ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ НЕБЕСНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ ЯРАНСКА Город Яранск на Вятской земле известен в православном мире тем, что здесь покоятся останки преподобного Матфея Яранского, о котором не раз рассказывала «Вера». Почитание старца объясняется не только его благочестивым подвижничеством, но и многочисленными случаями посмертной помощи по молитвам болящих. В середине мая из печати вышла книга, в которой собраны свидетельства чудесной помощи преподобного Матфея. Её самостоятельно издал Яранский приход на основании записей в специальном журнале, других устных и письменных свидетельств. Об этом, а также о последних новостях жизни прихода в канун дня памяти прп. Матфея (29 мая) наш корреспондент попросил рассказать благочинного Яранского округа, настоятеля Успенского собора протоиерея Александра Кирильчука. – Объявление, вывешенное в храме, гласит о том, что перед праздником из Яранска в село Беляево отправляется автобус. Значит, жива традиция крестных ходов от того места, где в последние годы жил (д. Ершово) и молился (храм в с. Беляево) преподобный?
– Раньше-то как было? Мы тут, у себя в Яранске, праздновали 29 мая, и они у себя в этот же день – по отдельности. Получалось разделение людей. А с 2006 года празднуем вместе. Нынче, как обычно, туда выехал наш автобус с паломниками, примерно 50 человек, всё как положено – с носилками под икону, хоругвями. 27 мая они вышли из Беляево, чтобы пройти около 40 км до Яранска, с одним ночлегом. Как всегда, полный храм людей набрался, и все отправились после службы до часовни в Ершово – большая такая колонна в сопровождении четырёх автобусов, машин. В Ершово, на том месте, где последние годы преподобный жил, теперь стоит деревянная часовня, бабушки рядом даже символическую могилку преподобного сделали, земельку с неё берут. А раньше место келии Матфея было обозначено крестом. Власть беспрерывно с почитанием преподобного боролась, однажды это место посреди поля приказали перепахать, но у тракториста после этого начались большие проблемы со здоровьем, с ногами, и, видимо, отношение к этому месту осторожное стало, и установленный крест уже никто не трогал.
После всенощного бдения и молебна с акафистом у часовни крестный ход отправился дальше – по дороге, потом лесом. Но всё-таки это не та дорога, по которой несли в 1927 году гроб преподобного. Все последние годы мы пытались установить, какой дорогой люди шли тогда. Собирали воспоминания старожилов. Вот только что пришло ещё одно письмо: внук участника тех похорон Тихона Алексеевича Соколова (1887–1971) пишет, что из Ершова тогда шли в Беляево, через Монашескую рощу, где раньше была просека, и дальше – даже карту-схему приложил. Года два мы пытались найти этот путь, плутали, потому что дороги в тех местах уже заросли. В этом году мы всё-таки смогли отметить маршрут флажками. Путь оказался длиннее нынешнего километров на 20, но к следующему году, думаю, мы его подготовим – прорубим просеки, уложим мостки над ручьями – и в 2010-м пойдём уже новым маршрутом. – Крестный ход станет длительнее – не тяжело старушкам будет? – Это «настоящий» путь, по которому несли Матфея, мы ищем его по пожеланиям самих прихожан. Народ всегда хотел ходить именно этим путём. С преподобным в народе связана, например, такая память: Матфей говорил, что там, где его будут нести, никогда града не будет. То есть это не просто дорога, а благословлённый самим преподобным путь. Но надо будет ещё думать, где там останавливаться на ночёвку. Посреди дороги есть село Лом, там даже храм стоит, правда недействующий, и само село чуть живое. Может, если будем в нём останавливаться, и село оживёт? – Как долго вы готовили книгу о прп. Матфее? – Давно собирались её выпустить, случаев помощи преподобного было достаточно для «толстой» книги уже несколько лет назад, так что в нашу книгу все зафиксированные случаи не вошли. Стиль свидетельств из писем, журнала записей мы постарались сохранить. Книгу дополнили цветными фотографиями, некоторыми материалами о почитании прп. Матфея в советское время, выдержками из местной газеты «Знамя коммунизма» о том, как гнали православных. – В крестный ход отправились, как я понял, прихожане как Троицкого, так и Успенского соборов, а также и Благовещенской церкви. Яранск – сравнительно небольшой городок, ещё недавно в нём была одна община, теперь несколько, да ещё при таких огромных храмах… Конкуренции за прихожан нет?
– Да, раньше действовал только Успенский собор, была большая такая православная семья, потом мы разделились, но проблемы до сих пор решаем вместе. Если же говорить о специфике каждого храма, то Троицкий собор теперь, можно сказать, более ориентирован на местных жителей, там и батюшка местный, из благочестивой православной семьи, и на вечерней службе у них бывает, пожалуй, даже побольше людей. А приезжие паломники идут больше к нам. Для многих людей существенно, закрывался ли храм, говорят: вот Успенский никогда не закрывался, поэтому сюда пойдём. – Какие планы у прихода? – В прошлом году мы документально оформили в собственность большое здание бывшего духовного училища, где в последние годы располагалась школа-интернат. Стены крепкие, но 80 процентов износа что-то значат: внутри всё сгнило. Но это всегда так бывает – хорошее ведь не передадут. Ничего, отремонтируем. Хотим теперь собрать под его крышу разбросанные по городу воскресную школу, библиотеку, создать православный духовный центр с концертным залом. – В храме рядом с объявлением о крестном ходе вывешено ещё одно – о сборе средств на обустройство часовни и источника в деревне Мари Ушем… – Есть такая деревня в 25 км от райцентра, примерно в двух километрах от неё в лесу бьёт источник, на котором была обретена некогда икона Николая Чудотворца. Известно, что в 50-е годы с источником воевала власть: часовенку снесли, пытались и источник закопать трактором, хотя он потом ниже по склону вышел. Кстати, история имела для тракториста тоже нехорошие последствия – его потом трактор переехал. Но почитание святого места даже после этого не пропало. Причём оно было не только в нашем районе, но и далеко за его пределами. Даже из Москвы люди приезжали. А местные давали обеты и на источник и обратно ходили пешком, иногда с детьми на руках – вода там действительно благодатная, помогает от разных болезней. Её, кстати, даже возили на исследование в московскую лабораторию – оказалась она особо насыщенной серебром. Долго может стоять. Несколько лет назад приезжал к нам владыка Хрисанф и мы повезли его на этот источник. Но доехать не смогли – бездорожье. Помогли паломники, которые случайно там встретились: пересадили владыку в «восьмёрку» и кое-как проползли «на брюхе» по грязи к источнику. Тогда мы и решили, что надо его облагородить. Опасались повредить его: как-то в результате всё будет, не пропадёт ли струя? Вода-то по склону несильно текла, а у нас на приходе специалистов по таким работам не было. Но расчистили – и она хлынула, напор теперь не хуже, чем в Трифоновом монастыре в Вятке. Часовню бревенчатую мы поставили, трубы проложили – одну к колодцу, где воду можно брать, другую – в купальню, женскую и мужскую отдельно. В прошлом году всё освятили. Ездим туда на Николу Весеннего да и просто так – с делами управишься и: а не съездить ли нам почитать акафист Николаю Угоднику на источнике? И едем. – Судя по названию, село марийское. А у марийцев, как известно, до сих пор сильны языческие верования… – Нет, местные жители, вообще-то, ходят в храм. Хотя живы и языческие обряды в этой местности. Отмечают, например, в рощах праздник, связанный как-то с почитанием предков. Правда, благочестивым его не назовёшь – среди поста, с гармошкой, песнями и возлияниями, не без драк. Но надо сказать, что язычники тоже почитают источник. Может, в советское время, когда православных притесняли, благодаря им почитание святого места до конца и не пропало. – Хватило ли средств из церковной кружки на возрождение святыни или пришлось обращаться к богатым жертвователям? – Нет, слава Богу, обходимся своими силами – из ящика брали и прихожане приносили. Да и во всём так – рассчитываем только на собственные финансы. Тут, конечно, преподобный Матфей пред Господом как наш ангел-хранитель… Записал Игорь ИВАНОВ | |||