ЖИВОЕ СЛОВО

«Я не знаю, будет ли у нас в стране монархия...»

Существует разномыслие в православной среде относительно восстановления в России монархии. Одни говорят, что её время ушло, другие продолжают надеяться. Являются ли монархические убеждения сегодня лишь ностальгией по прошлому или они всё ещё важны для русского человека?

Игумен Филипп (Филиппов) (г. Сыктывкар):

– Нужно помнить, что призывы к изменению строя – это нарушение Конституции. Каждый христианин должен это сознавать. Страна сейчас находится не в лучшем положении, и хорошо бы научиться ценить любую соломинку, которую нам Господь посылает. Не отталкивать её, требуя взамен комфортабельного судна. Мы знаем, что всякая власть от Бога, а значит, должна быть нами оберегаема – все её добрые начинания нужно поддерживать, злые – претерпевать, по мере сил исправляя. Этого не достигнуть на пути бунта, отрицания – ни к какой монархии он нас, конечно, не приведёт. Есть явное противоречие в деятельности иных людей, которые, не имея малейшего понятия о послушании, именуют себя монархистами. Подлинное монархическое чувство глубже и проще, и оно в нашем народе всё ещё сохраняется, оно заложено в генетике русского человека. Люди хотят видеть во главе страны мудрого, заботливого руководителя, какими были наши цари. Это эталон, с которым у нас сверяли глав государства в советское время, сверяют и сейчас. Ошибочно считать это склонностью к авторитаризму. Разве у сына, который почитает отца, тоталитарное сознание?

К счастью, какие-то понятия об этом в русском народе всё ещё живы, но очень ослаблены, истощены. Нет ясного понимания, что существуют лишь две предустановленные формы правления – теократия, то есть власть Бога, которая была в Палестине до воцарения Саула, и монархия. Поэтому в обозримом будущем восстановление царства у нас невозможно. Не так много людей воцерковилось, чтобы народ мог признать – власть Бога выше власти человеков. До Помазанника мы просто не доросли.

Иерей Пётр Машковцев (г. Вятка):

– Монархия у нас не исчезла после революции, была в советское время, сохраняется и сейчас. Просто она стала нецерковной. Я считаю, наше государство может существовать лишь в условиях единовластия, и не стоит лукавить, говорить, что это не так. Другое дело – качество этой формы правления. После свержения императора Николая Второго мы имеем, скорее, суррогат. Ведь настоящая монархия от Бога – это когда человек, возглавляющий страну, служит Господу. Образец этого явил нам последний наш государь. После его свержения власть у нас служила каким-то узким идеям. Ленин, например, говорил, что пусть девяносто девять человек из ста погибнут, зато этот один будет жить при коммунизме. Такое было отношение к людям. Власть стала источником тщеславия, а впоследствии и доходов.

Я верую, что так будет не всегда. Какие-то предпосылки для возрождения царства у нас есть. В стране существуют олигархи, но нет олигархии, она пока не сложилась в тех формах, которые существовали до революции. Тогда между царём и народом оказалось слишком много посредников, которые сделали нашу монархию бездейственной, привели к краху. Дворянство не дало императору Александру Первому изменить строй государства на благо всем сословиям, связало его по рукам и ногам. В последние годы жизни государь перестал появляться в своём петербургском дворце, понимая, что его власть почти номинальна. Так что не случайно родилась легенда, будто он умер святым, приняв имя Фёдора Кузьмича. Только так царь мог помочь своему народу.

И всё-таки при всех недостатках это была намного более достойная, естественная для страны форма правления, к которой мы постепенно возвращаемся. Укрепляется вертикаль власти, приходит осознание, что, если не будет единого центра, полномочного главы государства, Россия просто распадётся. Посмотришь, что на Украине, в Грузии творится, подумаешь: слава Богу, у нас не так. Господь послал нам правителей, которые радеют не только о своём благе, но и о благе государства. Но это, конечно, ещё не подлинная монархия.

Следующий этап, к которому мы пока не готовы, – обретение свободы. Не вольницы, а свободы. У нас эти понятия часто путают, в этом наша трагедия. Лишь когда появится жажда свободы, откроется, что без Помазанника она невозможна. Какой будет возрождённая православная монархия, мы не знаем. Такой ли, как до революции в России, или близкой к византийскому образцу, когда императорами становились и военачальники, и государственные деятели, не всегда родовитые? Что Господь даст, то и примем. Главная отличительная черта православной монархии – это, как я уже сказал, служение Богу, остальное менее существенно.

Протоиерей Валентин Кобылин (п. Красноборск Архангельской области):

– Наш приход ждёт царя, причём из рода Романовых, которому наш народ дал клятву в 1613 году. Нынешнюю власть мы не считаем легитимной. Как в семнадцатом году престол был узурпирован, так с тех пор нами правят временщики. Это было и в советское время, хотя генеральный секретарь избирался, как правило, пожизненно. Но одно дело, когда власть готовишься передать сыну, другое – чужим людям. Разная степень ответственности. А сейчас её стало ещё меньше.

И президенты, и депутаты, и губернаторы – все они понимают, что за четыре года или за восемь лет ничего сделать не могут, да и не особо стремятся. Перед кем они отвечают? Перед Богом? Так в Него мало кто из них верит. Перед народом? Они убеждены, что ему всегда можно навешать лапши на уши, заговорить зубы.

А вот Господа не обманешь, Он знает, что тобой движет. Неверующему это объяснить невозможно, он думает, что монархия – это что-то вроде диктатуры. На самом деле она дальше от диктатуры, чем любая демократия. Диктатура – власть во имя своё, она достигнет своего полного воплощения при антихристе. А царь денно и нощно предстоит перед Всеведущим Богом. И если он забудет об этом, то будет держать ответ в лучшем мире, а его дети, внуки – уже здесь, на земле. Поэтому, в чём бы наших монархов ни обвиняли, одного обвинения им предъявить невозможно: в безответственности. Они выкладывались полностью.

Вот почему православная монархия угодна Богу и благотворна для народа. Дело не в единовластии, оно будет и при антихристе. Царь – не премудрый хозяин, который всё за нас решает, не племенной вождь, а слуга Божий, самим Господом уполномоченный править нами. Да, желательно, чтобы государь был одарён, силён духом, решителен, но и без этих качеств он всё равно Помазанник, за послушание которому Господь нас милует.

А царя у нас нет сегодня не потому, что мы этого не хотим. Мало ли чего мы хотим? Мы всё время чего-то хотим – можем и царя захотеть, да только его ещё и заслужить надо. Главное препятствие для восстановления монархии в России – тот дух непослушания, которым всё у нас заражено. Даже среди православных людей послушание – редкость. Вот в селе Черевково у нас несколько старушек воюют с отцом Димитрием, пишут кляузы на него владыке, а то и Патриарху. До приезда священника они властвовали на приходе, учили жить, указывали, какому святому когда свечку ставить. А тут батюшка появляется, который предлагает этим всеведущим мирянкам утреннее и вечернее правило читать, к исповеди готовиться, пост соблюдать. И понеслось. «Христианская жизнь должна хоть в чём-то проявляться», – объясняет им отец Димитрий. Не внимают, начиная свои речи: «Мы считаем... Я считаю...» Мы не умеем слушать и слушаться. И если сегодня дать нам царя, то завтра мы его свергнем. Мы не готовы. Даже среди церковных людей многие не почитают Царя-мученика, плюют в него и за то, что было, и за то, чего не было. Уважения, благоговейного чувства мало у православных к святому Царю!

Но возьмём не просто православных, а монархистов: слушаешь – и иной раз оторопь берёт. Царь для них вождь, вера не имеет значения, о ней так – вскользь, как об элементе традиции. Эти всякие черносотенцы, сэрээновцы превозносят русский народ, говорят: «Главное – русский народ, ему нужен национальный вождь». Я сам русский, но не согласен ни с тем, что нам нужен вождь, ни с тем, что народ, его интересы – это главное. Главное – Христос. Через Него будет всё, без Него – погибнем. Понимания этого нет в нашем безрелигиозном национализме.

Приходится время от времени с местными казаками общаться, воочию всё это видеть, скорбя сердцем. В сшитых жёнами мундирах, увешанные непонятными цацками, соревнуются, кто выпьет больше водки. Одному такому, атаману, чеченцы предложили цацки выкинуть, пообещав взять в крупный московский банк. Клерком каким-то или в охрану, не помню уже. Выкинул. Меня это не слишком удивило. Был у нас крестный ход, посвящённый Царственным мученикам, и идут казаки наши с больными головами, с похмелья, вернее, пытаются идти, больше на перекуры время уходит. Но к вечеру оживают и вперёд в своём камуфляже – на дискотеку. Кого они спасут? Россию? Их самих спасать надо.

И вот в такую нашу Россию – царя?.. Это подписать Помазаннику смертный приговор. Но я надеюсь. Господь верных видит, быть может, их больше, чем кажется. Это удивительно: девяносто лет мы без царя, а душа о нём тоскует. Я встречал людей, которые могут, готовы служить государю. Не все они были воцерковлены, но дух православный сохранили. На моём «уазике» есть три полосы: чёрная, жёлтая и белая. Это цвета нашего монархического знамени. Иные думают, что это как-то с эмблемой «Роснефти» связано, другие за германский флаг принимают. На посту ГАИ иной раз остановят, спрашивают, что это цвета значат. Объясняю. Документы возвращают сразу, только что под козырёк не берут. И все нормальные русские мужики ведут себя так же. Жаль, мало их осталось. Я не знаю, будет ли у нас монархия в будущем, но то, что нас без неё не будет, – это точно.

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга