ВОСПИТАНИЕ РАСКРЫТЬ В СЕБЕ ПЕРВООБРАЗ О православном взгляде на психологию
Наша формула успеха – Александр Фёдорович, нужно ли православному знать психологию, чтобы быть успешным в семье и воспитании детей? – Существуют два разных представления о человеке: в святоотеческой и мирской психологии. Последняя – это психология успеха. Практически все страсти, с которыми святоотеческое учение призывает решительно бороться, в психологии успеха как раз культивируются. Например: тщеславие (достижение славы), сребролюбие (достижение богатства), прельщение противоположного пола (блуд) и прочие. Светские «душеведы» учат: ты хочешь проявиться – развей страсть до конца и будешь успешным, то есть станешь богатым, и тебя признает весь мир. Мы видим два диаметрально-противоположных вектора психологических знаний, направленных на результат. Один вектор – это достижение Царства Божия, а другой – успешность на земле. Мирская психология учит человека самооправданию, а святоотеческая – самоукорению. Намного проще причины своих бед и неурядиц объяснять плохой наследственностью, воспитанием, а не своей духовной расслабленностью и потворством греху. Но можем ли мы сказать, что достаточно лишь одной святоотеческой мудрости, чтобы жить в этом – светском – мире? Мне часто задавали вопросы: неужели православным не нужно изучать педагогическую, социальную или юридическую психологию, разве там ничего ценного нет? Специальные знания, конечно, необходимы. Например, православному врачу надо знать, как устроены человеческие органы. Но, кроме тела, есть у нас и более тонкая субстанция. «Психея» – это душа, и её движения знать также необходимо. Однако нужно помнить, что первыми психологами были старцы. Лучшие психологи мира сейчас изучают религиозный опыт, духовные практики разных культур, пытаются использовать многовековую мудрость для решения тех проблем, с которыми они сталкиваются в прикладной психологии. Но здесь мало одних знаний, нужно жить этим. А то зачастую получается, что психиатр «с психинкой», а невролог «с нервинкой». Не обретя Бога, психологи часто застревают на своих установках. А это тупиковый путь. – Есть ли что-нибудь позитивное в современном западном воспитании, «психологии успеха»? – Некогда христианский Запад сделал ставку на Человека. Тем не менее, вере в творение Божье, некой смелости и решительности, думаю, у них стоит поучиться. У французов есть такая поговорка: всё могут десять пальцев, если вынуть руки из карманов. Внедрение разработок психологии достижения, психологии успеха в европейских школах, особенно в американских, в своё время меня поразило. Как детям это дают! В одной из американских школ я увидел, что над каждым столом висит определённая бумажная фигурка, на которой что-то написано. Оказалось, это девиз, выражающий жизненную цель, к коей школьник стремится. А в технологической школе меня поразило, как учащиеся отрабатывали стыковку искусственных спутников Земли. Там есть специальный бассейн, где наглядно, на батискафах, это изучается. В этом учебном заведении есть, наверное, все необходимые инструменты, все материалы, которые только существуют на нашей планете. И детям даётся, например, задание сделать пропеллер, которого ещё не было. Я видел коллекцию этих пропеллеров, там их сотни, дети сами смастерили все образцы, своими руками. Также интересна программа школы лидеров планеты, которую проводила американская писательская организация. Самых талантливых ребят собирали со всего мира и проводили для них встречи со знаменитыми успешными людьми: президентами, великими учёными, политиками, бизнесменами, деятелями культуры. И взрослые, достигшие, по земным меркам, больших высот, общались, играли, совместно проводили время с юными дарованиями. Знаменитости говорили детям: «Мы такие же люди, как вы, и достигли своего положения благодаря вере в мечту, целеустремлённости, творческому отношению к делу и т.д.» Здесь видим христианский подход: будьте как дети, творите. – Легко ли провести границу между психически «нормальными» и «не нормальными» людьми? Вам приходилось отделять одних от других? – Очень часто человеку приписывают «отклонение от нормы», потому что не понимают причины необычного поведения. Когда я работал школьным психологом, одна мама привела ко мне сына и сказала, что у него рассеяно внимание. Она попросила позаниматься с мальчиком, чтобы он внимательно слушал учителя на уроках. Разговариваю со школьником, спрашиваю, что с ним происходит. А у него идёт душевная брань: родители постоянно ссорятся, и он думает о том, зачем учиться, если грамотные люди так друг друга оскорбляют... Последний случай из реабилитационной работы: ребёнка забрали из деревни, где он жил у бабушки, – мама создала другую семью. И вот его привезли в город, в новую семью, а он тоскует по деревне, по природе. Там он себя чувствовал в естественной среде, а когда его оттуда выдернули, внимание ребёнка стало рассеянным. Он не хочет ходить в школу, так как утратил свой душевный покой. Я говорю ему: «Нарисуй дом, который тебе больше всего нравится». Он рисует храм. Его дом – храм, он чувствует себя там гармонично. А многие рисуют квартиру, диван с телевизором, кухню и т.д. Как с этим ребёнком работать? Его скорректировать надо или помочь укрепиться в том, в чём он пребывает? А традиционная психология говорит: «У него патология, он внушаемый, аутичный и т. д.» Начинаются попытки вытащить человека из этого состояния, адаптировать к новой среде, думая, что он якобы отошёл от нормы. Наоборот, он православный и в норме, а всех остальных надо корректировать, отучать от пошлости и алчности. Здесь возникает конфликт оценок: кто нормальный, кто больной. Дети-выскочки, отличники, осведомители поддерживаются учителями, они успешные. А те, кто погружён в размышления и пытается этим оградить себя от манипуляций собой со стороны мира сего, якобы «ненормальные». Как, с помощью чего развивать в ребёнке самостоятельность и устойчивость? Такой вопрос часто задают психологам. Люди, которые попадают сейчас в сети соблазнов: наркотиков, алкоголя; те, кто пытаются уйти от реальности, – что это, проявление слабой воли? Да, это и слабая воля, и слабое эмоциональное регулирование, и сложность межличностного общения. Что такое саморегуляция? Современные психологи предлагают аутотренинг, разные медитации, упражнения. А в православии саморегуляция – это молитвенное состояние, пребывание в молитве; созерцательное, устойчивое, мирное состояние. Средства психологической помощи бывают различные, и направленность этой помощи неодинакова. Знание возрастных особенностей, особенностей характера, обучение жизненно необходимым навыкам, развивающие игры, как и многие другие знания, приобретённые психологической наукой, – полезны. Разбираться во взглядах, средствах воздействия на человека современной психологии надо, но применять эти знания нужно с разумением и духовной трезвостью. Вера и уверенность – В православии не принято говорить о том, что человек должен быть уверенным. А как вы считаете, это качество нужно верующему? – Вопросы веры, уверенности в своём деле имеют свои корни в евангельских временах, когда Христос протягивал руку помощи апостолам. Особенно наглядно можно это увидеть в случае, когда «Пётр пошёл по воде... но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 29-31) «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», – читаем мы в Новом Завете (Евр. 11, 1). Твёрдая вера даёт уверенность. Православный человек должен быть именно твёрдым в вере, но не самоуверенным. Разумная уверенность просто необходима живущему в миру человеку. Но её нельзя путать с самоуверенностью. Если мы поступаем согласно Божиим заповедям, то должны быть уверенными в себе и в своём деле. Одно время я проводил семинары-тренинги по социальному проектированию с людьми, которые имели серьёзные замыслы. И обязательно спрашивал у них: «Насколько вы верите в то, что начинаете делать?» Это были, в основном, люди, далёкие от религии, и у них был разный процент веры: кто отвечал, что верит на 50%, кто – на 60%, кто – на 80%. Но, чтобы реализовать серьёзный проект, нужно верить на 110%. Мой педагогический опыт общения с «проектировщиками» убедил меня в истинности евангельских слов: «По вере вашей дано будет вам». А где же почерпнуть такую веру? Расскажу маленькую историю, которая для меня очень значима. На своих семинарах я рассказывал о методиках Александра Эверета (американского психолога), о психологических барьерах, которые не дают человеку реализовать себя и свои проекты, о тех внутренних сомнениях, препятствиях, которые мешают ему создать образ будущего и двигаться к нему. Я рисовал много кругов, которые образовывали как бы мишень, и спрашивал, что это такое. Каждый круг означал барьер в сознании, который сдерживал действие: «Если бы у меня было достаточно денег, если бы у меня было достаточно образования, связей, если бы...» В процессе совместной работы мы убирали эти барьеры, увеличивали веру в собственные силы и возможности. И вот однажды мне снится мой отец (он был воинствующим атеистом всю жизнь и только перед смертью начал воцерковляться). И он говорит мне во сне: «Саша, ты не рисуешь ещё один круг». «Какой, папа?» – «Один круг вокруг этой мишени. На этом круге должно быть написано: “Если на это есть воля Божия”». Я был потрясён, никак не ожидал от своего неверующего отца услышать такое. И вот что я понял: нужна разумная уверенность, которую даёт вера в Бога. То есть базис – это поиск воли Божией, а не самоуверенность и своеволие, не реализация своих страстей – тщеславия, сребролюбия и других. Это осознанное служение Богу. У нас, православных христиан, в жизни порой возникают моменты испытания нашей веры, но здесь главное – искать воли Божьей, а если определился, идти не оглядываясь. Нам всем нужна твёрдая вера, чтобы не услышать упрёка Господа: «Маловеры». Что есть любовь? – Скажите, как правильно любить себя? Потому что все психологи сейчас, особенно светские, зациклились на этой любви к себе, и даже переиначивают вторую заповедь Христа: возлюби ближнего, как самого себя. Они учат, что если не будешь любить себя, то не сможешь любить и ближнего. – Любить себя по-православному – это стремиться к святости, к достижению Царства Небесного. Чего ещё большего себе желать? – Но всё-таки себя нужно любить? – Любить в себе образ Божий просто необходимо. Любить – это раскрывать и беречь этот Первообраз. А не добиваться признания твоих заслуг другими, как требует мирская психология успеха. Когда современный мир кричит: ты должен самореализоваться – реализовать свою самость, то разве это любовь? Это элементарный эгоизм. Повторюсь: любить себя – это желать себе спасения, раскрывая своё дарование, призвание, служа своими талантами Богу и людям. То есть, будучи призванным Богом, делиться с ближними своими дарованиями. Призвание, дарование, талант – это проявление любви Бога к конкретному человеку. – А для повышения духовного уровня со своей эмоциональностью надо бороться? – Согласно Святому Писанию и Преданию, человек не должен быть теплохладным. У каждого свой темперамент, с которым бесполезно бороться, с ним необходимо считаться. Желательно найти грань между эмоциональностью и душевной устойчивостью, контролируемой эмоциональностью. В этом плане святые отцы учат стяжанию Духа Святаго, обретению истинного внутреннего покоя. Как он достигается? Постом и молитвой. Великий путь – Иисусова молитва, умное делание. Но светскому человеку, не имеющему духовного опыта и духовного руководства, это не под силу. А вот вполне достижимый для нас внутренний покой можно представить как нахождение на дне океана: когда человек смотрит на бушующие житейские волны на его поверхности с многокилометровой глубины. Метровые колышущиеся волны на поверхности – это эмоции человека, а он невозмутимо смотрит на них через толщи океанских вод, оттуда, где царит покой. Поэтому для повышения нашего духовного уровня бороться надо не с эмоциональностью, а со своими страстями. Ведь эмоциональность, помимо проявления физической природы человека, – это ещё проявление страстности. Больное самолюбие – больная эмоциональность. Например: одна из страстей ораторских – тщеславие. Человек боится, что его не услышат. Он постоянно доказывает, что он хороший, бурно реагирует на любой выпад, на любую критику. Помимо духовных и душевных причин, эмоциональность напрямую связана с психофизиологией, с телесным устройством, с образом жизни. Конечно, эмоциональность – это душевное проявление, не духовное. Гармонизация, целостность, внутренний покой приобретаются, в том числе, осознанными физическими упражнениями. Когда я долго физически не работаю, у меня больше выплеск эмоций. Если разумно нагрузишь себя физически, разнообразишь сферы деятельности, то эмоциональность стабилизируется. – Как всё-таки современному человеку обрести спокойствие? – Человеку в миру говорят, что он должен быть эффективным, соответствовать ожиданиям своих близких, знакомых. Представляете, какая получается колоссальная нагрузка на психику, если постоянно думать, что только от тебя всё зависит. Неизменно возникает состояние, что мы что-то не успеваем, не доделываем. Какое уж тут спокойствие... За житейскими заботами мы часто забываем о главном. Господь говорит: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин. 4, 13-14). Мне нравится высказывание из книги приснопамятного архиепископа Костромского и Галичского Платона: «Если желаешь жизни мирной, то предай всего себя Богу. До тех пор ты не найдёшь душевного мира, пока не успокоишься в едином Боге, любя Его единого». Перед причастием на литургии мы слышим молитвенное пение: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Нужно просить у Бога укрепления сил в пути к Нему. Как известно, кто о мирском не просит, того Господь на руках носит. – А если у человека семья, дети? – Конечно, надо благословенно и настойчиво трудиться, в поте зарабатывать хлеб свой. Одно время я усиленно искал волю Божью, ездил по монастырям, молился и внешне, казалось, пренебрегал интересами семьи. Тогда мне один человек сказал: «Когда ты один, тебе принадлежит весь мир, когда двое – только половина». Как-то повторил я это высказывание своим родственникам, одной паре, которая много перестрадала, когда у них родился сын с пороком сердца. В то время отец больного малыша нашёл в себе силы мобилизоваться, заработал огромные деньги, чтобы сделать сыну самую дорогую в США операцию по шунтированию. Их сын прожил 21 год, хотя уже с года был приговорён к смерти. И вот эта семейная пара мне сказала: «Неправильно. Когда ты один, тебе принадлежит весь мир, когда двое – больше чем весь мир, а не его половина. Когда нас двое, то 1+1 равняется не двум. Возникает как бы синергетический эффект... Мы становимся больше, так как создаются новые миры, мы творцы-созидатели». И они, конечно, правы. Что женщина ожидает от мужчины, если она настоящая женщина? Она ждёт продолжения рода, материальной устойчивости, некой уверенности в будущем. Но, кроме этого, она ждёт и защиты духовной, ждёт слияния в Целое, воссоединения с Богом через любовь. Того слияния с Богом, которое может произойти в семье, как в малой церкви. Вот два желания, мирское и духовное, – как их сочетать? Необходимо всё время искать царский путь: и чтобы духовная жизнь не умирала, и чтобы разумный достаток в семье присутствовал. Здесь это вопрос совести, духовной гармонии. А где-то надобно и перетерпеть, понимая, что нужны совместные усилия для сохранения целостности семьи. Когда семья единодушно идёт своим благословенным путём, то она получает всё, что Богом приготовлено: и здравие, и спасение, и во всех делах благое поспешение, и материальный достаток, и полезность обществу. О похвале – Один известный священник утверждает: «Для мужа, главы семьи, как воздух, как хлеб, необходима оценка, похвала со стороны супруги... Мужчины как дети, они нуждаются в постоянной оценке их труда и поощрении... Я призываю милых дам не скупиться на добрые слова поддержки и похвалы для любимых». А ведь святые отцы учили, что людей не полезно хвалить. Как вы считаете, нужно ли всё-таки хвалить мужчин? – Немного поразмышляем о том, что такое похвала. В святоотеческом опыте есть такая поговорка: «Хвалить – с ног валить». Многие старцы своих чад смиряют. В тренерской практике тоже используются завышенные требования. Знаю спортсмена, которому тренеры говорили: «Плохо, плохо, никуда не годится», – хотя он выполнял упражнения лучше всех. В семейных же отношениях проявление поддержки, участия – это момент любви. Когда есть в семье любовь, взаимопонимание, гармония, то не нужно никаких приёмов и методик. Если муж с женой чувствуют друг друга, то понимают, какая поддержка необходима близкому человеку. Когда ты любишь человека и желаешь ему спасения, то стараешься всё делать для этого. Есть такая поговорка: «муж важнее духовника». Почему? Что такое быть за-мужем? Это значит после мужа отвечать перед Богом на Страшном Суде. Что касается похвалы мужчины женщиной – это связано с верой в мужа как в образ Божий. Если женщина любит мужчину, то она будет видеть его лучше, чем он сам себя. Она видит его потенциал, и её одобрение, вера в мужа как раз и помогают ему исполнить служение Богу и людям. Проявляется такая любовь не только через хваление, но и через поддержку – трансляцию веры, зримую и незримую, в победу сил добра в человеке. Если муж где-то споткнулся, любящая жена может помочь обрести ему целостность вновь. Как в интимных отношениях или в психологических каких-то проблемах, так и в духовных. – С духовной точки зрения, считается, что детей опасно хвалить, а известный православный психолог пишет об обратном. У него это называется «лавры в кредит», то есть он сразу своему ребёнку говорит: ты богатырь, ты сильный, ты можешь и т.п. Неужели без этого не обойтись? – Дети нуждаются в телесной, душевной и духовной поддержке. Нужно поощрять ребёнка, но так, чтобы он чувствовал себя не центром мироздания, а частицей целого. Надо помочь ему пережить радость соучастия в созидании творения, в котором есть отблеск Божественной красоты. Если обучение ребёнка прошло в православной целостности, то у него возникнет понимание, что он добавляет красоты в мир. Чем Адам с Евой занимались до грехопадения? Они приумножали красоту в раю. Детям можно говорить: «Если мы, даст Бог, попадём в рай, чем там будем заниматься? Создавать красоту. Если не научишься здесь создавать красоту – окажешься там, где будет некрасиво». Здесь присутствует момент и поощрения, и воспитания в ребёнке созидателя, а не разрушителя. И ещё: как воспитать в ребёнке радость от дарения, развить его творческий потенциал, желание быть полезным? К примеру, я со своим маленьким сыном, которому было два с половиной года, играл в спасателей. Шведская стенка. Я хотел, чтобы он залезал на неё. Для этого на верхнюю перекладину стенки я ставил игрушку и говорил: «Застрял зайчик. Его нужно спасти, помоги ему». Ребёнок с радостью лез туда и получал удовольствие оттого, что спасал «пострадавшего». Это воспитывает радость служения: желание быть кому-то полезным и прийти на помощь. Потом мы вместе радовались спасению и я не жалел похвалы спасателю. Если же ты видишь в нём какое-то отрицательное сердечное действие, то надо постараться не усиливать его. Необходимо ребёнка выслушать, разобраться и не принимать эмоциональных решений, как в наказании, так и в похвале. И ни в коем случае нельзя манипулировать. Современная западная психология построена на манипулировании сознанием с помощью психологических приёмов – и один человек подчиняется воле другого. А в православной семье идёт поиск правильного решения через познание воли Божией, даже в маленьких делах. Если в детях уже проявилась любовь и трепет перед Богом, Создателем, при сложности выбора можно спросить: «А как бы Боженька или святые поступили в этой ситуации?» Многие возражают: «Ой, это планка такая высокая, я никогда святым не буду». Иосиф Муньес (мученик, хранитель Иверской мироточивой иконы Божьей Матери в РПЦЗ), когда обращался к молодёжи, говорил: «Будьте святыми мужьями и жёнами, стремитесь к святости». Такой подход должен быть в православной семье и к воспитанию ребёнка. Стремление к святости – это не потребность в человеческой оценке. Здесь желание угодить не людям, а Богу. И ещё раз о похвале. Часто бывает так. При любом удобном случае ребёнка просят: «Ну-ка, покажи, как ты на пианино играешь, расскажи стихотворение». В результате у него развивается тщеславие, поощряемое тщеславием родителей. Хвалить чадо нужно так, чтобы не развивать в ребёнке пороки, а, наоборот, их корректировать. Для этого посмотрите, не страсть ли вами движет – честолюбия, тщеславия. Или у вас искреннее желание поддержать своё чадо. Хвала и поддержка – две разные вещи. Счастливы те семьи, где детей поддерживает сам семейный уклад, где они сознают себя нужными для малых братьев и сестёр. У моего деда было десять детей, мой отец был десятым. Специально воспитанием никто не занимался – все дети воспринимались как часть целого, воспитывала сама среда. Там к ребёнку относились как к взрослому, но настолько, насколько он способен был соответствовать доверию. Если ты что-то искажал, то семейная среда корректировала. Вспомните Некрасова: «Отец, слышишь, рубит, а я отвожу». Доверие и воспитание ответственности – это не похвала, это ввод человека в мир взрослых отношений. Как и в любви между мужчиной и женщиной, любовь родителей к ребёнку предполагает видение идеального образа и обращение к этому совершенному образу, а не к тому, каков человек пока есть на самом деле. В этом и заключается воспитание: видеть в ближнем идеальный образ человека, созданного по образу и подобию Божию, и обращаться к нему. Соответственно, необходимо понимать, насколько сам человек может дотянуться до этой планки. Познай себя? – В любой семье, как и в любом трудовом коллективе, бывают конфликты. Можно ли избежать их, обратившись к православному психологу? – Был такой случай. Приезжает одна женщина в Горицкий монастырь и рассказывает старице про своего начальника, который её обижает, а старица – в слёзы, плачет. Женщина начинает её успокаивать: «Не плачьте обо мне…» «Я не о тебе плачу, а о твоём начальнике – что с его душой будет через какое-то время...» Православный психолог предложил бы ей разобраться в себе на основе научных знаний по конфликтологии, обратив её внимание на особенности межличностных отношений. А если б увидел, что основные проблемы – в духовной сфере, то порекомендовал бы обратиться к опытному священнику. Задача же православного психолога – это приготовление мечущейся души к прикосновению Целителя и Спасителя душ наших, через воцерковление и церковные таинства. – Как влияют наши мысли и слова на наше здоровье? – Позитивные, созидательные мысли, в которых есть любовь, привносят в нашу жизнь радость, спокойствие и гармонию. А деструктивные мысли отягощают нашу психику и приводят к страстям. Что такое язвительное слово? Это может быть слово человека с язвой желудка. Или, если он так будет общаться всё время, – человека с будущей язвой. Как известно, без любви любое положительное личностное качество человека превращается в отрицательное. Есть такие серьёзные наблюдения-размышления, подтверждающие, что «без любви всё – ничто»: «Обязанность без любви делает человека раздражительным. Ответственность без любви делает человека бесцеремонным. Справедливость без любви делает человека жестоким. Правда без любви делает человека критиканом. Воспитание без любви делает человека двуликим. Ум без любви делает человека хитрым. Приветливость без любви делает человека лицемерным. Компетентность без любви делает человека неуступчивым. Власть без любви делает человека насильником. Честь без любви делает человека высокомерным. Богатство без любви делает человека жадным. Вера без любви делает человека фанатиком». Всем нам необходимо учиться разумной достаточности, духовной трезвости. Учиться у людей особенно благодатных, которые своей праведной жизнью стяжают дух мирный. Духовную трезвость даёт и глубина самопознания, а приобретается это качество через личный опыт духовной жизни. – Как вы считаете, себя нужно познавать? Бытует такая точка зрения, что православным себя с психологической стороны познавать не надо. Так как они познают свой дух, то для этого достаточно лишь исповеди. – Господь никогда не говорил, что не нужно познавать сотворённый Им мир, а человек – часть этого мира. Всё дело в целях самопознания: для самореализации или исполнения Божественного призвания, познания премудрости Божьей. Ведь познание себя – один из способов Богопознания, ибо мы созданы по образу и подобию Божию. Помогать другим – хорошая цель, но для этого нужно сначала разобраться, кто ты, познавать себя. В нашей средней школе учат всему, кроме самого главного: познать Бога и разобраться в себе. В этом плане весьма выигрывает тот, кто прибегал к церковным таинствам, учился в духовных школах, почувствовал на себе огромную спасительную и познавательную пользу исповеди. Таинство исповеди многим помогало в воспитании «умного сердца». Это очистка души от грязи и школа самопознания. Но, вместе с тем, нельзя категорически отрицать приобретённые человечеством познания, понимая, что это часть Богооткровения. Психологические знания как часть общих знаний о человеке, об общественных отношениях будут полезны крепко стоящему в вере христианину для того, чтобы жить, трудиться и исполнять волю Божью, живя в миру. Беседовал Андрей СИГУТИН | |