ХРОНОГРАФ

ОСНОВА НАШЕГО ЕДИНСТВА

Нынешний август принёс два важных события, связанных с Украиной. Первое – 10-дневный визит на Украину Святейшего Патриарха Кирилла, об итогах которого руководитель ОВЦС Московского Патриархата архиепископ Иларион сказал так: «Результаты превзошли все ожидания. Уровень доверия к Патриарху и Православной Церкви настолько велик, что мы встретили колоссальный энтузиазм, причём везде».

Второе событие – решение Президента Д. Медведева оставить Украину без российского посла. Даже официальные лица сочли этот шаг «беспрецедентным и резким», а националисты на Украине и некоторые российские аналитики объявили первым шагом к войне. Президент так объяснил своё решение: «Официальный Киев занял откровенно антироссийскую позицию в связи с военным нападением режима Саакашвили на Южную Осетию... К сожалению, не утихают кампании, связанные с вытеснением русского языка из украинских средств массовой информации, из сферы образования, из культуры, из науки. Внешне гладкая риторика украинского руководства плохо сочетается с откровенным искажением сложных, трудных эпизодов нашей общей истории, трагических страниц великого голода в Советском Союзе, с трактовкой Великой Отечественной войны».

Как же объединить в сознании эти два события, насколько противоречат они друг другу? И нет ли тут, действительно, того, о чём с нескрываемой радостью и надеждой писали некоторые зарубежные СМИ – дескать, Патриарх пошёл на конфликт с Кремлём, и Русская Церковь встала в оппозицию российской власти…

У меня, как и у большинства россиян, есть немало друзей и знакомцев на Украине. Благодаря интернету сообщаться с ними теперь просто. И вот я постоянно спрашиваю своих корреспондентов: как там у вас? что люди думают о России? как относятся к коверканью нашей общей истории?

В мае я поздравлял знакомую украинку с Днём Победы и получил оттуда такой грустный ответ: «Так обидно, что наших ветеранов, которые воевали против фашизма, сегодня на уровне государства пытаются приравнять к тем, кто пособничал фашистам, прикрываясь словами о независимости. Жаль, что сегодня у власти люди, которые плюют на святыни народа».

Ещё раньше я делился с однокурсницей, живущей на востоке Украины, своими сомнениями: «Может, ошибочно, но Восточную Украину и её народ я считаю частью России, отрезанной по ошибке истории. Украинизация выглядит вымученно, но со временем достигнет своей цели: вырастет новое поколение молодых, относящееся к России если не враждебно, то по крайней мере безразлично. Это Ющенко сотоварищи и требуется. Конечно, тут главное – потеря детьми языка. Не случайно ваши власти за вытеснение русского языка держатся железной хваткой. Русские без языка становятся просто населением, которое легко переформатировать под что угодно. Поэтому помогай вам Бог в стремлении дать ребёнку знание русского – это значит оставить перед ним не щёлку в большой мир, а открытую широкую дверь...»

«Вот перечитываю твоё послание и думаю: как же ты прав, – получаю я от неё ответ. – Всё разорвали по живому, создали такие условия, что без знания украинского в совершенстве человеку будет трудно занять какое-то место в обществе. Я согласна, что знать государственный язык необходимо, я вообще ко всем языкам отношусь как к Божьему дару. Но язык не может быть сам по себе, язык, по моему убеждению, – это всё то, что создано великими творческими людьми на украинском, в частности, языке. К сожалению, классики, способной не только заменить, но хоть как-то компенсировать пласт русской литературы и вообще культуры, у нас нет. Посмотри, что делается: русский язык мой ребёнок изучает один час в неделю, литературы нет вообще. То есть, имеется, но называется «зарубежной литературой», и там всё переведено на «украинскую мову» – детям предлагают изучать русскую классику в переводе. Это кощунство! Мы вынуждены заниматься дополнительно... На востоке Украины создаётся ситуация, когда дети должны учиться на украинском – я тоже отдала ребёнка в такую гимназию, глупая, – но при этом между собой все общаются на русском. В голове мысли на русском, а отвечать на уроках нужно на «державний мови», притом словарный запас украинского явно невелик, да ещё составители учебников вытаскивают на свет Божий такие слова на украинском, которые явно заимствованы в своё время у румын, поляков, венгров, и мы можем только догадываться об их значении... Получится то, о чём ты написал. Это страшно…»

Действительно, тяжело смотреть, как политики насилуют волю народа. Мы все 90-е годы смотрели, как гнобят русских в Прибалтике, при этом наши олигархи ещё и кормили тамошнюю русофобскую власть транзитной нефтью, цветным металлом. Надо было вести переговоры, а мы пытались вести диалог с националистами, и становилось только хуже. Так что сейчас мы не можем снимать с себя части вины за то, что в Прибалтике реабилитирован нацизм. Время ушло, «русскоязычное население» в странах Балтии научилось обходиться без России, сфера использования русского языка съёжилась там до размеров квартир, молодое поколение русских переходит на английский, а по-русски говорит с акцентом. По этому же пути «выдавливания» пошло руководство Украины, и мы вновь совершаем это же предательство – забалтываем проблему. И получается как в басне Крылова про повара-резонёра: «“Кот Васька вор!.. Он порча, он чума, он язва здешних мест!” А Васька слушает, да ест».

Может, действительно, пришло время «власть употребить» – предпринять какие-то действия по отношению к откровенно русофобской деятельности Ющенко. Хотя бы для начала отозвав посла.

Но очевидно, что подобные меры наши народы не сблизят. Прежде власти полагали, что сближение реально, если делаешь какие-то политические уступки, задействуешь экономический интерес. Пытались на этом пути и Церковь использовать. Вот строки из письма всё той же моей однокурсницы: «Люди у нас далёкие от политики, живут с верой в Россию, но нехорошо получилось, когда Церковь втянули в политические интриги. Здесь, на востоке Украины, перед выборами раздавали специально отпечатанные иконы с ликом Христа, а на оборотной стороне была молитва о здравии Януковича и о его победе. А на западе, говорят, такое же точно происходило с Ющенко – священники посвящали ему проповеди, говорили, что голосовать нужно только за него. Теперь, спустя 4 года, я вижу, что это в какой-то степени навредило всем...»

Слава Богу, из этого были сделаны выводы. Тем, кому дорого единство славянских народов, теперь очевидно, что оно прежде всего духовно. Что основой объединения должно стать нечто, стоящее над нашими различиями, – а это прежде всего наше единство в исповедании веры. И уже когда оно будет осознано, тогда Сам Господь сохранит единство наших народов в Церкви, в Духе, а значит, сохранится уважительное отношение к культурам и чаяниям народов, на чьей бы территории они ни жили.

Именно эта мысль была сквозной в поездке Патриарха по Украине. «Церковь должна осознать, что она – родной дом для всех: для правых и левых, для восточных и западных, для демократов, коммунистов, националистов, – для всех, – говорил он во время своего визита. – Нужно объединяться вокруг общей идеи… Наше единство в том, что мы сознаём себя великой и единой Православной Церковью, к которой принадлежит 80 процентов всех православных верующих в мире. Кто-то может сказать, что это символика. Да, это символика, но она имеет огромное значение в диалоге православия со всем миром. Мы действительно духовная скрепа и основа той цивилизации, которая только и может на равных говорить с миром».

Игорь ИВАНОВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга