ЖИВОЕ СЛОВО ВСТРЕЧА С ВЕЧНОСТЬЮ
Иерей Игорь Дроздов (г. Сосногорск): – При отпеве ему, как и при соборовании, прощаются забытые, неисповеданные грехи. Если человек стремился к Богу, но по немощи срывался, терпел поражения, молитва Церкви поддержит его по смерти. Вспоминается такой случай. В 90-е годы в совхозе «Пригородный» с одним знакомым братом во Христе работал тракторист. Всегда был жизнерадостный, шутил, время было тяжёлое в материальном плане, даже руководство совхоза ездило на «копейке». А поскольку у него была возможность продавать навоз налево, то очень скоро скопил необходимую сумму и купил «Ауди». Однажды дал покататься другу. Друг разбил машину. Зарплату задерживали, друг рассчитаться быстро не мог, и поэтому тракторист решил со злости его убить, не мог найти другого способа себя утешить. Нашёл душегуба в районе Лесозавода, который согласился исполнить его заказ. По каким-то причинам его заказ не был исполнен. Но за саму грешную мысль наказан был тем, что трактористу стали слышаться голоса, которые толкали его на самоубийство. Он очень изменился, перестал шутить, внешне стал другим. Встал на учёт в психиатрическую больницу, лечился, но безуспешно. Тогда его жена и тёща сказали ему – иди покрестись, легче станет. Как раз тогда начали восстанавливаться храмы. Покрестился. Стал исповедоваться, причащаться. Голоса пропали. Но то ли он снова вспомнил старый долг, то ли ещё по какой причине, лукавый стал искушать его через тех же тёщу и жену, которые говорили ему: «Что ты туда (в храм) ходишь?!» На него это так сильно подействовало, что он перестал посещать церковь, голоса вернулись и он повесился. А поскольку был самоубийцей, его не отпевали. Тогда он стал сниться всем своим родственникам, говоря: «Не пускают, бумагу требуют», то есть ту разрешительную молитву, которую священник вкладывает в руку покойного при отпеве. Родственники тогда засуетились, узнали от священника, что если человек был психически нездоров, то может быть отпет даже в случае самоубийства. Взяли справку в медицинском учреждении о душевном заболевании. Владыка благословил отпеть, что и произошло на 39 день по смерти. А на сороковой день тракторист приснился всем довольный, поблагодарил ближних. А вот полагаться на отпев человеку, который всю жизнь избегал Церкви, не стоит. Потому как это само по себе отлучение: как помочь тому, кто никогда не думал о спасении души, не раскаивался? Помню одну девушку, которая была уверена, что после того, как совершится отпевание её отца, ему простятся все грехи, он взойдёт в Царствие Небесное. Мой грех, я, не учитывая душевного состояния девушки, ответил: «Исходя из этой логики и Чикатило после отпевания всё должно проститься». На следующий день я попросил прощения за неделикатность, но сути дела это не меняет. Нужно готовиться к смерти. Господь говорил: «В чём застану, в том и судить буду». Как помочь ближнему невоцерковлённому человеку? Обратите внимание, что Господь это делает постоянно. Помню, прочитал где-то: «Если скажешь: “Не греши, иначе не наследуешь Царствия Небесного” – тебя не услышат. А если скажешь: “Не греши, а то заболеешь” – призадумается». Стоит ли доводить себя до болезни, прежде чем начнём каяться? Не потому ли в наше время треть тех, кого я отпеваю, – это онкологические больные в возрасте от пятидесяти до шестидесяти лет? Не милость ли это Божия к человеку, когда ему даётся последняя возможность пересмотреть свои убеждения, вспомнить всю свою жизнь и раскаяться во всём, что натворил, как разбойник на кресте? Конечно, и мы должны, не уповая на то, что отпевание превратит грешника в праведника, готовить ближнего к смерти заранее. Если дети воцерковлены, они начинают убеждать родителя покаяться, вести разговоры об этом, и тот часто соглашается. А затем уже дело священника пробудить покаяние в болящем. А если дети не веруют, другие ближние и знакомые должны побеспокоиться. Помню, тяжелобольная женщина лежала в квартире, сын находился в Москве. Одна её сердобольная знакомая пригласила меня причастить и пособоровать умирающую. Та исповедалась, причастилась, пособоровалась. Уходя, я сказал: «Если умрёт, позовите меня отпевать». Звонка не последовало. Оказалось, что женщина умерла сразу, как только я вышел за порог. А сын, так и не приехав, по телефону запретил отпевать мать. Но я думаю, что в данном случае и без отпевания умершая была подготовлена к переходу в Вечность, примирившись с Богом через таинства. Протоиерей Артемий Эмке (г. Мирный Архангельской обл.): – Прежде всего, важно не избегать разговора с умирающим. Врачи ему иногда не говорят, что он может умереть, родные в растерянности. Пытаются развлекать больного, улыбаться, говорить ему, что всё обойдётся и всё у него ещё впереди. А ведь он чувствует, что ему предстоит. Вдвойне тяжело умирать, когда человеку не с кем поговорить о переходе в Вечность. Поэтому, когда ко мне приходят, спрашивают, что делать, отвечаю: «Разговор всё-таки нужно завести о том, как подготовиться к смерти». На пороге будущей жизни человек расположен узнать о ней как можно больше. Есть хорошая книга отца Серафима (Роуза) «Душа после смерти», где собрано немало рассказов людей, которых Господь вернул обратно к жизни, чтобы они могли лучше подготовиться к грядущему. Очень хорошо дать её умирающему. Почитать ему Евангелие, где Христос говорит о победе над смертью. Тогда, Бог даст, появится потребность самому что-то сделать, чтобы достойно встретиться с Господом. Малодушие часто мешает родственникам начать неприятный разговор с умирающим, но это ведь и есть любовь – помолиться вместе ним в трудные последние недели, укрепить в надежде, что после смерти есть жизнь, напомнить, что для того, чтобы вступить в неё, нужно очистить душу через покаяние. Если трудно ответить на вопросы больного, нужно сходить в храм, позвать батюшку, пока не станет слишком поздно. Нас, священников, часто ставят в такое неудобное положение, когда приводят к человеку буквально в последние часы его жизни, когда глубокий разговор с ним уже невозможен, умирающий просто не в силах понять, что ему говорят о таинствах, и нельзя полноценно его к ним подготовить. Священник воспринимается в таких случаях как маг или шаман, совершающий непонятные ритуалы, его зовут успокоить совесть. А ведь чудо и правда возможно. Вот разбойник на кресте, он уже видел ад перед собой, но покаялся и был спасён для Царствия Небесного. У него было совсем немного времени для этого, и всё-таки его оказалось достаточно. Это очень важно – привести батюшку тогда, когда больной ещё в силах по-настоящему исповедоваться, это непросто, тут нужны душевные силы, ясность ума. Это у него, как правило, первая и последняя исповедь, печально, когда близкого лишают этой возможности. А ведь бывает, что даже и к смертному одру не зовут священника, только на отпевание. Приглашают, например, проводить в последний путь богохульника, который до последней минуты отрицал бытие Божие. В таких случаях отпевание – просто насилие над ним, и батюшка имеет полное право отказаться от участия в этом. Хотя редко, конечно, так бывает, чтобы человек перед смертью не умягчался. Обе моих бабушки всё советское время жили без Бога, но перед смертью в них проснулись детские воспоминания о Церкви. Они молились, пели тропари, одна чуть ли не весь Пасхальный канон вспомнила, немного искажённо, так, как запомнила его ещё девочкой. Я отпевал их как верующих людей. Одна смогла исповедаться, причаститься, перед тем как уйти, другую удалось лишь пособоровать, но в глазах её была вера, душа откликалась. Так бывает: приглашают, и человек уже не способен ясно говорить, но по тому, как он смотрит на тебя, видно, что уповает на милость Божию, больше не ищет в себе источника силы. Увы, редко встретишь, что людей достойно провожают. Это небрежение – одна из самых печальных сторон нашей жизни. Протоиерей Александр Шантаев (Ярославская епархия): – Если человек не является чадом Церкви, его маловерие не случайность, которую можно легко исправить. Мне случалось видеть, когда даже перед лицом смерти люди не соглашались покинуть своего обыденного мирского состояния, не готовы были принять реальность Бога. Говоришь с ним, а он пуст и глух. Это не неудача священника, дело не в том, что он не проявил должного участия. Просто умирающий не готов к смерти своего эгоистического начала, ветхого человека в себе. Это главный экзамен, который нам всем придётся держать перед смертью – независимо от того, воцерковлён ты или нет. Я видел во время кладбищенских служений, как одни лица высветляются смертью, на других печать того страха, который наполнял героя толстовской повести «Смерть Ивана Ильича». Такое впечатление, будто эти люди заблудились в своём духовном лабиринте, сочли, что из него нет выхода. Это как в компьютерной игре «Doom» – там нет выхода, рано или поздно все будут убиты. А бывает невероятное преображение человека, когда опрокидывается вся эта вязь рациональных доводов о том, что смерть – это конец всего, естественное завершение бессмысленного существования. На протяжении всей жизни мы запутываемся в сетях смерти, но находятся люди, которые их разрывают, признают свою ложь перед встречей с Богом. Поэтому готовиться к смерти – это собирать силы для преображения, для того, чтобы встать перед Богом во весь полный рост человеческий, как бы дерзко это ни звучало. Я не раз был свидетелем подобного. Самый памятный случай произошёл лет пятнадцать назад. Меня пригласили к мужчине лет пятидесяти с небольшим, который умирал от неизлечимой болезни. Жена позвала пособоровать его. Тогда в деревнях все были крещёные, некоторые ещё помнили, что нужно делать, чтобы помочь умирающему. Жена поступила правильно, как положено. Я пришёл, и вдруг обнаружилось, как ждал человек разговора с тем, кто готов его понять. Он чаял беседы, возможности раскрыться. Время истекает, а поговорить не с кем. Не помню подробностей того, что он мне говорил. Это было пытливое вопрошание в духе старой русской литературы, горячее общение двух людей на одну тему, я тоже не мог не воспламениться, слушая умирающего. Не только меня ему Господь послал, но и его – мне, чтобы укрепить нас в вере. За кратчайший срок у меня на глазах умирающий прошёл путь, который иные проходят десятилетиями. Ему так много нужно было узнать о Боге, осмыслить всю свою жизнь, он хотел покаяния, и мне кажется, у него это получилось. Чудо преображения произошло. Мне посчастливилось стать свидетелем этого. | |