ПОДВИЖНИКИ

СТРАННИЦА КСЕНИЯ

Её подвигом стало благоукрашение бедных храмов

Отец Ксении, раб Божий Лаврентий, был крестьянином Кологривского уезда Костромской губернии. Пять лет после начала супружеской жизни они с женой не имели детей, но не роптали, а только молились о даровании потомства. Наконец в семье появилась дочь Анна, а через год – Ксения. С малых лет родители приучали Ксению к церковной жизни: водили в церковь на воскресные и праздничные службы, разучивали молитвы на каждый день, в отроческие годы мать приучала Ксению до половины дня не вкушать пищи. Воспитание девочки можно было назвать строгим: мать не дозволяла ей без сопровождения взрослых присутствовать при компаниях молодых людей, не одобрялась и болтовня с подружками, которые, по наблюдению матери, не были примерного поведения.

Достигнув совершеннолетия, Ксения со старшей сестрой Анной побывали на богомолье в Соловецком монастыре. Помолившись Соловецким чудотворцам и выслушав душеполезные наставления насельников монастыря, девицы отправились под родительский кров. На обратном пути они остановились в Великом Устюге помолиться праведному Прокопию и задержались здесь на месяц.

По возвращении от святынь, как это часто бывает, целомудренную Ксению ожидали житейские бури. По указанию помещика она была вынуждена вступить в брак и войти в семейство, над которым, как это называется, тяготела рука Божия. Оплакав на первом году своего замужества преждевременную потерю родителей, сирота подверглась домогательствам свёкра. Ксения обратилась с жалобой к помещику, который из сострадания взял её с мужем к себе в дворню. Вскоре муж 22-летней Ксении скончался, и теперь к молодой вдове воспылал страстью её хозяин. Не найдя отклика с её стороны, озлобленный помещик продал крепостную крестьянку своему соседу. Новый владелец, человек средних лет, лишившийся супруги после вступления в брак, тотчас соблазнился цветущей молодостью Ксении и, приняв её довольно ласково, в надежде сделать своей любовницей, предложил ей взять в управление дом свой. Но и его настойчивые ухаживания отвергла Ксения, и, задетый за живое, излил он на неё весь свой гнев. Вдова, не ожидавшая уже ничего хорошего в будущем, решила бежать.

Поначалу, никем не узнанная, схоронилась она близ приходской церкви в убогой келье своей сестры Анны. Здесь явлен был ей в сонном видении единственный удобный путь ко спасению. Приснилось ей, будто совершает она храмовую молитву пред мощами Прокопия Праведного в церкви г. Устюга, где несколько лет тому назад, возвращаясь на родину после первого путешествия в Соловецкий монастырь, побывала с сестрой. Затем скрытно возвращается в родные края, но не с пустыми руками, а с ношей на плечах и везя за собой санки, неизвестно чем наполненные. Днём она прячется в лесу из опасения быть пойманной слугами помещика, от которого тайно бежала, а ночью продолжает свой путь. В полночь входит она в село и останавливается у церкви принести благодарение Господу за удачное путешествие. Увидев открытые двери храма, с выходящим из них священником, она приходит в великий трепет и намеревается скрыться, но пастырь, преподав ей Божие благословение, приподнимается в воздух и просит показать привезённые вещи. Развязав узлы, Ксения, к своему изумлению, находит в них драгоценный серебряный сосуд с прибором и богатые священнические облачения. Приняв с благодарностью дары, священнослужитель обращается к ней со словами: «Вот, благочестивая Ксения, труды, которые Господь назначает тебе до смерти». Сказав это, пастырь сделался невидимым, и сновидение окончилось.

На следующий день молодая женщина рассказала о своём сне духовному отцу. Выслушав исповедь многострадальной крестьянки, священник посоветовал ей отправиться подвизаться в Устюг. Приняв пастырское благословение, Ксения возложила на плечи свои тяжёлые вериги для укрощения плоти и отправилась пешком в Устюг на поклонение мощам Прокопия Праведного. Здесь приютила её благодетельная купеческая вдова, посвятившая остаток жизни сбору добровольных пожертвований в пользу небогатого Устюжского монастыря.

Трудолюбивая от природы, Ксения принялась за назначаемые ей работы: днём помогала по хозяйству, а ночью набивала снегом погреба бедных жителей или очищала отхожие места. Немало времени прошло, пока, видя неусыпные труды Ксении, хозяйка предложила помогать ей собирать добровольные пожертвования в пользу бедных церквей.

Ксения помнила о необыкновенной бедности церкви, возле которой скрывалась от своих мучителей, и потому занялась сбором подаяний на серебряный сосуд с прибором и богатые священнические облачения, каких в той церкви никогда не было. Собрав в начале зимы нужную сумму и закупив всё необходимое, с узлом на плечах и неуклюжими санками за спиной скудно одетая Ксения предприняла трудное и долгое путешествие за 200 вёрст до церковки в Ветлужском уезде.

Днём, из опасения быть пойманной, она скрывалась в лесу, а ночью совершала переходы. С помощью Божией достигла Ксения цели своего путешествия в полночь и остановилась, дабы принести благодарение Господу за благополучное окончание путешествия и оставить привезённые вещи тайком на церковной паперти. Но, едва успев взойти на паперть, поражена была встречей с известным ей пастырем – по случаю мучений родами одной женщины он приходил в храм открыть царские врата (существует такой благочестивый обычай). Священник благословил странницу и, приняв ценные вещи, расспросил Ксению о её трудах.

Это приношение 30-летней Ксении было первым. Приняв, из опасения быть пойманной прежним владельцем, имя Авдотьи, неутомимая Ксения со своей верной спутницей сестрой Анной на следующий год собирала пожертвования на благоукрашение Божьих церквей. У себя на родине они собирали в качестве пожертвований домотканое полотно и зерно, затем продавали их в Устюге, а на вырученные деньги – 300 рублей серебром – приобрела Ксения церковную утварь, которую немедленно разослала по бедным храмам Вологодской губернии.

Много лет продолжалось так: собирая за год до 400 рублей серебром, за 60 лет трудов Ксения обеспечила утварью около 100 церквей в Вологодской, Костромской, Вятской и Архангельской губерниях. На себя она приняла также подвиг ношения полупудовых вериг, продолжавшийся 40 лет. Молва о подвижнической её жизни и богатых пожертвованиях распространилась за пределы Русского Севера. Сын прежнего её владельца-помещика, узнав о благочестивой жизни беглой крестьянки, приехал к ней с извинениями за нанесённые отцом оскорбления и преподнёс щедрые дары.

С великой радостью совершала она паломничества в Соловецкий монастырь, где побывала в общей сложности 25 раз. После 90-летия Ксения заметно ослабла, потеряла зрение, слух и нуждалась в постоянном уходе. Многие купцы Устюга, помещики, маститые протоиереи и настоятели монастырей предлагали ей своё покровительство. Но, не привыкшая к роскоши, странница Ксения, украсительница храмов, избрала для своего обитания село Михайловица Ветлужского уезда, полюбив его за необыкновенную простоту души пастыря храма Михаила Архангела. В своё время обратив внимание на необыкновенную бедность этого храма, она облагодетельствовала его более других малоимущих церквей. Однако, оставаясь с 98-го года жизни при этой церкви, Ксения не была забыта. Многие навещали её, а вот как писал ей один уважаемый протоиерей:

«Достопочтенная Ксения Лаврентьевна!

Возлюбленная сестра о Господе, благословляя тебя благословением пастырским, приношу тебе усердное почтение. Я ждал тебя в Устюге, но твои немощи или, вернее, перст Божий удержал тебя там, где ты так много потрудилась во славу и благолепие храма Божия, значит, там ты встретишь и воскресшего Господа. Да возрадуется душа твоя при сретении Победителя ада и смерти! Исшедший из гроба, яко от чертога, да подаст тебе тот мир, которым оглашал Он возлюбленных учеников Своих, при Своём явлении! Господь близок к тебе, Он да будет твоя радость и веселие. Ныне Четыредесятица; конечно, ты подвизаешься во бдении и молитве – да поможет тебе Господь! Впрочем, для тебя и весь год, и даже несколько годов составляют одну спасительную Четыредесятицу. Весело тебе переходить в будущую жизнь; да примут тебя ангелы светлии и пресветлии! Да утешит тебя Господь утехами в делах благочестия и в украшении святыни Господней! Свет и во тьме светится, и твоя темнота разливает свет Божий в Устюге и в стране твоей! Да просветится свет твой пред человеки более и более. Твоя нищета обогатила бесчисленные храмы; твоя бедность производит обилие благ духовных; твоя слабость укрепляет многих знающих тебя. Мужайся, и да крепится сердце твоё! Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь! Буди! буди!»

На 103-м году, за четыре недели до смерти, изнурённая и пламенно желавшая соединиться со Христом Ксения была утешена явлением Господа, открывшего ей во сне близкую кончину. В то время духовенство Ветлужского уезда отправлялось на сборный пункт для встречи с епископом Костромским и Галичским Платоном. Благочинному округа необходимо было ранее других прибыть навстречу архипастырю, и, когда тот пришёл к Ксении, чтобы причастить Св. Тайн, она сказала на прощание: «Ступай, батюшка, встречай гостя! Я без тебя не умру. Но на первое июля приезжай непременно. Поди со Христом!» Встретив и проводив владыку, ветлужское духовенство застало Ксению ещё в живых, но спустя неделю, 12 июля 1861 года, она мирно почила.

Печальный звон приобретённого трудами Ксении 70-пудового колокола известил 14 июля 1861 года о приближении тела умершей к украшенному ею храму. Тело праведницы несено было преданными ей лицами в сопровождении священников, диаконов, причетников и великого множества народа. Перед входом в церковь совершены были две литии: одна перед алтарём, другая у западных дверей храма. По окончании литургии совершено было и само погребение.

По книге «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.»



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга