ХРОНОГРАФ УМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ Дальний деревенский приход, вечерня, на службе стоит человек семь, включая хор, руководимый молодой попадьёй. Богослужение идёт своим порядком, на великой и сугубой ектениях молитвенно поминается предстоятель Церкви с добавлением слов «избранный и нареченный» – Патриарха только что выбрали, и интронизации не было. Завершилась служба, и вдруг хор затянул: «Великому Господину и отцу нашему Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, мно-огая лета-а...» Священник, стоявший пред царскими вратами, вздохнул и махнул рукой: ну что поделаешь с этими женщинами? Не вытерпели, сами «совершили интронизацию». Признаюсь, я тоже подхватил «многая лета» – в полном единодушии с прихожанками. Действительно, ну сколько можно ждать? Месяц без Патриарха показал, как привыкли мы к его объединяющей и умиряющей миссии. Не стало Святейшего – и среди православной общественности наших столиц начались какие-то непонятные споры. Сидя в тихой своей провинции, с изумлением глядел я на заголовки весьма уважаемого православного информагентства: «Наглая выходка Кирилла Фролова», «Кирилл Фролов будет выгнан из СПГ» и т.д. Сам же Фролов, один из основателей «Союза православных граждан», за словом в карман не лез и в выражениях не стеснялся, даже в адрес одного украинского архиерея. Поводом для свары стал вопрос, использовать ли жребий при выборе нового Патриарха. Будто победа в споре могла что-то изменить. Об этом предсоборном времени хорошо сказал иеромонах Серапион из Ярославской епархии: «Различные люди, несомненно желающие блага Церкви, часто вступали в конфликты, имеющие личную основу, но облекающиеся в доктринальную форму. Это привело к нестроениям и уменьшению любви». Батюшка сетует: как же теперь примирить этих людей? Конечно, дискуссии нужны, только по более серьёзным вопросам, которые накопились в православной жизни в последние годы. Не случайно сразу после избрания Патриарха Поместный Собор принял определение, в котором говорится, что «Священному Синоду надлежит озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения», то есть создать нечто вроде церковной Общественной палаты или «предсоборных совещаниий», какие действовали накануне Поместного Собора 1917-1918 годов. Сейчас это определение активно обсуждается священниками и мирянами. Многие предлагают сделать такие совещательные органы при каждой епархии. Они бы позволили правящим архиереям более тщательно готовить вопросы для Архиерейских Соборов, которые проводятся сравнительно часто, и тогда бы Соборы могли учитывать не только мнение епископата, но и мнения и пожелания всех членов Церкви. Станут ли эти «дискуссионные площадки» местом раздора и началом нестроений в епархиях – это уж будет зависеть от мудрости и христианской любви самих участников дискуссий. Святейший Патриарх Кирилл, указав на необходимость «слышать голос Церкви», подчеркнул, что «никаких реформ, которые бы спускались сверху, травмируя людей, не будет». И добавил: «Упаси Бог хоть одному Патриарху войти в историю с именем реформатора». Значит ли это, что если назреют реформы, то проводиться они будут «снизу», через учреждённые для этого «предсоборные совещания»? Авторитетный священник Александр Шаргунов в интервью «Русской линии» заметил: «Важно, чтобы под предлогом желания большинства не было легкомысленного поворота к необоснованным реформам и переменам. Как известно, понятие “большинство” – вещь очень двусмысленная. Большинство может кричать “Осанна!”, а через несколько дней – “распни Его!”. Поэтому нужна разумность, осторожность, осмотрительность». Такая же осмотрительность нужна и в обращении к миру. «Сегодня наша Церковь, как в своё время и Католическая, стремится вырваться из самозамкнутости, она озабочена судьбой будущих поколений, – отметил протоиерей Александр, отвечая на вопрос «Русского журнала». – После Второго Ватиканского Собора (1962–1965) многие католические епископы и священники повернулись к миру, чтобы попытаться помочь ему. И была некая крайность, она заключалась в принятии ценностей мира... Иногда кажется, что даже если бы по всем каналам телевидения и радио звучало одно Евангелие и объяснение его, то это было бы лишь “сеянием при дороге”, согласно евангельской притче. И у нас призыв распахнуть все окна, “открыться” миру, в то время как воздух мира отравлен, едва ли может быть уместен». Между тем спрятаться от мира не получится. Накануне Собора, встречаясь со студентами Московской Духовной академии, будущий Патриарх сформулировал это предельно жёстко: «Россия вступает в очень опасную эпоху глобализации. Это будет прямое столкновение идей и духа. Всё это может кончиться Апокалипсисом, если мы с вами будем слабы, если мы проиграем это реальное соприкосновение сил и идей. У нас с вами нет права проиграть историческую битву за Россию. Как мы говорим, что есть часть вины у Русской Церкви за трагедию 17-го года, так не дай Бог, если будущие поколения скажут, что у Русской Церкви снова была часть вины за разрушение духовной традиции Святой Руси. Мы исторически уже многие битвы проиграли как страна и даже как Церковь. Но нам предстоят очень серьёзные духовные сражения». Так совпало, что за несколько дней до избрания нашего Патриарха в Вашингтонском национальном соборе проходило инаугурационное богослужение 44-го президента США. Третий раз, начиная с 2001 года, в нём участвовали самые разные конфессии, христианские и не христианские, и впервые проповедь читала женщина-священник, некая «преподобная» Воткинс. Став президентом страны-гегемона, Обама одну из своих официальных речей начал так: «Богатые и бедные, белые и чёрные, геи и традиционалы...» Чем не Апокалипсис! А вот один из первых указов «переустроителя жизни в мировом масштабе»: вновь, после запрета Дж. Бушем, ввести государственное финансирование организаций, которые оказывают услуги, связанные с абортами, за рубежом. Что это такое, мы знаем на примере РАПСа. Настораживают и другие заявления, из которых видно: США намерены выбираться из кризиса, шагая «по головам» иных стран, не останавливаясь ни перед чем. Испытания грядут – и для России, и для нашей Церкви. И то, что во время избрания Патриарха в Храме Христа Спасителя замироточила икона «Умягчение злых сердец», – нам знамение, чтобы молились Божией Матери о даровании любви. Ибо христианин любовию побеждает. Михаил СИЗОВ |