия, погибших за Отечество во время монголо-татарского нашествия, благоверной княгини Анны Кашинской, святого Елпигия, замученного Юлианом Отступником. О нём известно, что, когда Христос его воскресил, злодей-император не вразумился, и мученик вновь был убит. Есть у нас и частицы мощей Вифлеемских младенцев. Тропари некоторым из этих святых утрачены, сейчас мы их создаём вновь».

– Где находится оригинал Кийского креста? – спросили мы у отца Александра.

– В одном из храмов Москвы. Но хочется, чтобы и у нас, на Русском Севере, была такая святыня. Тогда людям не нужно было бы ехать на Кипр или в Москву, чтобы приложиться к мощам.

– Как вам удалось их найти?

– Всё милостью Божией, это чудо. Сами приходят. Батюшки из Москвы, Архангельска, Ростова откликнулись, помогли. К ним самим частицы тоже приходили разными путями: во время гонений люди их скрывали, потом передавали священникам. Конечно, трёхсот частиц мы собрать не сумеем, но что-то попытаемся. Хочу обратиться через вашу газету: если кто имеет святыни и захочет нам передать, с радостью примем. За отцов, которые нам помогли, молимся всей нашей онежской общиной.

Сейчас в Софрино изготавливаются для креста красивые мощевики. Когда крест будет готов, в город прибудет владыка Тихон, перенесёт святыню из небольшой Лазаревской церкви, где она сейчас хранится, в Свято-Троицкий собор. Службы в этом храме идут уже несколько лет, но восстановление его должно закончиться летом будущего года. Осталось водрузить огромный 20-метровый и 20-тонный купол. Губернатор области согласился выделить для этой работы вертолёт. Иначе не поднять. Среди других новостей прихода – музыкальная группа «Земля Рос» выпустила в свет диск с патриотическими песнями на стихи и музыку отца Александра.

В.ГРИГОРЯН
На снимке: Кийский крест.

Корабль–храм на обочине

Наверное, многим паломникам, бывавшим в Коми, запомнилась деревенька с красивым названием Ляли. Стоит она у дороги как раз на середине маршрута из Усть-Вымского монастыря в Кылтовский. Экскурсионные автобусы часто останавливаются здесь – перед огромным, похожим на корабль Богоявленским храмом: чтобы полюбоваться. Внутри же его пусто. Восстановить его пытаются с начала 90-х годов, восемь священников за это брались. Сейчас с приходом девятого, о.Бориса Прокофьева, положено начало организации общины – проведено собрание среди местных жителей, поданы документы на регистрацию прихода. В ноябре выпущен первый номер приходской газеты «Богоявление».

– Грех жаловаться, – рассказывает о.Борис, – но не всё так просто в Лялях, нашлись там и противники восстановления храма. То и дело выгребаем оттуда бутылки из-под пива, а когда по телевидению рассказали, что прежде в храме был найден клад, так сразу пол разворотили, рассчитывая ещё что-нибудь найти. У меня два прихода: этот и в селе Сторожевск, и я могу сравнивать. Казалось бы, в Лялях мне, как русскому по национальности, должно быть проще – посёлок-то русский. Но в Сторожевске, старинном коми селе, приняли куда теплее. «Ну и что, что русский, у Бога нет национальностей», – сказал мне один прихожанин. Все там говорят по-коми, но как-то не чувствуешь себя чужим. Выучил уже с десяток слов, зайдя в магазин, поздороваться могу, заказать «нянь» – хлеб, и жители добродушно это воспринимают. А в Лялях народ не такой простой, не сразу общий язык найдёшь. И дело, конечно, не в национальностях. Сказывается, что близ Лялей, в селе Серёгово, был большой соляной промысел со множеством рабочих, с пролетарскими традициями. Задолго до революции местный юродивый пророчествовал: «В Серёгово храм порушен будет, а в Лялях устоит до Второго Пришествия». Вот и стоит он. Правда, без людей – безбожие и на деревеньку перекинулось.

Впрочем, по словам священника, остались среди ляльцев искренне верущие люди. Осталась память и о тех подвижницах, которые пытались спасти святыни храма в 1941 году, когда его закрывали. Так, боголюбивая женщина Анна сохранила храмовую чудотворную икону Божией Матери «Скоропослушница». А местная учительница попыталась спрятать церковный фонарь, возглавлявший крестные ходы, и фрагменты паникадила, но позже её жестоко избили, а церковные предметы уничтожили. Помнят здесь и о последнем ляльском священнике Василии Распутине, репрессированном в 1930 году.

– Недавно со специалистом мы обследовали состояние храма, – делится планами о.Борис. – Работы много: нужно укрепить фундамент, просевший из-за дренажа, проведённого рядом с дорогой, устроить металлические стяжки сводов, вставить окна и двери, починить кровлю, полы... Надеемся на помощь боголюбивых людей.

Адрес настоятеля: 167003, г.Сыктывкар, ул. Советская, д. 35, кв. 12. Телефон (821-2) 44-28-93.

М.ВЫГИН

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга