ЗДОРОВЬЕ

ЛУЧШИЙ СОН – ДО ПОЛУНОЧИ

Мир меняется со стремительной скоростью, и в этом подлинно безумном полёте забываются незыблемые традиции, правила, нормы поведения и отношений. Но доброе, здоровое, правильное в духовном отношении и полезное в физическом следует настойчиво внедрять заново. Впрочем, может быть, это слишком глобальное вступление. А поговорить с православными родителями, бабушками, дедушками хочется о том, что ещё точно в восьмидесятых годах ХХ века обсуждать бы не пришлось – о времени вечернего отхождения ко сну.

Я родилась в 1967-м. Время вечернего отдыха было незыблемым для всех детей моего поколения – самое позднее в девять часов вечера полагалось быть в кровати после вечернего туалета и чистки зубов. Никаких книжек в постели. Спишь не спишь, а лежи – отдыхай. Помнится, это было правилом хорошего тона для всех слоёв общества. Семья, в которой детей укладывали поздно или не следили за их вечерним отдыхом, считалась разболтанной (в этом виделся признак растления), а поздно не спящие дети – невоспитанными.

Став мамой, я и сама стала блюсти этот «закон девяти часов», и ребёнок так же, как я в своё время, научился распознавать на часах цифры 21.00 и безропотно отправляется в кровать, хотя иногда и лежит без сна достаточно долго. Мы часто болеем, и, когда ребёнок дома, вечерний покой для него не так важен. Зато, когда мы ходим в садик, я вижу, что малыш устаёт от пребывания с большим количеством детей больше, чем мы на работе, и часто едва досиживает до заветной цифры…

Сначала у нас в деревянном доме с его стопроцентной слышимостью возникли проблемы с соседями – я не могла уснуть от постоянной беготни и криков их детей. Вспомнив, что эти дети едва младше и едва старше моего, взялась за «работу» с родителями. Не всегда мягкими методами отстаивала наше право на тишину после девяти часов вечера, привлекала и милицию, и инспектора по делам несовершеннолетних, и врачей-педиатров. Надо сказать, что милиционеры – сами отцы – проявили гораздо больше понимания к проблеме вечернего укладывания детей, чем педиатры. Собственно, о том и речь, что понятие режима размылось и в глазах специалистов. Наш педиатр, с трудом вникнув в проблему, сказала, что, конечно, после десяти нежелательно ребёнку бодрствовать. И только одна вдумчивая медсестра одобрила: «Младенца надо лелеять!»

Семья у нас разная: мои прапрадеды ещё крестьяне, прадеды – общественные работники, деды – служащие и инженеры, родители – медики. Но правила распорядка дня для детей были для всех одинаковы, слава Богу, на протяжении столетия, которое охватывают четыре поколения! И не писала бы я эти строки, если бы случайно не обратила внимание вот на что. В нескольких знакомых мне православных семьях (в каждой воспитывается от трёх до пяти детей) дети не умолкают и не укладываются спать даже в десять вечера, а то и после полуночи заигрываются. И никакого серьёзного нарушения режима родители в этом не видят, а традиции собственного воспитания вводить либо не хотят, либо не имеют уже возможности, так как этот вид привычки необходимо внедрять с младенчества. Отговорка: не лежит ребёнок, что же я буду заставлять? Не заставлять нужно, а разумно ограничивать, так как своей пользы ребёнок ещё понимать не может, родитель же должен не потворствовать прихотям и расстроенным нервам ребёнка, а печься о его здоровье и покое.

Покой – вот ключевое слово. О его важности никто не вспоминает, покой дитяти никто не охраняет так, как должно, а последствия на самом деле не за горами, а за плечами.

Немного в глубь традиций. В крестьянских семьях дети всегда укладывались с заходом солнца, да и большинство родителей, истомлённых дневной работой, – чуть позже детей. Отмечу, что и в годы гонений многие семьи русских крестьян не ложились спать без общей молитвы, на которой стояли даже младенцы. Матери вставали раньше всех, за ними отцы семейства – до рассвета, дети – с рассветом либо просыпались сами от утренних лучей. То есть время детского сна очень значительное – около десяти часов. Вечерне-ночные посиделки за делами и без происходили в основном в зимнее время, когда нет полевых работ, и дети в них не участвовали. Кстати, вспомните, что крестьянские дети от городских вообще в России до конца восьмидесятых годов ХХ века отличались покорностью родителям и чинной тишиной в присутствии взрослых.

В аристократических семьях ХVIII, ХIХ – начала ХХ веков укладывание в постель было ещё более ранним – в восемь часов вечера. На поддержании режима дня и отдыха настаивали все деятели Просвещения (вспомните хотя бы классический пример Ж.-Ж. Руссо: его Элоиза воспитывает чинных, тихих детей). Киноактриса Марлен Дитрих, происходившая из немецкой дворцовой элиты, вспоминала, что ни в коем случае нельзя было лечь спать позже, даже если не были выучены все уроки. А вот вставать раньше разрешалось, и девочка, не успевавшая в школе, выработала с малолетства привычку вставать до восхода солнца. Сон до полуночи её мать и бабушка считали основой здоровья, берегли этот детский покой и в ужасные годы Первой мировой войны. Пример Марлен Дитрих поучителен не только педантизмом её характера, не утратившего доброго устроения в море шоу-бизнеса, но и уникально крепким здоровьем. Им она обязана была именно образцовому воспитанию, а не условиям жизни, так как в детские годы во время войны по-настоящему голодала вместе с семьёй, пережила все ужасы военных лишений.

В России детей также укладывали рано, тишину и покой в доме тщательно охраняли. Золотое правило «Тишина и покой – залог здоровья» помнили в каждом доме, где росли дети. Рано укладывались и рано вставали лицеисты, рано ложились смольнинские институтки – а поднимались в шесть утра и обмывались по пояс холодной водой. Перечтите распорядок дня тургеневской вдовы Одинцовой из «Отцов и детей», которая и в возрасте 29 лет шла спать не позднее половины одиннадцатого; «Семейные хроники» Аксакова, дивные воспоминания Анастасии Цветаевой – везде особая чинность вечерних часов.

Научные исследования, что, мол, ребёнок, оказывается, не реагирует на различной громкости шумы, если они находятся дальше стольки-то метров, сыграли с педиатрами и родителями довольно злую шутку. Теперь рядом со спящим ребёнком вслух разговаривают, смотрят телевизор, слушают музыку, гремят и тому подобное. Забыли только наши учёные господа о том, что у детей срабатывают при этом защитные механизмы нервной системы, блокирующие восприимчивость к внешним раздражителям, а они изнашиваются от нагрузки – это во-первых. А во-вторых, даже на спящего в гвалте ребёнка действуют вибрации музыки, громких голосов и звуков, стук и т.п. Рабочие за вредность от воздействия шумов и вибраций получают молоко, дополнительный отпуск и повышенную зарплату, а чем можно возместить такой вред детской психике? Расплатой будут неврозы, переутомление, необучаемость, слабость характера, нестойкость перед дурными привычками, – кажется, все узнают самый распространённый типаж юного поколения? Раньше такое пренебрежительное отношение к детскому покою проявлялось только в «социально неблагополучных» семьях и районах. Кстати, вырастало и прежде, и сейчас из этих «обшумлённых» детей такое же социально неблагополучное взрослое население.

Снижение активности организма в вечернее время, достаточный по времени отдых в тишине, в постели необходим для нормального восстановления детского (да и взрослого) организма перед нагрузками следующего дня – это скажет любой медик. Любой дипломированный врач подтвердит, что нервная система человека нуждается в ночном сне, а для организма по «естественным часам» это время наступает со временем захода солнца. Сегодня модно смотреть в сторону восточной медицины, но и она утверждает, что вечерние и ночные часы – это время, в которое эффективно проводить лечение нервной системы, а главное лекарство для неё – отдых и время. Уверена, что немецкие аристократы, укладывая детей в восемь вечера, понятия не имели, что на период с 20.00 и до часу пополуночи приходятся – последовательно – биологические ритмы сосудов, эндокринной системы и желчного пузыря, то есть тех, ещё только растущих и формирующихся систем у ребёнка, от состояния которых будет зависеть его дальнейшая физическая жизнь. Посмотрите на катастрофически прогрессирующее количество именно сосудистых и эндокринных патологий у детей младшего возраста, а подростки с дискинезией желчевыводящих путей?! Можно сослаться на экологию, но экология – это и соблюдение, сохранение принципов и правил нормы во всех сферах нашей жизни, и режим дня имеет в этом смысле для человечества экологически важное значение.

Мы с вами православные люди. И потому более других должны хранить свою совесть от всякого рода нарушений. Ведь и в монастырях ложатся спать до полуночи, а во многих в 22 часа – «отбой», то есть время полной тишины, нахождения в кельях, отдыха и покоя. Тоже ради сохранения здоровья братии. Так маленьким детям, только ещё идущим в этот мир, не более ли взрослых нужно охранение их покоя, не более ли надо охранять их неокрепшие тела? А душа? Которая, как известно, формируется в тишине. Наблюдая за ребёнком во время засыпания, обратите внимание, что даже если он не хотел спать, баловался в кровати, то минут за двадцать-тридцать до сна утихомиривается, уходит в себя – и наступает время дивного уединения души, явной работы младенческой мысли на челе. Взгляд детей в эти минуты совсем как у взрослого, окидывающего размышлениями свою жизнь. Это время работы души, её сложных, одному Богу ведомых духовных и прочих действий, переживаний и нахождения мира с Богом и людьми. Если же ребёнок просто падает и засыпает, что называется, без задних ног, этого процесса самоотлаживания, самонастроя, самоанализа мы его лишаем. И, что трагикомичнее, здоровья он тоже лишается.

«Конец – всему делу венец», – любят говорить в православной среде, подразумевая итог жизни. Православное Предание, традиция учат нас подводить духовный итог каждый день, осмыслять его. И начинается этот навык с вечерней молитвы над младенцем, осенения его крестным знамением и соблюдения покоя отшествия ко сну, который, как известно, подобен смерти. Да не осквернится поспешностью и небрежением этот ежедневный акт человеческой жизни.

Православная семья в мире – учитель окружающим в благочестивых привычках. И нехорошо, когда мирские соседи не видят разницы между нашими, вроде как воцерковлёнными, и своими оголтелыми чадами, которые, как бесята, выплёскивают энергию переутомления (истерику на самом деле, и очень опасную для психического и душевного здоровья) перед сном, умучив родителей и бабушку с дедушкой.

Большая часть детей нуждается в укладывании: это очень тяжёлый процесс, но он-то и показывает, как важно ребёнку получить какие-то главные – на его взгляд – впечатления дня перед сном. На самом деле это время, благоприятное для воспитания души. Недаром же это время молитвы, и я бы добавила ещё – «нравоучительного» чтения. То есть чтения сказок или историй с «воспитательным подтекстом», ну, или рассказывания их.

Воцерковляться нам, после трёхпоколенного отрыва от традиций, тяжело. Тяжело и нашим детям слышать молитву. Многие семьи, идущие к воцерковлению, годами не могут приобрести навыка утренних и вечерних молитв, обязательной молитвы перед едой. Но стараться надо. Ведь можно над ребёнком читать краткие молитвы, своей рукой накладывать на него крестное знамение, а затем руководить его рукой. Дети легко повторяют за мамой короткие молитвы, а потом уже вскоре и напомнят, что пора это делать. Телевизор, компьютер, множество впечатлений дня отдаляют душу от духовных движений, но в большинстве своём мы не можем, да и не должны растить ребёнка в безтехногенной среде – иначе как он сможет жить в обществе? Но мы можем и должны вырабатывать своего рода иммунитет к раздражителям цивилизации, ставить их, так сказать, на место – место помощников, а не властителей над нами. И в этой среде информационного прессинга тем более важно установить для ребёнка время тишины – иначе он не научится вычленять себя из адского потока влияний, мнений, впечатлений, не научится жить своей и только своей духовной жизнью, а значит, может погибнуть для Вечной Жизни.

Мы не можем удалить с пути ребёнка все камни преткновения, но можем дать ему проверенные тысячелетиями благие привычки, которые он тоже внесёт в мир своих детей.

Елена МОИСЕЕВА
Консультант – врач-невролог психо-неврологического интерната г. Сыктывкара Наталья Витальевна Черникова

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга