ПОЧТА

НЕСКОЛЬКО СЛОВ «О ЛЁГКОЙ ВЕРЕ»

«В Христа верю, а в Бога – нет»

На днях в Реболы, где я служу священником, буквально ворвалась группа людей, назвавших себя «евангельскими христианами». В школе им удалось собрать младших учеников на беседу и произвести на ребят завораживающее впечатление (ещё бы: раздавали брошюры, пели песни). Ясно каждому, что эти сектанты, к сожалению, беспрепятственно нарушили права родителей, для которых небезразлично, какую пропаганду выслушивают их дети. Члены секты ходили по квартирам, и едва им открывали дверь, как тут же почти насильно заставляли себя слушать, не брезгуя и враньём: уверяли, что в Реболы пригласил их священник, то есть я. Сектантская пропаганда того, что они называют христианством, весьма небезобидна. В особенности для детского сознания.

Попробуем разобраться, в чём разница истинного христианства и сектантского. В душу человека от рождения вложено ощущение ущербности этого существования, которое появилось в результате первородного греха, то есть разрыва личного сознания с Богом.

«Хотя душа заключена в тело, как в темницу, хотя она помрачена извращёнными учениями, хотя она лишена бодрости благодаря страстям и похотям, хотя она рабски служит ложным богам; однако, когда приходит в себя и делается снова здоровою, то произносит имя, Бог... О свидетельство души, по природе христианки!» – так писал в древности видный богослов Тертуллиан.

Как сделаться душе здоровой, как восстановить разрыв между Богом и душой человека? Усилий самого человека, какими бы благими они ни были, мало. Гармония может быть восстановлена только Свыше – Самим Богом. Но человек должен приготовить себя для встречи с Небесным Отцом. И, разумеется, должна быть непреложная вера в то, что Он действительно есть. Всё это – духовный труд.

На этом пути душа получает помощь в святых таинствах Церкви, в домашнем воспитании, в различных событиях на нашем пути, если в них мы проявляем волю к преодолению тягот. Но вместо труда Церкви и самой души сектантство старается вложить в сознание человека какой-то воображательный рассказ на тему Евангелия и Библии. Этот рассказ можно сравнить с шестерёнками, которые не сцеплены ни с чем, а вращаются лишь сами по себе – легко, весело, с чаепитиями, песенками и пр. И именно поэтому он, увы, слишком легко входит в воображение, особенно детское.

Такая «лёгкая» вера, не укоренённая в реальности, в любой момент может быть обрушена, и последствия будут трагические – от полнейшего неверия до появления сатанинского сознания, подобного тому, о котором мы то и дело читаем в газетах, когда, например, несовершеннолетние дети оскверняют христианские кладбища. Если же таких крайностей всё же не происходит, то облегчённая религия сектантов сводит людей в кружок, где знание о Христе становится только предлогом для приятного времяпрепровождения, а место Христа фактически занимает глава секты. В таком кружке личное сознание (на котором основана истинная религия) уступает место сознанию коллективному, с почитанием этого руководителя секты. К таковым сектантам относятся слова Апостола о лжебратьях, «скрытно приходивших подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас» (Гал. 2, 4).

Секта может возникнуть и в православной среде, если находится человек, обладающий гипнотической волей и желанием подчинять себе людей, отнимая у них внутреннюю свободу. В основе Церкви лежит подчинение отдельной личности Личному Богу; в Нём и только в Нём мы соединяемся друг с другом, не теряя своей отдельности и своеобразия.

Внешне сектанты отличаются друг от друга обычаями и теориями. Евангелисты обещают лёгкое спасение всем за веру; иеговисты «спасают» только членов своей секты; мормоны «крестят» упёрших... Но всё это – одно и то же, в разных тонах. К слову, рекомендую тем, кто не читал, ознакомиться с первой повестью из цикла о Шерлоке Холмсе «Этюд в багровых тонах». Там описана секта мормонов.

Но как всё же народ наш ещё в массе своей безграмотен в вопросах веры! Пришёл молодой человек: «Хочу креститься». «А в Бога ты веришь?» – «В Бога не верю». – «А зачем же ты хочешь креститься?» – «Для здоровья...» Объясняю ему кратко суть христианской веры и спрашиваю: «Ну а об Иисусе ты что-нибудь знаешь?» «А как же: в Иисуса Христа-то я верю». – «И знаешь, что Он родился от Духа Святого и Марии Девы?» – «И это тоже знаю и в это верю. Я фильмы смотрел». – «И при этом ты не веришь в Бога?» Паренёк замялся и ответил: «Ну, когда мне плохо, я верю. А так не верю». Вот как, оказывается: можно верить в Иисуса Христа, а в Бога – не верить! Невероятно для прежних времён. А для наших дней такая раздвоенность – дело возможное.

Священник Стефан Красовицкий, настоятель храма Св. Архистратига Михаила
Республика Карелия

Открытый разговор с сектантом

Практически все архангелогородцы уже имели опыт общения с представителями различных деструктивных культов или тоталитарных сект. Нас назойливо подстерегают везде: на лестничной клетке, на улице, в школах, институтах и т.д. С маниакальным упорством рекламных агентов или попрошайничающих цыган нам предложат беседу о смысле жизни, истолкуют Библию, нас пригласят на богослужение в какое-либо арендуемое помещение и снабдят литературой – листовками и журналами типа «Сторожевой Башни». Сами же адепты «нетрадиционных» религиозных течений не страдают от неверно избранного пути, они твёрдо уверены в своём выборе, добровольно принося на «алтарь» своего сообщества свою душу, знания и, как правило, нажитую трудом собственность.

Конечно, можно уклониться от общения с этими людьми. Во всех отношениях это правильное решение. Однако те проблемы, с которыми сталкиваются родственники людей, по своему недомыслию вступивших в секту, заставляют задуматься: а так ли уж безобидно наше стороннее отношение к подобным «рекламным кампаниям». Не надо объяснять, как страдают родители, чьи дети попали под влияние сект.

И вот, при очередной встрече с зазывно улыбающимися «проповедницами» я решила сознательно вступить в разговор. Как оказалось, «свидетели Иеговы» хорошо осведомлены, что существует рай, знают открывающийся (конечно, только иеговистам) к нему путь, имеют собственное представление о Боге, при этом отрицая Святую Троицу. Они стараются убедить меня в том, что существует Единый Бог, Который движет вселенной, и что Христос лишь учитель и проповедник, что благодатной и животворящей силы Святого Духа не существует.

«Как же можно избирательно признавать Новый Завет, в котором четыре апостола повествуют о земной жизни Христа, Его страшной кончине и чудесном Воскресении ради того, чтобы люди обрели жизнь вечную? – спрашиваю я. – Если придерживаться постулатов иеговистов, то Новый Завет, собственно, и не является Заветом, а становится в ряд обычных книг, которые можно прочесть для информации – не более того».

«Христианство в течение двух тысяч лет тщательно сохраняет апостольские свидетельства, передавая из поколения в поколение церковные предания. А на какие свидетельства опираетесь вы? – спрашиваю женщин. – Дело даже не в многочисленных чудесах, сопровождающих жития святых преподобных и мучеников, а в чистоте и святости их жизненного пути, оставляющего о себе бессмертную память».

Собеседницы недовольно поморщились, услышав имена Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, так и не назвав подвижников, исповедующих их учение. Зато последовал известный всем укор: «Вы там всё время в церкви стоите, поклоняясь не Богу Единому, а иконам!»

Да, в отличие от протестантов и католиков, православные стоят. Кроме стариков и немощных. Я на всю жизнь запомнила по этому поводу высказывание священника-богослова Павла Флоренского о том, что в православной церкви прихожане приравниваются к клирикам (церковному хору), являясь непосредственными участниками службы, соблюдая при этом духовное трезвение. Что касается отношения православного человека к иконам, то об этом очень много и доходчиво написано за прошедшие века – от трудов византийского богослова и поэта Иоанна Дамаскина (книга «Три слова в защиту иконопочитания»), написанных в восьмом веке, до «Умозрения в красках» князя Евгения Трубецкого и «Иконостаса» того же Павла Флоренского. «Итак, да примем Предание Церкви правым сердцем и без многих размышлений! Ибо Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Екклезиаст 7, 29).

Нередко случаются в нашей Церкви чудеса мироточивости и обновления икон, чему есть множество свидетельств. Но в церкви можно наблюдать и простые явления. Во время Великого поста на вечерних службах на подворье Соловецкого монастыря в Архангельске, при чтении шестопсалмия, когда гасятся свет и свечи, неоновый фонарь за узким окном начинает освещать мерцающим голубым светом икону Спасителя на иконостасе. Она приобретает совершенно особый вид и оказывает на душу ничуть не меньшее воздействие, чем если бы она чудотворила. Или когда ранней осенью после малого повечерия, во время особого поминовения Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, яркий солнечный луч чётко освещает лики преподобных и св. Серафима Саровского. Радостно наблюдать, как на Сурском подворье Артемиево-Веркольского монастыря на закате лучи света пробиваются сквозь заснеженные деревья и играют на иконе Богородицы Феодоровской. Все эти иконы – современного письма, так как время иконоборчества лишило нас церковного наследства. Но если Сам Господь светом так оживляет в храмах образа, то нам ли гнушаться икон, в том числе современных?

Но вернёмся к нашим иеговисткам. Последний вопрос задаю своим собеседницам: «А кто же вас благословил на такую миссию?» В ответ чувствую замешательство. Испрашивая благословение священника, православный человек не только получает силы на исполнение какого-либо дела, но и несёт ответственность перед Богом за свои поступки. Это всегда задел для успешной работы, связанной с поиском новых решений, созидательной и творческой деятельности. Ответ же на вопрос, кто благословляет сектантов, вы вряд ли услышите, ибо «раб не знает, что делает господин его» (Ин. 15, 15).

Удерживая свою паству, «учителя» религиозных сект любят цитировать притчу Евангелия от Марка о том, как богатый юноша обратился ко Христу с вопросом: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: «Одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Евангелие от Марка 10, 17, 21).

Нищим ли отдают своё состояние «завербованные» иеговисты и иже с ними? Часто бывает, что эти организации представляют собой экономические сети, сходные с пресловутой «пирамидой» «МММ». Делясь своим имуществом, человек усугубляет духовное рабство экономическим. Страшно, если ещё при этом человек отрекается от ранее принятого крещения.

Увидите ли вы Царствие Божие, следуя за людьми, искажающими и толкующими Новый Завет в своих интересах вне Церкви? Не лишаетесь ли вы свободной воли, благодати, той, что «наполняет сердце и затворяет уста», как сказал об этом новомученик Оптиной пустыни иеромонах Василий (Росляков), убитый сектантом-сатанистом в пасхальную ночь 1993 года?

Пишу для тех, у кого ещё есть силы сказать «нет», трезво оценив ситуацию в своей религиозной группе, для тех, кто помышляет о рае, забыв о жертве Христовой.

Раба Божия Елена
г. Архангельск

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга