ДОБРОСЛОВ О СВЯЩЕНСТВЕ Владыка Питирим и в городских храмах, но чаще когда бывает в глубинке, обращается к пастве: «Вы просите священников, а сами вы вырастили таковых? Готовите ли своего внука, сына, мужа к служению Богу?» Как правило, этот вопрос остаётся без ответа. Более того, известно, что в одном селе выпускник семинарии предпочёл священству работу кочегара. Однажды, возвращаясь на автомобиле с кладбища, я взялся подвезти одну семью, стоявшую на остановке: мужа с женой, двух женщин – их тёток, и Артемия – мальчика пяти-шести лет. Люди православные, благословились у меня, стали рассказывать, в какие храмы ходят. Знакомлюсь с Артемием, спрашиваю, кем хочет быть. Немного подумав, мальчик отвечает: «Поваром». «А почему поваром?» Отвечает: «Как папа». Тётки при этом добавляют: «Сам голодным не останется, и семья будет сытой». «А почему, – интересуюсь, – тебе не стать священником, как я? Видишь, я тоже сытый, машина есть. И люди вроде уважают». Не успел ещё мальчик сообразить, что ответить, как взрослые в один голос завопили: «Нет, только не священником!» Я такого дружного ответа не ожидал. Отчего же в нашем народе живёт почтение и уважение к священству и одновременно непонимание его, нежелание, чтобы ближние становились пастырями? Вспоминается Рождество 1996 года, когда Глава республики, уважаемый Юрий Алексеевич Спиридонов, поздравляя нас, священнослужителей епархии, произнёс: «Желаю вам, конечно, если это возможно в вашем положении, счастья и прочего хорошего». Нас это позабавило. Мы уж точно знали, что счастье возможно только в Церкви, а вне её всё, словно плесенью, подёрнуто унынием, суетно и скучно. Даже на лице состоявшегося вроде бы человека, у которого всё складывается благополучно, можно разглядеть растерянность и вопрос: «Ведь лучше уже не будет, неужели я для этого был рождён, о том ли мечтал?» А ведь впереди вечность. И лучше, действительно, не будет. Даже самый неплохой человек вне Церкви живёт в аду, но не том, выдуманном, что с раскалёнными сковородками, а в настоящем, где душа томится без цели и без надежды. Как несчастны ищущие красивой жизни, без Бога бредущие от одного разочарования к другому. Все мы, нынешние священнослужители, прошли через это, бежали от этого – туда, где действительно есть счастье, которым Господь одаряет тебя щедро, без меры. Отец лжи диавол, конечно, всё делает, чтоб скрыть это от людей, заморочить им головы. Как-то попалась мне книга сказок, выпущенная в Сыктывкаре к столетию П. Г. Доронина, известного партийного деятеля, работника просвещения. Примерно треть сказок, собранных им, посвящена доверчивому попу и Ивану-казаку – интеллектуальному безнравственному пройдохе, который с помощью хитрости и неправды утверждается в этой жизни. Мораль такая: живите люди, как Иван, лгите, воруйте, клевещите, толкайте друг друга локтями, отнимайте друг у друга имение – и будете такими же весёлыми и счастливыми, как он. Здесь, как в капле воды, отразилось случившееся со страной. Ради того чтобы оболгать, истребить Церковь, честный коммунист Доронин и иже с ним столько лет трудились, выращивая иванов-казаков. Вырастили. Их теперь тьмы-тьмущие, и они не только по зонам распиханы – многие в правительстве, в коммерции. Их ненавидят, но плодят, питают своим безбожием. Недавно был на собрании жителей одного посёлка. Там газопровод успели протянуть в ту часть селения, где стоят дома победнее, облупившиеся, ветхие. А потом деньги закончились и люди позажиточней остались без газа. И слышу – ушам своим не верю – выкрики, полные зависти, ненависти к тем, кому посчастливилось: «Почему в их гнилые дома газ провели, а в наши нет!» Страшной жизнью живут эти люди, и не ведают этого. И конечно, не родится у таких людей мечта – пусть сын мой станет священником. Потом приходят, жалуются: «Мой-то без работы сидит...», «Мой пьёт, не просыхает...». Вот и думайте сами, решайте, кого хотите вырастить: ивана-казака или работника Богу, утешение себе на старости лет. Нужда в служителях Божиих велика. Господь, однако, сотворяет батюшек там, где начинает расцветать вера. Дважды по благословению владыки мы посещали посёлок Кемьяр. Ехать далеко, одного лишь бензина на семьсот рублей нужно, чтобы добраться и вернуться. Но община там хорошая. Детский садик, в котором проваливались потолки, превратили в молитвенный дом, побелили, печку сложили. Две певчих есть, а возглавил тамошних христиан спокойный, благоговейный мужчина в летах – Николай Николаевич Гарбуз. Каждое воскресение собирались помолиться, потом пили чай, беседовали. Присмотрелся я к Николаю Николаевичу – по всем статьям подходит для священства: и женат одним браком, и дети и внуки воцерковлены. Предложил ему стать пастырем. Посоветовался он с семьёй и решился. Стали его готовить. В нашем храме он учился служить. Было много трогательного и смешного. Всё-таки человек солидный, а тут снова учеником стал, и слова в таких случаях, по себе помню, переходят в мычание, и руки-ноги скованы, а глаза и рот почему-то открыты. Идёт служба, я выступаю в качестве «инструктора», дело ответственное, нервничаю. В ответ на мои замечания Николай Николаевич со смирением отвечает: «ладно, батюшка», «хорошо, батюшка». Эта трата слов и времени возмущает мой дух. Требую прекратить. «Ладно, батюшка, хорошо», – кротко соглашается отец Николай. Никогда я на службах так не уставал. Однако пытаюсь шутить: «Повезло, что нет ектений сегодня, не пришлось их тебе возглашать». «А я бы с удовольствием возгласил!» – бодро отвечает отец Николай. Подумалось: «Слава Богу, хороший будет священник, добросовестный». Спустя какое-то время становится ясно: отец Николай готов для самостоятельного служения, Кемьяр обрёл своего пастыря. Хочу по этому поводу обратиться к читателям «Веры». Недавно у отца Николая случилась большая неприятность: разбились его старые «Жигули-копейка». Хорошо бы помочь батюшке купить «Ниву», чтобы можно было ездить по грунтовке. Сообщаю телефон, по которому можно позвонить: 88213074129. Надеюсь, примеру о. Николая последуют и другие. Смущаться не нужно, как сказал мне владыка в ответ на сомнения, достоин ли быть пастырем: «Бог, что лишнее, отнимет, а чего не хватает – добавит». |