ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

У НАС ОБЩИЕ СВЯТЫЕ

В начале зимы в Александро-Невской лавре состоялась конференция «Раскол: догмат и обряд», организованная миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии. Примечательно, что предварила её православная литургия в храме Новомучеников и исповедников Российских, совершённая по старому обряду. Раньше подобное представить было трудно – за последние годы при Патриархе Алексии II и непосредственном участии ОВСЦ МП было много сделано, чтобы уврачевать раскол между «старообрядцами» и «новообрядцами».

Нынешнее сближение было бы невозможно без сознания того, что старый обряд – двуперстное знамение, богослужебный устав и т.д. – неотделимая часть нашей церковной традиции. Об этом чётко сказано в решениях Поместных Соборов 1971 и 1988 годов, об этом свидетельствует и история святости нашей Церкви. Вот хотя бы такой, вроде бы незначительный, факт: на стенной росписи Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, где проходят все важнейшие собрания Церкви и скоро будет избираться новый Патриарх, преподобный Серафим Саровский изображён со старообрядческой лестовкой и рукой с двуперстным крестным знамением. Подобное можно видеть и на некоторых других иконах наших святых. Чем это объяснить?

На этот вопрос отвечает интересное исследование «новообрядческого» клирика храма Рождества Христова (г. Саратов) диакона Максима Плякина, которое мы публикуем со значительными сокращениями. Также он дал нашей газете интервью.

– Отец Максим, судя по вашему исследованию, преодоление раскола со старообрядцами началось сразу же после реформ Патриарха Никона – причём внутри Церкви, на уровне высшей иерархии?

– Конечно. Любой раскол, с точки зрения нормальной, канонично устроенной церковной жизни, противоестественен, как противоестественна всякая попытка разделить Единого Христа и Его Хитон, то есть Церковь. Поэтому для церковно мыслящего человека искать попытки к преодолению раскола столь же нормально, как дышать, как причащаться. Сейчас пред нами близок пример – подвиг почивших святителей Русской Церкви Святейшего Патриарха Алексия II и Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра. Им Господь дал редчайшую возможность – не создавать новый раскол, а уврачевать существующий. Мы, их современники, вероятно, ещё не вполне осознаём вселенской значимости того дела, завершив которое, они практически сразу предстали Господу. Они выполнили своё дело на земле, и Господь призвал их к Себе. Молю Господа о том, чтобы нашлись подобные им делатели, которые сумеют поставить точку в ещё одном затянувшемся русском расколе – старообрядческом.

– Почему так мало известно о внутренней работе в Церкви по примирению старого и нового обрядов?

– Слишком долго в сознании русских людей держались два противоположных заблуждения (да и изжиты ли они сегодня?): заблуждение чад «господствующей» Церкви в том, что любой носитель дореформенной традиции автоматически сопричисляется к «немирным раскольщикам», что влекло в Российской империи не только церковные, но и государственные прещения. А заблуждение «старообрядцев» было в том, что Церковь, в которой возобладали реформаторы (притом что как минимум часть реформ была для Церкви насущнейшей необходимостью), они признали владениями воцарившегося по всей Вселенной антихриста. Потому очень многие факты из житий русских святых, которые объединяли старое и новое, попросту вымарывались цензорами – с обеих сторон, замечу. Многие, опять-таки с обеих сторон, до такой степени свыклись с самим состоянием разделения, что стали считать его нормой. Особенно это видно по старообрядцам-беспоповцам, но разве мы сами, чада «господствующей» Церкви, вовсе этого лишены? А когда раскол воспринимается как норма, тут уж не до искания единства...

– Что меняет в нашем отношении к расколу тот факт, что у РПЦ и старообрядцев есть общие святые?

– Это даёт, прежде всего, почву для искания единства. Приведу ещё один близкий по времени пример. Не будет преувеличением сказать, что почву для нашего воссоединения с РПЦЗ начали готовить два человека, которые, скорее всего, о таком масштабном аспекте своей деятельности и не думали. Я имею в виду святителя Иоанна (Максимовича) и иеромонаха Серафима (Роуза). Легко сказать: «Эти праведники просто служили Богу»! Но посмотрите, как Господь устроил. Аскетические подвиги свт. Иоанна привели к тому, что его стали почитать не только в РПЦЗ, но и у нас, хотя мы были тогда разделены. И книги отца Серафима Роуза, которыми мы зачитывались, также приблизили к нам «зарубежников». Хотя специально никто из них не ставил такой цели. Своим исповеданием православия они подготовили почву для осознания того, что мы все – и «эмпэшники», и «карловчане» (я намеренно привожу бранные клички, а не названия Церквей, чтобы была понятна глубина раздора) – находимся в одной Церкви, что в духовном плане у нас нет раскола, раз РПЦЗ рождает таких святых. Точно так же, если понять, что «старообрядческий раскол» был способен рождать святых и они ими чтятся так же, как и нами, это будет первым шагом к единству.

– Многие как среди старообрядцев, так и в РПЦ, думают, что единоверческая Церковь, где служат по-старообрядчески, а канонически подчиняются Московской Патриархии, всего лишь «миссионерский проект» по вовлечению старообрядцев в лоно РПЦ.

– Древняя Церковь вообще не знала понятия обрядовой унификации. От первых веков христианства до нас дошли десятки чинов литургий, совершавшихся в самых разных странах. За многими обрядовыми различиями стоят имена великих святых (хоть порой и мало известных современным христианам). И потому, мне кажется, просто глупо видеть «миссионерский проект» там, где мы обязаны увидеть восстановление исконной традиции Церкви. Старообрядные единоверческие приходы – такая же неотъемлемая часть Русской Православной Церкви, как и новообрядные. Как раз подлинное миссионерство будет в том, чтобы объяснить (говоря словами почившего Патриарха) ценность «великого литургического сокровища» старого обряда. А с другой стороны – обеспечить подлинную равночестность богослужебных традиций, дающую возможность для развития обеих форм славянского богослужебного уклада. Давайте попробуем последовать евангельскому «книжнику, наученному Царству Небесному», у которого в его сокровищнице – и новое, и старое (Мф.13, 52).

– Ваш исторический очерк, который мы публикуем, удивляет обилием ссылок на разные документы, в том числе малоизвестные. Долго длилось ваше исследование?

– Более 10 лет. Да и сейчас эта работа далека от завершения. Между тем вот решил сделать такой обзорный очерк – после беседы с иереем Иоанном Миролюбовым, секретарём Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Подобных обзорных исследований до сих не было, и даже сами российские единоверцы подчас не знают о собственных святых.

– Почему вас лично заинтересовала эта тема?

– Моя родная Саратовщина – исконно старообрядческий регион. Именно в нашей губернии располагались знаменитые старообрядческие монастырские комплексы – Иргиз и Черемшан. Иргизские обители сами старообрядцы называли «новым Афоном» (в противовес греческому Афону, «павшему в никонианство»). По разным оценкам, в середине XIX века в Саратове от 40% до 60% населения относилось к разным старообрядческим согласиям. И именно у нас, на Нижней Волге, особенно болезненно ощущается трагедия разделения Русской Церкви. Обособленность, подчас озлобленность старообрядцев против «никониан» – это наша общая боль, общая беда. И для меня поиск связующего звена, той святости, пред высотой которой могли бы равно склониться все русские православные люди, был, конечно, естественен.

Записал М.СИЗОВ

(Продолжение на следующей странице)



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга