ПАЛОМНИЧЕСТВО

ЧТО ДОБРОГО ЕСТЬ В НАЗАРЕТЕ?

Заметки паломника на Святую Землю

От Иерусалима до Назарета пешком три дня. Русские паломники, направлявшиеся этим путём, преодолевали его с благоговением. «Мы пришли на Святую Землю, чтобы пострадать ради Христа, – твердили они, плетясь, едва передвигая ноги, за нанятыми для них осликами, – и ни за что не поедем по дороге, по которой прошёл Господь». Так пишет историк. И чувства их понятны – этой дорогой каждый год, начиная с 12-ти лет, Иисус с родителями совершал хождения в Иерусалим на Пасху; а прежде того именно в Назарете совершилась «главизна нашего спасения» – здесь Дева Мария получила Благую Весть о непорочном зачатии и чудесном рождении Сына. Здесь провёл Господь Свои детские и отроческие годы под кровом праведного Иосифа Обручника, в здешней синагоге Он выступал с проповедью по субботам.


Городок Назарет на снимке Ф.Фритта 1895 года

А мы вот едем в комфортабельном автобусе… Город открывается издалека – домишки, заполнив долину, вскарабкались на самый верх горушки, облепив её всю. Верхняя новая часть города – еврейская, нижняя часть – арабская, древняя. Вон показался знаменитый купол Благовещенского храма в виде лилии – самый большой христианский храм на Святой Земле…

Три тысячелетия этому городу, но всю свою историю, буквально до середины XIX века, он влачил, в общем-то, плачевное существование. Назарет не упоминался ни в Ветхом Завете, ни в исторических хрониках. А во времена земной жизни Христа народная молва о нём говорила: от Назарета может ли что добро быти (Ин. 1, 46). В последние два тысячелетия он был не раз разрушен: то персы при содействии евреев вырезали всех христиан, уничтожая все храмы, потом византийцы изгоняли евреев и отстраивали храмы заново, а в 1187 г. церковь Благовещения стала последним оплотом христиан, когда в город ворвались мусульмане… Все до единого забаррикадировавшиеся в храме христиане были вырезаны. По преданию, в эти страшные часы ангелы подняли на крыльях церковь и перенесли в Италию…

В общем, у города плохая наследственность в плане взаимоотношений проживающих здесь общин – еврейской, мусульманской и христианской: относятся друг ко другу все подозрительно. Вот и в последние годы здесь было неспокойно. Конфликт между христианами и мусульманами разгорелся несколько лет назад, когда рядом с Благовещенским храмом по решению городских властей (контролируемых мусульманами) попытались заложить гигантскую мечеть. Власти Израиля приостановили строительство, но надолго ли? А не так давно в храм Благовещения, полный верующих, трое евреев провезли в детской коляске петарды и газовые баллоны и стали забрасывать петардами верующих, имитируя теракт; случилась паника, многие верующие покалечились, а провокаторы были биты.

Вот потому-то, с опаской посматривая по сторонам, выходишь из автобуса… Въехав в город, мы удачно миновали пробки, сумели приткнуться к обочине на пару минут, а едва мы, паломники, вышли – автобус растворился в уличном потоке. По узкой улочке направились к храму Благовещения. Всё спокойно, жизнь идёт своим чередом. В который раз убеждаешься, что перед паломничеством много читать не надо, а лучше уповать на промысл Божий о тебе, принявшему труд паломничества: и увидишь всё, что надо, и от опасностей Он тебя убережёт…

Видно, что город очень старается походить на европейский. Здесь сосредоточено множество монастырей, итальянских, французских, американских и др. христианских миссий, приютов, школ. А ещё здесь 25 христианских храмов – всё-таки сказывается то, что половина населения Нижнего Назарета арабы-христиане. Да и очевидно, что живут здесь побогаче, чем в других арабских городах Израиля: почище, новых авто поболее. Говорят, особенно преобразился город к 2000-летию Рождества Христова, даже как в Европе появились пешеходные зоны. Интересно, что улицы здесь не имеют названий, а пронумерованы четырёхзначными числами...

Вот и храм. Возле него кучками стоит пёстрый разноязыкий народ. Слышна английская и испанская речь. Храм Благовещения – католический.

Он построен на месте одной из первых церквей в мире, возникшей у входа в дом Девы Марии. Неоднократно был разрушаем, и сегодняшний вид – наподобие гигантской ракеты на старте – приобрёл только полвека назад. Внутри его эти эпохи, сменявшие друг друга, отразились в том, что церковь выстроена в двух уровнях. Нижний – византийский, с крестами на мозаике пола, верхний – времён крестоносцев. Первое, что вспомнилось при виде храма и его украшений, – Гранд опера в Париже – такая же несоразмерность и помпезность. Огромный зал, уставленный скамьями, огромное панно на стене… Неуютность какая-то. Вдобавок знобко – всё-таки январь…


«На американском мозаике Мадонна изображена в стиле кибер-барби…»

Пытаюсь разобраться в своих чувствах и понимаю, что нахожусь словно не в храме, а в музее. Должно быть, оттого, что вся галерея храма увешана мозаичными изображениями Девы Марии, не иконами, а именно картинами, подаренными здешним францисканцам разными странами. На таиландской мозаике Мадонна изображена в буддийском стиле, на американском – в стиле кибер-барби… Кто во что горазд. Есть мозаичное изображение Владимирской Богоматери – от Греции, есть и «от украинского народа», видимо заказанное диаспорой; от России – нету. Кто-то ходит, разглядывает их, кто-то, прицеливаясь фотоаппаратом, спускается к гроту на нижний уровень храма. На каменном престоле, установленном здесь, нанесена надпись на латинском: «Здесь Слово стало плотью». То есть, по мнению католиков, именно здесь произошло событие Благовещения.

Православные на этот счёт придерживаются церковного предания, основанного ещё на апокрифическом “Первоевангелии Иакова”. По нему Архангел Гавриил сначала явился Марии у кладезя – в древнем Назарете был только один источник питьевой воды, и Дева Мария могла брать воду только в нём. “И, взяв кувшин, пошла за водой. И услышала голос, возвещающий: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна ты в женах”. Возвратившись домой, Мария поставила кувшин и села прясть. И тогда вновь предстал перед Нею Архангел, и пояснил Её недоумение, как такое возможно, что Она «зачнет от Бога живого и родит, как женщина любая рожает?»

Наш путь лежит как раз к этому Святому источнику, точнее, к православному храму во имя Архангела Гавриила над ним. Этот путь Мария проделывала некогда каждый день, отправляясь за водой. По дороге наш проводник, монахиня Иустиния, поясняет: «Архангел Гавриил был другом Девы Марии, он являлся ей ещё в Иерусалимском храме, когда Она была совсем маленькой, поэтому Она не боялась его. И явлений архангела Марии могло быть даже не два, а больше. “Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему” Мария сказала как раз во время явления Гавриила возле источника».


Фреска с надписью на разных языках в православном храме

Сейчас храм принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, 17-тысячной арабской православной общине Назарета. Именно в этом православном храме на Св. Земле совершается главное празднование Благовещения (кстати, день этот является в городе выходным). Совершает праздничную литургию Патриарх Иерусалимский и всея Палестины, причём служба идёт на греческом, арабском и русском. Но сегодня службы нет. Небольшой храм почти пуст. Всё-таки какое разительное отличие от католического собора! Да, там великая святыня – жилище Богородицы, в котором столько лет провёл Иисус. Но посмотрел, и всё… А помолиться не смог: дух не тот. Может, это только у меня так? Спросил об этом своего спутника диакона Александра – примерно то же испытал и он.

…А здесь всё своё, «родное» – фрески на стенах и сводах, иконы. После нескольких дней паломничества по святыням Палестины уже не удивляешься русским иконам в греческих храмах. Когда-то Русское Палестинское общество помогало строить и содержать храм Архангела Гавриила. Одна из «наших» икон изображает событие Благовещения, другая – встречу Марии с Елисаветой. Рука привычно складывается в крестное знамение – как дома, в России.

Пропев «Богородице Дево, радуйся», паломники вытаскивают заготовленные заранее бутылочки для воды. Над источником – мраморная плита престола. Набирать воду поручают отцу диакону. Он заметно волнуется, спрашивает меня: «Может, поручи одеть, как думаешь?» Так, с благоговением к святыне, он спускается по шести ступенькам к колодцу и начинает всем по очереди набирать воду. Вскоре к нему присоединяется священник из нагнавшей нас другой русской группы. Кругом русская речь, суета… Я пристраиваюсь в цепочку подавать воду. Как она обжигающе холодна!..

…Бутылочка с этой водой и по сей день стоит у меня дома, напоминая о святом месте, где свершилась «главизна нашего спасения». Вот уже больше года прошло, а она – точно вчера набрал.

Игорь ИВАНОВ
Фото автора

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга