ОТКЛИК ВЕЛИКОРЕЦКИЙ ХОД: Прочитал недавно в газете «Вера» статью сосногорского священника Игоря Дроздова, называлась она Туристы крестного хода (№ 591). И как-то грустно мне стало, обидно за нас, крестноходцев. Себя я, наверно, тоже могу причислить к этому почётному званию, поскольку был с крестным ходом на реке Великой шесть раз, с 2004 по 2009 годы принимал участие в этом великом православном действе. Почему же обидно и грустно мне стало? Из-за того, что назвали нас туристами? Конечно же нет. Для того чтобы полнее высказать, озвучить моё состояние, считаю необходимым привести выдержки из статьи священника. С большинством его суждений трудно спорить – кажется, говорит батюшка правильные вещи. Но какая-то безрадостная картина вырисовывается после прочтения, например, таких строк: «Или же, отправляясь в шествие, человек пожелал устранить своего начальника, а его по дороге хватил инфаркт». Это сколько же ненависти надобно иметь, чтобы не полениться добраться до Вятки, пройти вместе с крестноходцами почти двести километров и всю дорогу молиться Господу только об одном – об устранении начальника! Лично я ничего подобного от людей, участвующих в крестном походе, не слышал, а общался я, как журналист, со многими людьми, разных возрастов и разного социального положения. Далее батюшка пишет: «Сейчас благодатное время. Время сеять: на камне или при дороге. Авось где прозябнет…» Но почему же сеять-то только на камне или при дороге, а не в благодатном месте – в чистом поле, например? Следующей своей фразой о. Игорь спрашивает читателя или крестноходца: «Смог бы он один тайно пронести икону традиционным путём, вернуться и удалиться из Кирова так же неприметно, чтоб это нигде не было бы зафиксировано? Большинство бы не смогло». Столь категорично утверждать за всех нас, крестноходцев, наверное, нельзя. Сам вопрос сродни такому: «А смог бы ты совершить подвиг Александра Матросова – закрыть амбразуру своей грудью?» Ну разве кто-либо из нас ответит на этот вопрос утвердительно? Наверняка большинство сегодняшних мальчишек, воевавших, например, в Чечне и ценою собственной жизни спасавших товарищей, не смогло бы утвердительно ответить на этот вопрос. Но когда оказалось надо, они встали на пути в десятки раз превосходящего противника и не позволили бандитам перейти перевал. Нет смысла мудрствовать сейчас на отвлечённые темы: изменится ситуация – тогда и посмотрим, кто чего стоит. Спорными, по меньшей мере, мыслями показались мне и невесёлые размышления батюшки о том, что ход превращается в «некий клуб встреч с лёгким экстремальным оттенком», где трудности пути фиксируются участниками «клуба» на фото- и видеоплёнку, дабы создать почву для самолюбования и восхищения собой. «И даже угождение ближнему в походных условиях пропитывается тщеславием», – пишет о. Игорь. Если честно, читать это было горько. В крестном ходе Николенька Великорецкий сводит тебя с самыми разными людьми, причём происходит это отнюдь не случайно. Новичку обязательно встретится опытный крестноходец, который поможет ему с ночлегом, поделится краюхой хлеба, и примеров этих множество. Беседы, монологи, диалоги, происходящие на протяжении крестного пути, – это огромная школа жизни, где неопытные и, быть может, ещё не воцерковлённые паломники набираются опыта у более зрелых и духовно богатых людей. Не забуду, как помогали мне в первом моём путешествии на реку Великую кировчане Юрий и Наталья – делились со мной продуктами питания, питьевой водой, помогли с ночлегом, который ой как непросто найти в маленьких деревнях на привале. И примеров такой взаимопомощи я могу привести десятки, и мои товарищи тоже. Как можно утверждать, что многие идут в крестный ход, чтобы восхищаться собой, любимым! Какое уж тут восхищение, когда никто не знает, дойдёт ли он до следующего привала, до следующей ночёвки, хватит ли сил и веры, чтобы перенести все тяготы этого неимоверно трудного путешествия. Что-то ни одного любующегося собой паломника я не встретил за все свои крестные ходы. Чем труднее идти, тем более одухотворёнными становятся лица, особенно поражают ангельские лики детей – они безропотно и терпеливо переносят все тяготы, редко где услышишь детский плач. И дети проникаются той особенной атмосферой, которая покрывает идущих по намоленному пути людей. Случайных личностей в Великорецком паломничестве очень немного, и не они «делают погоду» в крестном ходе. Большинство верующих и неверующих – это отчаявшиеся люди, идущие в крестный ход с самыми сокровенными своими помыслами: кто-то – спасти любимое дитё от пьянства и употребления наркотиков, кто-то – вымаливая здоровья своим близким. Одним словом, стекаются сюда, на реку Великую, люди со своими скорбями и просьбами, свято веря, что великий заступник и угодник Божий Николенька не бросит их в беде, поможет и защитит. Иерей Игорь пишет: «Скорбно бывает видеть, как единая в своей массе река людей оказывается разобщена чуждым Церкви Христовой чувством себялюбия... Когда человек самодостаточен, ему нет нужды прибегать к помощи ближнего и нет необходимости в обратном движении навстречу нужде спутника». Скорбно читать эти строки – строки духовного пастыря, не разглядевшего в «массе людей» единого душевного порыва, духовного единения, паломнического братства, когда совершенно незнакомые люди помогают бабушке или женщине пройти трудный участок, берут на руки детей, впрягаются везти совершенно незнакомого больного или парализованного человека, как это сделал, например, ухтинец Михаил в 2005 году. Примеров христианской любви к ближнему такое множество в крестном ходе, что не увидеть их совершенно невозможно. Отрадно, что батюшка всё-таки отметил и некие положительные моменты в своём крестном шествии, написав в конце статьи, что в крестном ходе всё же есть место благодати. Так что же подвигло меня написать это письмо? Наверное, то, что для меня Великорецкий крестный ход, как и для многих моих товарищей, стал бесконечно дорогим. Более того, большинство из нас живёт сейчас от одного крестного хода до следующего: первые полгода – воспоминаниями о пережитом, вторые полгода – подготовкой к новому походу на реку Великую. ...Только здесь ты начинаешь с пронзительной ясностью понимать, / Как мало надо человеку для счастья: / Краюха хлеба, вовремя протянутая товарищем, глоток родниковой воды, /Крыша над головой, когда после долгого перехода тебя уже совсем не держат ноги... / И молитва – как единственное средство, способное помочь тебе продержаться ещё один день этого нелёгкого пути и, быть может, дойти до конца, исполнив обет, данный нашими предками, / Пронеся и свой крест, вымолив у Николеньки ещё один год счастливой жизни – / До очередного Крестного хода! Николай ЛУДНИКОВ |