ЖИВОЕ СЛОВО

ШТАМП В ПАСПОРТЕ?

       Здравствуйте, уважаемая редакция! К нам приезжал священник, который проводил вечерню, литургию, соборовал, исповедовал и причащал. В этот раз много людей крестилось (26 человек). Желающих креститься могло бы быть больше, но священник отказал в крещении тем, кто живёт в сожительстве, то есть в так называемом гражданском браке. Не дал он разрешения причаститься и тем, кто был крещён до сожительства (то есть вдовам и вдовцам), но потом вступил в новые отношения и не узаконил их в загсе. Сам я понимаю, что сожительство – это тот же блуд. Но Господь сошёл с Небес ради нас, грешных, Он не осудил блудницу, которую хотели побить камнями. Так что же получается? Женщина крещёная и которая при первом, законном, муже могла ходить в храм и участвовать в таинствах, теперь не может подойти к Чаше со Святыми дарами? И человек, пожелавший креститься, не может стать членом Православной Церкви? Женщины мотивируют своё положение тем, что сейчас много проходимцев. Если она с ним распишется, а он вдруг возьмёт и разведётся с нею, то имущество нужно будет делить, а ей бы этого не хотелось. Этого они и боятся, а Богу верят и хотят быть членами Церкви Христовой. Вот как тут быть? Пожалуйста, пусть ответят на это опытные священники.

С уважением – Олег Емелькин, староста храма Свт. Иоанна Златоуста
пос. Керос Пермского края

Протоиерей Михаил Левковец (г. Сыктывкар):

– В первые века христианства чина венчания не было, он появился в Византии около тысячи лет назад. До этого люди объявляли в храме, что решили стать мужем и женой и вместе причащались. Законным считался и брак, заключённый согласно Римскому праву. У нас, в России, Святейший Патриарх Алексий II неоднократно заявлял, что брак в загсе – это законный брак, он не является блудом. Ведь люди дают обещание при свидетелях быть вместе, отвечать друг за друга.

А если люди живут не только невенчанными, но и нерасписанными – это грех, как ни поверни, и когда блудник не желает в этом покаяться, он разрушает институт брака. Чаще всего это проистекает из недоверия друг к другу. Но если не доверяете, зачем жить вместе? Конечно, разные бывают ситуации, и иногда возможно проявить снисхождение, приобщить человека Святых Даров. Помню, так однажды было: подошла глубоко верующая женщина, пообещала узаконить брак ближайшей осенью. А иногда сожитель или, наоборот, сожительница не желают расписываться, а бросить человека жалко, или есть надежда на его исправление. В таких случаях духовник решает, как быть. Одна история на другую не похожа, так что и общих рекомендаций дать невозможно. Некоторые люди искренне настроены против того, чтобы официально регистрироваться, и не потому, что мало любят друг друга, а по каким-то другим соображениям. В прошлом году обвенчал такую пару, оба – верующие. Я им говорю: «Хорошо, если не хотите идти в загс, тогда берите обещание перед Господом». Они согласились и живут, слава Богу, счастливо.

Но вот кого определённо нельзя причащать – это тех, кто сам не хочет узаконить отношения. Приходилось отказывать им в приобщении Святых Даров, объяснять, что не будет им от причастия никакой пользы, если они во блуде живут и даже не думают расстаться с грехом. Здесь однозначно не может быть никакой поблажки.

Протоиерей Андрей Кононов (г. Вятка):

– Священник имеет полное каноническое право не крестить и не причащать людей, в которых нет уважения к супружеству. Но сразу подчеркну – это сложнейший вопрос, где в каждом отдельном случае нужен свой подход. Я плохо представляю, что можно посоветовать через газету, – здесь очень легко дойти до профанации этой болезненной темы. То, что происходит сейчас с институтом семьи, во много раз опаснее всех этих ИНН и прочей ерунды, которая отвлекает православных от вещей по-настоящему серьёзных.

Читатель рассказал вам о нескольких женщинах, которые не были допущены до причастия, но их истории едва ли похожи одна на другую, и я могу лишь гадать, что там произошло на самом деле. Допустим, в посёлке мало мужчин, женщине страшно быть одной, и она соглашается на условия «гражданского мужа». Что ей делать? Подойти к батюшке, честно признаться, что живёт во блуде, попросить помощи. И тогда, Бог даст, священник сумеет найти нужные слова, чтобы убедить мужчину жить по-людски.

А бывает, что человек, желающий принять Святые Дары, сам боится вступить в законный брак. И в этом случае он должен искать совета духовного лица, откровенной беседы с ним, ведь грех ослепляет, бес запугивает, но Господь через пастыря может исцелить. А то, что, говоря о сожительстве, мы имеем дело с тяжёлой болезнью, это несомненно.

Даже в механизме детали не вдруг прилаживаются друг к другу, для этого создаются определённые условия, а когда две души пытаются стать чем-то единым – ничего сложнее и придумать нельзя. Брак венчанный этому весьма способствует, но Церковь признаёт любое законное супружество. Когда два человека соединяют свои судьбы, имущество, в присутствии свидетеля дают обещание любить и почитать друг друга, у них есть надежда на то, что всё сложится благополучно. Сожительство, напротив, создаёт массу препятствий. Помню случай: женщина пришла, стала жаловаться на сожителя, мол, столько лет вместе, а всё ссоримся. Спрашиваю: «А почему ссоритесь?» «Он меня к себе не прописывает. Говорит, вдруг расстанемся... О какой глубине и искренности отношений можно здесь говорить? Так называемый гражданский брак проистекает обычно из страха взять на себя ответственность за другого человека, из недоверия к нему.

Конечно, бывают исключения, которые лишь подтверждают правило. Я знал одну женщину, которая взялась ухаживать за безногим инвалидом. Постепенно они прониклись друг к другу глубокими чувствами, женщина хотела узаконить отношения, а её возлюбленный – ни в какую. «Я не хочу тебя связывать», – говорил он. Эта история показывает, как всё непросто, насколько один случай не похож на другой и, соответственно, не может быть однообразия в отношении Церкви к гражданским бракам. Но чаще всего речь всё-таки идёт о недоверии, малодушии, которые обессиливают людей, не позволяют им вырастить свои отношения во что-то живое, плодоносящее, имеющее, подобно дереву, свои корни и крону. В супружестве соединяются не просто два индивидуума, а два рода, которые питают друг друга. Женится парень из рода захудалого нравственно, безбожного на девушке из рода сильного, живого, молитвенного, и, глядишь, был замухрышкой, а стал кочерыжкой – благодаря обретению новой родни распрямился, духовно окреп. В сожительстве родни не бывает, ты как был один, так один и остался.

Иногда говорят: «А зачем мне штамп в паспорте?» Якобы бунт против формальностей, а на самом деле – против своей страны, которую ничто так не убивает, как разрушение нормальных супружеских отношений. Иные хвалятся: «Вон сколько зарегистрированных и даже венчанных разбежалось, а мы всё ещё вместе!» Означает ли это, что если все последуют их примеру – жизнь станет счастливее? Нет, конечно. Одна-другая подделки могут быть лучше оригинала, но когда дешёвый фальсификат захлёстывает рынок, начинается деградация экономики, культуры потребления. Когда речь идёт о душах, об отношениях между людьми – всё намного горше. Со всех сторон слышишь «гражданский брак», но само это словосочетание абсурдно, вроде как «деревянное железо». Одной бабушке, помню, печку ремонтировал, и появилась нужда в некоторых материалах. «А на стройке пойдём возьмём», – говорит она. Пытаюсь её вразумить: «Это же воровство!» «Нет, – отвечает, – мы не воруем, мы берём». Как мало нужно, чтобы убедить себя, что зло – это вовсе не зло! Всего лишь заменить слово...

Протоиерей Алексей Денисов (г. Архангельск):

– Некоторые священники отказываются причащать невенчанных, хотя и зарегистрированных в загсе, утверждая, что эти люди живут во блуде. Это противоречит учению Церкви, например посланию апостола Павла к коринфянам, где говорится, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим».

Но если речь идёт о блудном сожительстве – это смертный грех. И до тех пор, пока человек не решится узаконить или прекратить эти отношения – покаяться, священник, не по жестокосердию, а заботясь о пасомом, должен отлучить его от причастия.

Бессмысленно причащаться тем, кто упорствует в каком-то грехе. Например, если вы в ссоре с кем-то. Помню, подошёл ко мне на исповедь человек, говорит: «Поссорился с женой». Спрашиваю: «А ты помирился?» «Нет». – «Пытался помириться?» – «Нет, она сама виновата». Хорошо, говорю, вот тебе ключ от моего кабинета, иди позвони жене. Помиришься – подходи снова.

Не священник, а грех, особенно блуд, отлучает человека от Бога. Нет ему смысла и креститься, если он не хочет покаяться. Такого окунай не окунай – таинство не совершится. Главным условием совершения таинства является должное отношение к нему самого человека, а не внешние обрядовые формы. Как сказано у апостола, «по вере вашей да будет вам». А должное отношение – это покаяние, поскольку крещение совершается в покаяние и во оставление грехов. Покаяние же – это исправление образа жизни. Люди часто путают веру в существование Бога и ту подлинную веру в Господа, которую можно по-другому назвать доверием. В существование Бога и бесы веруют, и страшатся Его, но это не делает их христианами, потому что они не желают следовать за Ним, в них нет готовности уподобиться Господу, желания исправить свою жизнь.

Почему Церковь так строго относится к блуду, причисляя его к смертным грехам? Он убивает душу, разрушая, оскверняя любовь, это жуткая пародия на те отношения, которые должны существовать между мужчиной и женщиной. Ведь в любви главное – это жертвенность. А возьмём сожительство, когда даже штамп в паспорте – немыслимая жертва, когда два человека не желают связывать себя никакими обязательствами по отношению друг к другу. Вот человек подходит к священнику и говорит, что он это считает нормальным, ничего менять не собирается. И что тут пастырю делать? Подтвердить, что ничего страшного не происходит, – это ведь погубить пасомого, принять участие в его самообмане. Но и просто отказать в причастии, встать в позу – неправильно. На обратной стороне креста у священника написано: «Буди образ верным словом, делом, житием, молитвой...» «Словом» здесь стоит на первом месте, это главное в его служении – проповедовать, объяснять, рассказывать, убеждать не опуская рук.

Не всегда это получается – убедить людей хотя бы зарегистрировать свои отношения. Разные бывают ситуации, по многу раз и подолгу беседуешь. Иные внимают – глядишь и расписываются, и венчаются, и в храм уже вдвоём начинают ходить. А бывает наоборот – человек оставляет Церковь. Мы можем скорбеть о нём, молиться за него, но ведь наша задача не в том, чтобы привлечь в храм побольше людей, а в том, чтобы помочь им в деле спасения. Мы не должны никого отталкивать, но не можем и потакать греху. Иные бросают упрёк, что, мол, Христос не осудил блудницу, так что же вы нас судите. Да ведь не судим, не призываем никого побивать камнями, а лишь повторяем слова Христа, обращённые к этой самой блуднице: «Иди и впредь не греши».

  

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга