БЫЛОЕ

РАДИ СПАСЕНИЯ ДУШИ

В старину существовала в среде зажиточных людей такая прекрасная традиция, как благотворительность. Считалось непреложным из вырученного капитала десятую часть отдать Церкви – а там и Бог не забудет жертвователя. Традиция эта существовала и на Яранской земле, пустила здесь прочные корни. Наиболее состоятельные люди строили целые храмы, кроме того, жертвовали на школы, больницы, армию.

Одним из таких людей был купец 2-й гильдии Фёдор Яковлевич Рощин. Испытавший крайнюю бедность в детстве (родился он в крестьянской семье), выйдя в люди, купец Рощин всю жизнь помогал беднякам – то даст денег на покупку коровы, то избу пособит купить. Особенно он жалел погорельцев. А мелкие векселя бедняков он и вовсе уничтожал, а не переписывал, как это делали другие богатеи. Как в народе говорится: при сытости помни голод, при богатстве – убожество. Но таких людей всегда было мало, потому-то про богатых много язвительных слов сказано.

Помогал Рощин не только крестьянам, но и духовенству, оплачивал нужды города. Так, в 1911 г. он и сыновья купца Александра Калинина пожертвовали Яранску по 10 тысяч рублей на строительство водопровода.

Тысячу рублей положил Рощин на содержание Благовещенской церкви г. Яранска и тем содействовал сохранению её как памятника архитектуры XVII века.

Однако самым известным деянием Ф. Я. Рощина стало строительство Куженерского Свято-Николаевского женского монастыря на Вятской земле. В 1896 г. протоиерей Александр Селивановский решил основать в одном из сёл Яранского уезда монастырь и мысль эту высказал Фёдору Рощину. Тот обещал помочь и отправился на приём к Вятскому владыке Алексию. Архиерей внимательно выслушал купца, но, в свою очередь, дал совет построить монастырь не в Яранском уезде, а в Уржумском, где он мог бы стать духовным и культурным центром для черемисов, прозябавших тогда ещё в язычестве. В это время в местечке Куженер, в семи верстах от села Токтайбеляк – около ключа, к которому марийцы издревле питали особое уважение (считалось, что вода его исцеляет от глазных болезней), уже зарождалась женская община из нескольких послушниц. Инициатором создания общины был токтайбелякский священник Николай Зорин.

Фёдор Рощин приехал в Куженер, и местность ему очень понравилась, здесь он и решил основать монастырь. От мысли поставить обитель в Яранском уезде отказался, за что получил от тамошнего священника упрёки.

Чтобы решить вопрос о казённой земле, на которой создавался монастырь, Фёдор Рощин не поленился съездить к знаменитому обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву. Вот как описывал этот визит в своих воспоминаниях И. Д. Сытин, сопровождавший купца в этой поездке:

«Рощин, в своём чёрном сюртуке, с золотой медалью на шее, плотный, коренастый, подошёл вперевалку к столу обер-прокурора и встряхнул своими длинными крестьянскими волосами с пробором посередине:

– Прошу, Ваше Превосходительство, разрешить мне построить женский монастырь... – и, вынув из кармана географическую карту, он положил её на стол и ткнул пальцем: – Вот здеся... Тысяча десятин пусторожней земли, государственного имущества... Ходатайствуйте, чтобы мне её пожертвовали для монастыря, а если даром не дадут, купить желаю.

– Ну что ж... Дело доброе... Подайте прошение, а там рассмотрят и разрешат.

– Да мне ждать некогда... Мне поскорее надо. Я неграмотный, никого тут не знаю, вас прошу покорнейше, вы разрешите! – Рощин в пояс поклонился.

– Ну, а бумаги у вас, по крайней мере, есть?

– Ничего нету. Здеся надо написать и бумаги, какие надо.

Победоносцев позвонил, и на его звонок вошёл правитель дел Синода – ласковый, вкрадчивый, элегантный человек.

– Вот, Владимир Петрович, просят разрешения на постройку монастыря, с тем чтобы землю им даром дали. И всё сейчас, сегодня, сию минуту. Вы уж, пожалуйста, примите их, выслушайте подробности и сделайте что можно...»

На средства купца были выстроены трёхпрестольный храм, каменная трапезная и несколько деревянных корпусов. Кроме того, значительные средства были пожертвованы на содержание самого монастыря, его священника, на устройство и содержание странноприимного дома при монастыре. Фёдор Яковлевич говорил: «Удивительное дело! Я много денег трачу на Куженер, а у меня капиталы не убавляются, а ещё и прибавляются!»

Ещё один эпизод из жизни Ф. Я. Рощина, прекрасно показывающий его стремление по-евангельски относиться к ближнему ради спасения своей души, описывал в 1916 году один вятский священник:

«Бедный мастер П., семейный человек, исполнял малярную работу в Куженерском монастыре и получил сполна всю плату. Работа была исполнена не только хорошо, но и с большой экономией на материалах. Прошло после сего шесть месяцев, наступает праздник Рождества Христова. Рощин, вспомнив усердного и добросовестного мастера, призвал его к себе и дал ему 50 рублей. Мастер крайне был обрадован щедростью Рощина и провёл со своей семьёй праздник в довольстве. Получил этот мастер подарок и к празднику Святой  Пасхи!»

Итак, благодаря Ф. Рощину монастырь рос и процветал, превращаясь в прекрасно организованное предприятие и очаг культуры и просвещения. Купец содержал и постоянно благоустраивал его. Одна из дочерей купца, Анна, была принята в число сестёр монастыря, приняв имя Ангелина, несла послушание казначея.

Фёдор Яковлевич Рощин скончался 11 января 1916 года в возрасте 75 лет и был удостоен великой почести – его погребли в Куженерском монастыре у стены главного храма. «Не достоин я, чтобы меня погребали в храме», – говорил он, когда ему предлагали быть схороненным в устроенной им церкви. 13 января его отпевали при громадном стечении народа. Службу совершал епископ Новгород-Северский Пахомий в сослужении 14 священников и 5 дьяконов.

Не вечны дела рук человеческих. Куженерский монастырь был закрыт в январе 1918 года, до наших дней от него сохранилось, к сожалению, очень мало. Не сохранилась и могила Ф. Я. Рощина. Но сохранилась память о нём, и не только у Бога, но и у гораздо более забывчивых потомков.

Дмитрий Казаков
п. Лебяжье Кировской обл.


назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга