ПО СЕВЕРУ ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА 12 марта в Национальной галерее Республики Коми в одном из залов было особенно людно – гости, приглашённые на презентацию каталога «Иконопись, деревянная резная пластика, медное художественное литьё XVII – начала XX веков», могли воочию увидеть то, что вошло в книгу-каталог. Многие подолгу стояли перед «деревянной пластикой» – необычными ныне, но традиционными для нашего Севера резными иконами. Были выставлены и медные образки, складни, киотные кресты, отлитые с филигранной точностью и покрытые разноцветной эмалью. Даже не верится, что это дело рук не знаменитых художников, а зачастую простых крестьян, имевших кустарные мастерские. А вот «совмещённые» иконы – обычные деревянные с врезанными в них медными крестами и образками. Увидев такую редкость, гости сразу защёлкали фотоаппаратами. А публика менее солидная, школьная, в это время столпилась у справочного терминала. На его мониторе можно было не только прочитать пояснения к экспонатам, но и поиграть в игру «Мастерская иконописца». Компьютерная программа, посвящённая иконам, также впервые была представлена в этот день.
Надо сказать, в Национальной галерее коллекция икон небольшая, всего 194 «единицы хранения». Но прежде она не была изучена, даже не имелось каталога к ней. И когда ОАО «Северсталь» объявило конкурс на участие в благотворительной программе «Музеи Русского Севера», в галерее решили попытать счастья: может, с помощью благотворителей удастся решить эту проблему. На конкурс тогда поступило 26 заявок из десяти северных регионов, из них только шесть могли претендовать на финансирование. Отбором занималось независимое жюри из известных искусствоведов, в том числе директоров Русского музея и Третьяковки. Сыктывкарский проект они поместили во вторую строчку списка победителей. А лучшим признан проект музея «Кижи» «Небеса Заонежья», посвящённый храмовой потолочной живописи.
Заявка из Карелии оказалась действительно интересной. Не многие знают, что в росписи храмовых сводов заключён глубокий богословский смысл, это фактически икона Неба – с Богом Вседержителем, ангелами и предстоящими святыми. Петрозаводские учёные исследовали «небо» в двенадцати церквях и часовнях близ Онежского озера, в результате чего восстановили потолочную роспись в часовне Михаила Архангела. А те «небеса», которые скоро могут исчезнуть из-за ветхости и запущенности памятников архитектуры, они сфотографировали с высоким качеством разрешения и записали на лазерный диск. Также жюри отобрало проекты: «Пространство Русского Севера» (Музей изобразительных искусств Республики Карелия), «Создание официального сайта Кирилло-Белозерского музея-заповедника – www.kirmuseum.ru», «Три века русского искусства» (Государственное музейное объединение г. Архангельска) и «Создание музея древнерусского искусства» (Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Что касается последнего проекта, то он имеет большую предысторию. После революции храмы Великого Устюга остались целы благодаря смелости музейных работников, в первую очередь директора музея Н. Г. Бекряшева, который настоял, чтобы 12 храмов города получили статус памятников архитектуры. За что позже и поплатился – в 1938 году его арестовали и отправили в лагерь. За 20 лет директорства Бекряшев сумел спасти множество древних икон. Но до сих пор они находились большей частью в запасниках. Теперь же появится постоянная экспозиция, где будут выставлены храмовая икона «Успение Богоматери» (1496 г.), чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (1558 г.), поклонный резной белокаменный крест, вытесанный мастером Мисаилом в память преставления преподобного Прокопия Праведного, и другие святыни, в том числе плащаницы, потиры, древняя церковная утварь. То, что иконы не просто «экспонаты», а православные святыни, не раз отмечалось на презентации. Приятно отметить, что директор Национальной галереи Ольга Леонидовна Талянина догадалась пригласить не только министра культуры Республики Коми, но и правящего архиерея, так что мероприятие началось с молитвы «Отче наш», исполненной архиерейским хором. Когда епископу Питириму дали слово, он рассказал об истории чтимых чудотворных образов и пожелал, чтобы культура Русского Севера вернулась к изначальным своим смыслам. Владыка привёл остроумный пример: «Вот с нами здесь сидит представитель “Северстали”, и здесь его называют “спонсором”. Что означает это слово? Не понять. А на Руси ведь никогда не было спонсоров, меценатов, но всегда были благодетели – и в самом именовании заключался смысл их деяний. Или вот представьте, маленького мальчика спрашивают: “Кем ты хочешь стать?” Он, насмотревшись фильмов, отвечает: “Киллером”. Его переспрашивают: “То есть убийцей, душегубом? Ведь это «киллер» и есть”. “Не-ет”, – отказывается мальчик. Вот что значит прояснить смысл. Точно так же иконы – это не экспонаты, не произведения искусств, а образы святости, и к ним соответствующе надо относиться». Своё слово сказал и приехавший на презентацию замгендиректора «Северстали» Алексей Германович. Он рассказал, что программу «Музеи Русского Севера» придумал сам генеральный директор Мордашов, чтобы помочь оживить культурную и духовную жизнь в «якорном» для его корпорации крае, в регионе Русского Севера. На осуществление шести проектов «Северсталь» выделила почти 9 миллионов рублей. Сравнительно с другими подобными программами цифра немалая, хотя, конечно, музеи требуют больших вложений: полная реставрация одной-двух икон сейчас может стоить миллион рублей. Среди выступавших была также вдова коллекционера Ю. В. Гагарина, чьи иконы стали основой собрания Национальной галереи. Она вспомнила, что после смерти мужа иконы могли «переехать» в Ленинград. Но желание вдовы было иным: чтобы они стали достоянием Коми земли. И теперь, когда полный каталог с качественными фотографиями и лазерный диск поступят в библиотеки и школы республики, об этом достоянии узнают все.
Как пояснила директор Национальной галереи, лазерный диск «О чём молчат иконы» будет распространяться бесплатно – таково условие благотворительной программы. Причём диск свободно копируется: установив содержимое на компьютер, можно передать его другому. Кроме высококачественных изображений икон с пояснительными текстами, там имеются интерактивные обучающие программы: «Мастерская иконописца», «Мастерская реставратора» и «Кабинет исследователя». Сделаны они в игровой форме, поход в «мастерские» сопровождает мультяшный старичок – хранитель музея. Игры эти весьма содержательны, например показан весь процесс написания иконы: начиная с мультика, как скрепить доски шпонками, как вырезать «ковчег» и нанести левкас, и заканчивая изготовлением оклада. Ребёнку предстоит выполнить множество заданий и тестов. Скажем, по фрагменту одеяния или предмету в руке определить, кто изображён на иконе. Современный школьник узнает, что такое омофор, фелонь и палица, научится отличать икону Владимирской Божией Матери от Казанской, «праздничный ряд» от «местного» в иконостасе и так далее. Казалось бы, что такого – ну, выпустили очередную «игрушку», вон их сколько в компьютерных магазинах. Поиграют и забудут. Но если учесть тот чудовищный провал, какой имеется у наших школьников в знаниях о православии, то диск этот – огромное событие, ничего подобного обычные дети ещё не видели. И главное, он действительно доступен и интересен. Когда гости презентации расходились, в зале иконописи перед терминалом всё так же стояли школьники, играли в реставраторов: прямо на глазах тёмная доска на мониторе обретала краски и проявлялся святой образ. М. ВЫГИН
| |||