ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

«...И ВО ВСЁМ – ЛЮБОВЬ»

О русской святости после Раскола и дониконовском обряде

(Начало на предыдущей странице)

Более трёх с половиной столетий исполнилось Указу Святейшего Патриарха Никона об изменении числа земных поклонов на великопостной молитве преподобного Ефрема Сирина. Этим было положено начало масштабных реформ в Русской Православной Церкви, ставших причиной трагедии Раскола, которая повлияла на судьбу России и по сей день остаётся незажившей раной.

Сразу же после «никоновских» реформ мнения среди православных в России резко разделились: кто-то честил реформаторов антихристами, кто-то избрал тактику тихого саботажа распоряжений центральной церковной власти, кто-то безоговорочно повиновался священноначалию. Но мало кто знает, что уже в те переломные годы Церковь наша явила тех, кто пытался уврачевать разделение, следуя завету святителя Августина Великого (†430): «В главном – единство, во второстепенном – согласие и во всём – любовь». В их числе были русские святые и чтимые подвижники благочестия, чьё отношение к дореформенному благочестию было как минимум мягче официального осуждения. О них и хочется сейчас вспомнить.

«Нужды им не делал»


Свт. Маркелл Вологодский

Хронологически первым из них является, по всей видимости, архиепископ Вологодский и Белозерский Маркелл (†1663). Святитель Маркелл был постриженником и в течение шести лет (1640 – 1645 гг.) настоятелем Соловецкого монастыря. После смерти Патриарха Иоасафа I его выдвигали кандидатом на Патриаршество. Владыка был в числе участников Соборов 1654 и 1656 годов, его подпись стоит на соборных документах, санкционировавших введение в Русской Церкви обязательного троеперстия. Однако известно, что он не только не совершал гонений на сторонников старого обряда в «своем граде», то есть в обширной Вологодской епархии, но даже «нужди им никаковыя содела». Также есть неподтверждённые сведения, что он жалел о подписи на документе, запретившем двуперстие. Когда владыка почил, его по завещанию похоронили в родной Соловецкой обители в часовне преподобного Германа. Через 15 лет над Соловками разразится гроза: сотни соловецких насельников во главе с архимандритом Никанором отдадут свои жизни в страшном разгроме древней обители. Можно предположить, что в своём дозволении свободно практиковать старый обряд святой Маркелл был верен традициям воспитавшей его обители и её настоятелей: и святого Иринарха (†1628), благословившего его на игуменство, и святого Илии (†1659), хранившего во вверенной ему обители старый обряд ненарушенным до самой своей смерти.

В 1993 году имя святителя Маркелла было внесено в список Собора Соловецких святых (празднование 9/22 августа). На иконе, написанной к установлению соборной памяти в Русской Православной Церкви, угодник Божий изображён с двуперстием. В 2005 году святителю были составлены отдельные тропарь, кондак и молитва.

Перед выбором

Однако свт. Маркелл не дожил до печально известного Собора 1666–1667 годов, на котором были изречены клятвы (анафема) на старый церковный обряд, то есть его допущение старого обряда в своей епархии ещё не было противостоянием общецерковной практике. Первыми святыми подвижниками, напрямую вставшими перед дилеммой, как относиться к «клятвам», стали преподобный Иов Льговский (†1681) и святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский (†1707).


Надгробие свт. Илариона в Рож-дественском соборе г. Суздаля

Святитель Иларион (в миру Иоанн Ананьев) родился в 1631 году в семье нижегородского священника. Шурином ему приходился епископ Коломенский и Каширский Павел (†1656) – единственный архипастырь Русской Церкви, открыто не принявший богослужебные реформы. Он же в 1653 году постриг сродника в иночество с именем Иларион. Пресвитерскую хиротонию спустя год над Иларионом совершил сам Патриарх Никон.

Реформы застали игумена Илариона настоятелем Флорищевой пустыни. Как он сам впоследствии вспоминал, исправления в Служебнике едва не отдалили его от единства с Русской Церковью: с одной стороны, сомнение в правильности исправленных книг, а с другой – нежелание ослушаться Патриарха терзали его душу с одинаковой силой. Преподобный наложил на себя строгий пост и долго со слезами молил Господа открыть ему истину. Его молитва была услышана, и он удостоился видения. Однажды после потребления Святых Даров он увидел на Чаше Кровь и услышал голос: «Совершается ли служба по прежним книгам или по новоисправленным, сила Таинства остаётся та же». С этой минуты все сомнения Илариона исчезли и он беспрекословно повиновался Патриарху.

За праведную жизнь, кротость и смирение Господь прославил преподобного Илариона даром прозорливости и дал власть над нечистыми духами. Пустынь посещал царь Феодор Алексеевич, полюбивший душеспасительные беседы с игуменом Иларионом. 11 декабря 1682 года Иларион был рукоположен в сан архиепископа Суздальского и Юрьевского и вскоре возведён в сан митрополита. Установив в своей обители строжайший общежительный устав, Иларион и в архиерейском достоинстве сохранил совершенное нестяжание – после смерти у него нашли всего три полушки денег. У гробницы святителя Илариона в суздальском Богородице-Рождественском соборе совершались чудеса и многие исцеления; до тридцати из них засвидетельствованы в древнем житии святителя.

В 1982 году имя свт. Илариона, издревле чтимого во Владимирской и Нижегородской епархиях, было внесено в список Собора святых, в земле Владимирской просиявших. В Минее издания Московской Патриархии был напечатан древний тропарь ему, в 2000 году инокиня Кассия (Сенина) составила святому отдельную службу.

Итак, уже задолго до Поместного Собора 1971 года святому Илариону от Самого Господа была засвидетельствована равноспасительность старого и нового обрядов. То, что сам святитель практиковал новый обряд, объясняется, судя по его житию, исключительно соображениями церковной дисциплины и иерархической субординации.

Преподобный Иов, в миру Иоанн Тимофеевич Лихачёв, происходил из боярской семьи, «от предел града Волоколамскаго». Он родился в 1592 году и реформы встретил глубоким старцем. При выборах преемника Патриарху Иоасафу I святой Иов был назван (как и архиепископ Маркелл) в числе кандидатов на Патриарший престол. Уклониться от избрания ему удалось ценой принятия на себя юродства. Вторично юродство св. Иов принял на себя, когда Патриарх Никон предложил ему архиерейство, избегнув, таким образом, чести пред людьми. Св. Иов, несомненно, не только был известен Царю и священноначалию, но и пользовался уважением и доверием в Церкви.

Льговский монастырь близ города Рыльска в Курских землях преподобный Иов основал около 1660 года. Реформа уже началась, но «клятв» Великого Московского Собора ещё не изречено. Между тем вести из Москвы о происходящей в Церкви «пестрообразной прелести» (выражение жизнеописателя преп. Иова ) до него доходят. О неоднозначности происходившего в ту пору говорит такой удивительный факт. Уже после Великого Московского Собора встал вопрос о возведении в священнический сан келейника преподобного Иова – инока Иоасафа. Духовный отец направил его в Тверь, к местному архиерею, также Иоасафу, с которым св. Иов «имел дружество». Владыка Иоасаф, сам новообрядец, поставил своего тёзку во священноиноки по дореформенным книгам. По сути, перед нами первый в русской истории случай, когда хиротония кандидата от старообрядной общины совершается архиереем «господствующей» Церкви по дореформенным книгам.

Открытое противостояние льговских насельников с властями происходит в 1672 году, когда царский стольник Стефан Нащокин организует на Димитриевскую обитель карательную экспедицию «беглых христиан сыскивати». Преподобный Иов, воспользовавшись приглашением казаков, уходит в Область Войска Донского, на реку Чир. Ему на тот момент шёл 81-й год. А его бывший келейник, священноинок Иоасаф, ушёл в польскую слободу Вылев, где местные ревнители старообрядчества вначале усомнились в законности хиротонии пришельца, совершённой новообрядцем, так что пришлось бросать жребий, предоставив дело «Божию суду». Впоследствии он стал весьма почитаем среди старообрядцев, в 1717 году были обретены его нетленные мощи.

Примечательно, что, будучи на Дону и закладывая Богородицкий храм в 1674 году, Иов обратился за благословением к ближайшему архиерею, от которого можно было не ожидать прямого принуждения к принятию «новин», – к архиепископу Черниговскому и Новгород-Северскому Лазарю. Таким образом, сам св. Иов, будучи, безусловно, сторонником «древлего благочестия», старался до последнего не разрывать связи с епископами, даже если иерархия впала в «пестрообразную прелесть».

Преставившись ко Господу в 1681 году, Иов был прославлен от Него нетлением мощей и многими чудесами. Как указывал иеромонах Арсений (Езеров), автор вышедшей в 1996 году статьи «Трагедия древнерусской святости», на Дону местное почитание преподобного существовало и в нестарообрядческой среде; сам о.Арсений прямо именует преп. Иова святым. Остаётся надеяться, что со временем память Льговского игумена будет внесена и в наши церковные календари, как это сделали в РПСЦ («белокриницкие» старообрядцы) в 2000 году, – в надежде, что его святые молитвы будут небесным подспорьем искателям церковного единства в наши дни.

Саровский первоначальник

Менее чем через два десятилетия после создания на Дону обители преподобным Иовом ещё один искатель уединения пришёл в глухой лес при слиянии рек Сатиса и Саровки в Нижегородских пределах. Это был уроженец села Красное близ Арзамаса Иоанн Феодоров сын Попов, получивший при иноческом постриге во Введенском монастыре Арзамаса имя Исаакий. На Сатис он пришёл в 1691 году, однако задолго до него сюда стремились искатели отшельнической жизни. Так, инок Герасим, покидая Саровский лес в 1678 году, предсказал, что «Бог прославит сие место» и будет «объявлена всяческая святыня».

Инок Исаакий, приняв священство в 1692 году, начал обустраивать скит на Саровской горе. Тогда же он столкнулся со старообрядцами в нижегородских лесах: рядом были Керженец и Белбожа, где практически с начала раскола селились ревнители «древлего благочестия». В 1700 году на стоявшей недалеко от саровского скита мельнице попросился переночевать старообрядец Иоанн, «корелин родом», из керженского Ионина скита, просивший милостыню по окрестным сёлам. Там, на мельнице, с ним и познакомился о.Исаакий. Продолжительные беседы Иоанна с о.Исаакием привели к тому, что последний присоединил этого к Церкви и постриг в иночество с именем Ириней. Инок Ириней до самой своей смерти в 1703 году был верным помощником отца первоначальника по управлению скитом, замещая настоятеля во время его отлучек. После он вспоминал, что в сердце о.Исаакия заблуждения раскольничавших керженских скитян «возбуждали скорбь и сожаление».

Инок Ириней рассказал о саровском пустыннике на Керженце. Второе известие о нём исходило от инокини Мелании, возглавлявшей один из старообрядческих скитов на Керженце, встретившейся с о.Исаакием в с.Кременки, куда саровский пустынник приходил по неким делам. Насельницы скита приглашали о.Исаакия к себе, тот уклонился под предлогом «желания безмолвия», но сам просил Господа указать ему, есть ли Его воля на миссию к заволжским старообрядцам, пребывавшим в беспоповском состоянии без храма и таинств. Именно матушка Мелания познакомила о.Исаакия на Макарьевской ярмарке с учениками самого Ионы Керженского – иноком Филаретом и бельцом Иоанном Дмитриевым. Прямо спрошенный Филаретом, какую веру он содержит – старую или новую, о.Исаакий ответил, что служит по старым книгам.

Продолжительное общение Филарета и Иоанна с о.Исаакием привело в ноябре 1703 года к присоединению к Церкви не только их самих, но и всего старообрядческого скита. Условием присоединения инок Филарет поставил следующее: «Можно ли у них церкви быть, а книгам старопечатным в ней по нашей обычности быть? Понеже бо мы обыкли по них в наречии и во всем говорить». На это о.Исаакий не только ответил согласием, но и на следующую весну сам приехал к ним в скит, исповедав и приобщив Св. Таин его насельников. В 1706 году строитель Переяславль-Залесского Никольского монастыря иеромонах Питирим, будущий архиепископ Нижегородский, заложил в скиту церковь, а сам священноинок Исаакий как минимум до 1711 года регулярно ездил на Керженец к присоединённым, причём служил у них по старым книгам, о чём свидетельствует сделанный на него в 1705 году донос монаха Арзамасского Троицкого монастыря Авраамия. Сам о.Исаакий смысл доноса на него позднее передавал так: «…аки бы аз неправославен есмь и Святой церкви противен, си есть, разжигатель и раскольщик и яко с подобными же раскольщики заволжскими общение имею, и в пустыне живут мои ученики монахи, аки бы такожде раскольщики».

Разбирательство по доносу окончилось для саровского первоначальника благоприятно, впоследствии он даже получил за свои миссионерские труды грамоту от императора Петра I, но, чтобы впредь не давать повода к обвинениям, о.Исаакий возбудил ходатайство о строительстве на Саровской горе храма и о юридическом оформлении скита. 16 июня 1706 года архимандритом Арзамасского Спасского монастыря Павлом была освящена в Сарове первая деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы, Живоносного Ея Источника. Этот день считается датой открытия Саровской пустыни и всегда торжественно отмечался её насельниками. За основу устава пустыни о.Исаакий взял устав Флорищевой пустыни св. Илариона (о нём говорилось выше).

Последнее испытание на долю о.Исаакия, к тому времени принявшего схиму с именем Иоанн, выпало в 1733 году: на него поступил очередной донос с обвинениями в государственном преступлении (поддержке некоего Радышевского) и в «сообщничестве с немирными раскольниками». В апреле 1734 года в Саровскую обитель прибыли посланные арестовать его чиновник Тайной канцелярии и солдаты. Братия вышла за ворота монастырские, куда вывели о.Иоанна, окружённого стражей, и чудный старец простился со всеми, сотворив три земных поклона без слов. Рыдания братии надрывали сердца, ибо все предчувствовали, что не придётся им более свидеться в здешней жизни.

«Следствие» по делу иеросхимонаха Иоанна длилось более трёх лет. Он скончался в Петербурге, в застенках Тайной канцелярии, 4 июля 1737 года и был погребён при Спасо-Колтовской церкви Санкт-Петербурга на кладбище, на котором хоронились жертвы канцелярских пытошников. На портрете, хранившемся в Саровской пустыни и позже литографированном во множестве экземпляров, о.Иоанн изображён с лестовкой (старообрядческими чётками. – Ред.). Его память свято чтилась и в его обители, и за её пределами. Хочется надеяться, что его прославление во святых лишь дело времени.

От Сарова до Валаама


Преп. Серафим Саровский

Дело саровского первоначальника продолжили другие насельники обители. На сегодня трое саровских иноков прославлены во святых Русской Православной Церковью. Это преподобные пустынножители: священноинок Серафим (Машнин), его сподвижник инок-схимник Марко (Аксёнов) и игумен Назарий (Кондратьев), бывший Валаамский.

О криптостарообрядчестве (скрытом старообрядчестве. – Ред.) преп. Серафима Саровского уже написано немало. Отмечу лишь, что крест, которым его благословила на иночество мать, был, судя по его внешнему виду, «старого» литья, а его лестовка уцелела доныне и благоговейно сохраняется в Иоанно-Богословском монастыре с.Макаровка Саранской епархии. Паллия старца (принятая в старообрядчестве форма монашеской мантии) хранилась у настоятеля Гатчинской дворцовой церкви протоиерея Назария Добронравина, и в 1858 году в Санкт-Петербурге от неё получила чудесное исцеление единственная дочь императора Александра II Мария. Возможно, что преп. Серафим (тогда ещё Прохор Машнин) выбрал Саров именно за благожелательное отношение к старому обряду.

Ещё св. муч. Михаил Новосёлов высказывал версию о том, что антибеспоповская полемика, которую (следуя заветам отца-первоначальника) вёл с нижегородскими раскольниками св. Серафим Саровский, под пером синодальных цензоров превратилась в антистарообрядческую вообще. Не исключено, что именно лояльность к древнему благочестию Сарова в целом (например, там до самого разгона в 1927 году пели старым знаменным распевом) и конкретно самого о.Серафима была причиной промедления Святейшего Синода с прославлением старца в лике святых. На современных иконах преп. Серафим нередко изображается с двуперстием, а его изображения с лестовкой часто встречались и на образах Синодального периода.

Преподобный Марк Молчальник, как и его великий сподвижник, молился исключительно по лестовке, но, юродствуя, носил её не на шуйце, а на шее, в каковом виде он и изображён на сохранившемся его портрете. Святой Марк преставился ко Господу 4 ноября 1817 года, прославлен от Господа нетлением мощей и чудесами. Он был местно прославлен в Соборе Тамбовских святых в 1988 году.

О преподобном Назарии, посланном за послушание восстанавливать монашеское делание на Валааме (и установившем на Валааме Саровский устав), лучше всего привести малоизвестное свидетельство свт. Игнатия (Брянчанинова). 31 января 1838 года тогда ещё архимандрит Троице-Сергиевой пустыни Игнатий был командирован по предложению обер-прокурора Священного Синода графа Протасова в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь для производства там следствия. В заметках свт. Игнатия сохранилось упоминание о жизни Валаамских пустынников, которое процитирую целиком (далее выделено мной. – диакон М.П.):

«Относительно устава никаких важных перемен не сделано… Ревнители столько увлеклись привязанностию к своему уставу, что с презрением говорят о пении Киевской Лавры, посему можно бы подумать, что валаамское пение нисколько не отступает от печатных обиходов и ирмологов – и напрасно! Ропщут на то, что игумен Вениамин изменил пение, т.е. приказал неотступно держаться знаменного напева по печатным церковным книгам.

Их собственное пение валаамское есть нечто свое, есть искажение знаменного, оно слывёт в южных российских общежитиях (т.е. на Украине, о церковной реформе там ещё во время польского владычества см. в статье Две правды, «Вера», № 378. – Ред.) под именем самодельщины. Кто желает сподобиться слышания сей самодельщины, может пожаловать в скит, там ревнители устава валаамского сохраняют и сию святыню во всей нерушимости: дерут отвратительно в нос без всякого согласия и чина, столько свойственных в церкви – сем земном небе. Киевская Лавра есть такая обитель, в коей церковный устав исполняется неопустительно от йоты до йоты. Устав, принятый Церковию, есть устав Лавры Саввы Освященного, а валаамский устав есть список с Саровского сочинения какого-то иеромонаха Исаакия (т.е. Саровского первоначальника-криптостарообрядца, о котором говорилось выше. – Ред.), аллилуйя двоит заодно с раскольниками, пред всенощным бдением вычитывает полунощницу, в Светлую седмицу вычитывает каноны и акафисты.

...При внимательном наблюдении ясно видно, что причиною всех доносов, всего зла на Валааме есть их устав. Если устав сей и благословлено соблюдать преосвященными митрополитами Гавриилом, Амвросием и Михаилом, то благословлено потому, что в оном избраны разные статьи из сочинений Василия Великого и других Святых Отцов, соображение с коими полезно, а не с тем, чтоб уничтожить устав святой Вселенской Православной Церкви и дозволить на Валааме раскол».


Преп. Герман Аляскинский

Таким образом, и через много лет валаамские насельники хранили саровский устав со всеми его старообрядными особенностями по двугубую аллилую включительно. Сам же святой Назарий ещё в 1801 году, то есть за сорок лет до описанного выше «следствия», оставил настоятельство на Валааме и вернулся в драгоценное для него саровское пустынное уединение. Он скончался в Сарове 23 февраля 1809 года, как и св. Марк местно прославлен в Соборе Тамбовских святых в 1988 году. В 2004 году состоялось его прославление и на Валааме.

Ещё одним связующим звеном между Саровом и Валаамом стал инок Герман (Зырянов), ныне чтимый Вселенской Церковью как святой равноапостольный Герман Аляскинский. В Саров он пришёл в 1773 году шестнадцатилетним юношей и четыре года отшельничал вместе с неким старцем Варлаамом. Через четыре года послушник Герасим Зырянов поступил в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом, где и принял иноческий постриг с именем Герман. В 1781 году св. Назарий Саровский начал восстановление монашеской жизни на Валааме, для чего ему в помощь были переведены несколько иноков из других обителей и в их числе летом 1782 года – инок Герман. Есть косвенные данные, что св. Назарий мог быть св. Герману духовным отцом. В 1793 году инок Герман в составе Аляскинской миссии отправился в Русскую Америку, но до конца жизни сохранил врученный ему «духовный меч» – лестовку. С ней он и изображён на иконе Северо-Американских святых.

Саров и Дивеево


Преп. Александра (Мельгунова)

По промыслу Божию, мужская Саровская пустынь дала цветущие побеги в женском монашестве. Самый известный плод саровского древа, безусловно, Дивеевская обитель. Её первоначальница, преподобная схимонахиня Александра (Мельгунова; †1789), также, по всей видимости, принадлежала к традиции сохранения «древлего благочестия» без разрыва с Церковью: на дошедших до нас портретах св. Александра держит в руках лестовку. В 2000 году преподобная Александра была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а в 2004 году её имя было внесено в общероссийский календарь.

Несколько менее известна жизнь другой ученицы саровских старцев – духовной дочери строителя иеромонаха Исаии I преподобной Марфы Кирсановской, в схиме Маргариты (Апариной; †1800). Поскольку некоторое время у о.Исаии окормлялся и св. Серафим, кирсановская подвижница и великий саровский пустынник духовно сблизились и между собой. В своей обители преп. Марфа ввела Саровский устав, не нарушавшийся до самых времён большевистских гонений. Преподобная была прославлена в лике местночтимых Тамбовских святых в 1988 году. При обретении мощей преп. Марфы в 2005 году в гробу с её честными останками обнаружились медный крест (подобный тому, который носил на шее сам св. Серафим) и две лестовки – в руках святой и под возглавницей. Крест и лестовки ныне выставлены для почитания. Святой составлена отдельная служба.

Автору известен случай передачи частицы мощей св. Марфы в один из подмосковных приходов «белокриницкой» иерархии, где она почитается как именно старообрядческая святая, несмотря на её общение с «господствующей» Церковью. Остаётся лишь молиться, что опыт общего почитания старообрядных угодников Божиих послужит делу примирения расколотых частей Русской Церкви.

Саров и Чикойская миссия


Преп. Варлаам Чикойский

Отдельной строкой в истории русских святых, связанных со старообрядчеством, стоит жизнь и деятельность ученика святого Серафима – забайкальского пустынника преподобного Варлаама (Надежина; †1845). Основанная им Чикойская миссия – один из самых успешных единоверческих проектов вообще в Русской Церкви.

Уйдя в Чикойские горы, св. Варлаам довольно быстро столкнулся с беспоповцами, массово селившихся в Забайкалье едва ли не с аввакумовых времён. Но горячая вера, с которой он служил Богу и людям, невольно располагали к нему сердца даже закосневших в расколе. Бывая с требами в домах старообрядцев, отец Варлаам завоевал у них большой авторитет, что послужило делу открытия единоверческих храмов. Одним из безусловных признаков доверия старообрядцев к отцу Варлааму было то, что они без тени колебания отправляли своих детей в организованное в Чикойском монастыре училище.

Воодушевлённый успехом проповеди отца Варлаама, Преосвященный Иркутский Нил исходатайствовал в Святейшем Синоде средства на строительство второй на Чикое единоверческой нижненарымской церкви. Архиепископ Вологодский Иринарх уступил для храма древний антиминс, освящённый ещё в 1544 году. Для нужд церкви были высланы старопечатные книги: Требник, Служебник, Постная Триодь, которые в извещении об отправке Преосвященный Нил назвал подлинным сокровищем и просил игумена Варлаама порадовать прихожан и священника этим приобретением. Искреннюю заботу о храме проявил святитель Филарет, митрополит Московский. Глубоко сочувствуя пресечению раскола на Чикое, он в 1842 году прислал для нижненарымской Покровской церкви древние священные сосуды.

Всего за время миссионерских трудов отцом Варлаамом было обращено до пяти тысяч душ и устроено несколько единоверческих церквей. По просьбам местных жителей священники часто служил даже в часовнях старообрядческих селений. Во многом этому способствовала личная подвижническая жизнь Серафимова ученика, простота его убеждений. В 1984 году преподобный Варлаам, пустынник Чикойский, был прославлен в Соборе святых, в земле Сибирской просиявших, в 2002 году в разорённом безбожными гонителями Предтеченском скиту были обретены его святые мощи.

Святитель Филарет


свт. Филарет Московский

Деятельность святого Филарета Московского, серьёзно поддержавшего Чикойскую миссию, в старообрядческой литературе принято описывать исключительно негативно. Но несколько лет назад был обнародован меморандум свт. Филарета, представленный в 1857 году на усмотрение Святейшего Синода и заставляющий, как мне кажется, по-иному взглянуть на отношение великого иерарха к старому обряду. Святитель предлагает Преосвященным членам Синода (и это в середине XIX века!) создание Единоверческой викарной кафедры в Московской епархии, подчинив ей «по усмотрению надобности… Единоверческие Церкви». Предлагалась не просто возможность служения старообрядных священников среди отделенных от Церкви, но свт. Филарет допускал перевод новообрядческих священников ради этого на старый обряд. К сожалению, Синод (по неизвестным причинам) «не соизволил» на это Донесение, отложив тем самым появление единоверческого епископата более чем на полвека (первый в России епископ- единоверец, свт. Симон Охтенский, был хиротонисан в 1918 г.). Но сам факт появления этого документа свидетельствует: пути к преодолению (а не к уничтожению) раскола изыскивались русскими иерархами и в «николаевское» время.

Стоит отметить и то обстоятельство, что духовником свт. Филарета был наместник Троице-Сергиевой лавры преподобный Антоний (Медведев, †1877), саровский послушник, ученик преподобного Серафима. В молодости Андрей Медведев выдержал нешуточное искушение, обусловленное близким общением с беспоповцами какого-то крайнего толка: они отрицали возможность нетления св. мощей и чудес от них. Он едва не отпал в раскол, но вразумлённый у раки с мощами благоверного князя Глеба Владимирского, более шестисот лет нетленно почивавшего в Успенском соборе Владимира, будущий архимандрит Антоний остался в безусловном повиновении Церкви. Так что влияние саровских традиций (пусть и опосредованное), несомненно, должно было сказываться и на московском святителе. Именно святой Антоний выступил инициатором как защиты святителем Филаретом Дивеевской обители во время смуты, разыгравшейся вокруг игумении Марии (Ушаковой; †1904) и иеромонаха Иоасафа (Толстошеева; †1884), истинная роль которого в саровских и дивеевских делах не прояснена до сих пор, так и попечения об издании в 1841 году первого жизнеописания преподобного. По сути, святые Филарет и Антоний сберегли для России имя преподобного Серафима, противостав всем тем, кто предпочёл бы предать имя старца забвению.

Белогорская миссия


Белогорский архимандрит Варлаам

Ещё один крупный миссионерский проект связан с именем тёзки чикойского пустынника – святого преподобномученика Варлаама (Коноплёва), архимандрита Белогорского (†1918). Святой Варлаам, в миру Василий Ефимович Коноплёв, родился в 1858 году в Осинском уезде Пермской губернии в беспоповской семье. Он получил домашнее образование, самостоятельно приохотился к чтению Божественного Писания. Понимая, что спасение без таинств невозможно, он вступил в поповское «белокриницкое» согласие, а позже, в 1893 году, вторым чином был присоединён к РПЦ на началах единоверия. Вместе с ним в единоверие последовало более тридцати человек, в том числе вся его семья. Новоприсоединённый принял иноческий постриг и стал первым настоятелем созидаемого миссионерского монастыря на Белой Горе. Эту обитель позже назовут Уральским Афоном. На последнее белогорское торжество – освящение летом 1917 года четвёртого обительского храма, каменного Крестовоздвиженского собора – собралось несколько десятков тысяч паломников. В братии состояло до полутысячи насельников.

Именно на Белой Горе в начале XX века духовно окормлялись инокини кирсановского Тихвино-Богородицкого женского монастыря, основанного св. Марфой Кирсановской (которую почитают старообрядцы, см. о ней выше). Многие насельницы обители избрали св. Варлаама своим духовным отцом. Возможно, перед нами – ещё одно свидетельство внутреннего единства носителей дораскольной традиции и их тесной связи между собой. Чем иным объяснить выбор тамбовских инокинь духовного отца в далёкой Пермской земле?

Белогорская миссия была прервана безбожными гонителями – в августе 1918 года большевики захватили обитель. Многих монахов после зверских пыток убили. Архимандрита Варлаама арестовали и по дороге в уездный город Осу расстреляли.

В 1998 году преподобномученики архимандрит Варлаам и братия Белогорского монастыря были прославлены в лике местночтимых Пермских святых, а на Юбилейном Освященном Соборе 2000 года их имена были внесены в общецерковный календарь.

* * *

Здесь приведены далеко не все имена подвижников, кто хранил в себе дух старой дореформенной Руси и был той духовной скрепой, которая, несмотря на раскол между воинствующими старообрядцами и новообрядцами, не позволяла Церкви окончательно разделиться внутри себя. Многие из этих подвижников ещё не прославлены, хочется верить, что это дело времени.

Диакон Максим ПЛЯКИН,
клирик новообрядческого прихода храма Рождества Христова (г. Саратов)



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга