ВЕРТОГРАД ТРУД РАДИ ГОСПОДА (Окончание. Начало в предыдущем выпуске) Светское образование При всём желании оградить дитя от тлетворного влияния мира практически – без опасного для психики ребёнка экстремизма – невозможно. Приходится принимать те правила жизни, которые попущены нам Господом. Но так ли уж всё плохо? Светская культура может стать вполне реальным трамплином к освоению религиозных истин. Пытаться же ограничить образование ребёнка сугубо церковной тематикой не возвысит его духовно, но, по нашему убеждению, скорее всего, обеднит – ведь в этом случае решающее значение приобретает духовное устроение воспитателей, уровень которого запрограммировать невозможно. Но не будем забывать, что все явления человеческого духа – музыкальная и художественная культура, высокие образцы прозы и поэзии, достижения исторической и философской мысли – в основе своей несут неистребимый образ Божий. Всё прекрасное на земле заключает в себе крупицы Божественной Красоты и Премудрости. Это богатство – та молочная пища, которая даёт возможность человеку приблизиться к Высшему Сокровищу и, в конечном итоге, позволяет обрести подлинную глубину религиозного мировоззрения – а не начётническую, бытовую или фольклорную его форму. Раскрыть эту перспективу перед ребёнком должны его воспитатели. И ещё. В вопросе воспитания детей значимость полноценного светского образования и в том, что, существуя в недрах секулярного мира, оно, как прививка, вырабатывает иммунитет от его соблазнов, как низменных, так и утончённых. Впрочем, ещё раз повторим, что приобщение к светской культуре должно совершаться рассудительно, с выявлением её христианской составляющей. Это труд родителей-воспитателей. Неполная семья Неполная как в смысле физическом, так и в смысле духовном: когда между родителями нет даже минимального согласия в вопросах воспитания ребёнка. Таковое положение, безусловно, исключительно сложное. Естественное стремление падшей человеческой природы к минимализации духовных усилий и умножению плотских удовольствий делает конкуренцию между религиозным и внерелигиозным воспитанием в такой семье почти невозможной. Но и здесь отчаиваться не должно. Будем делать то, что нам под силу в сложившихся условиях, и уповать на милость Божию. Главное – делать наше дело в смирении и любви, терпеливо и рассудительно. В первую очередь следует попытаться найти компромисс в вопросах воспитания с другими старшими членами семьи – родителям между собой, с бабушками и дедушками и другими родственниками. Лучше сойтись на минимальных взаимоприемлемых нормах воспитания, чем воевать из-за них на глазах ребёнка. Я был свидетелем того, как ещё в советские времена замечательный духовник благословил нам и нашей подруге совершенно разные образы воспитания детей. Нам, живущим в условиях семейного согласия, благословил полноту практического воцерковления: причащаться всей семьёй два раза в месяц, малышам – как можно чаще, организовать православную обстановку в быту. Нашей подруге, жившей с крайне враждебно настроенными к религии родителями, посоветовал хранить свою веру сокровенно в сердце, не раздражая окружающих, а ребёнка причащать хотя бы раз в год – так, чтобы не вызывать этим скандалов. Она смиренно приняла эти наставления, и плоды её воспитания оказались вполне благополучны. Только при достижении такого компромисса с близкими нужно и самим быть на высоте – собрав волю в кулак, не пытаться вторгнуться туда, где нет семейного согласия, сколь бы важным это ни казалось, – например, в проблему телевизионную, музыки, друзей и т.п. И это не пораженчество! Не забудем – только у нас есть тот инструмент воздействия на душу ребёнка, который абсолютно действенен и абсолютно не подвержен никаким ограничениям извне. Это молитва, это самоотверженная любовь о Господе, это мирный дух христианской души. Наконец, ещё раз отметим значимость участия в Таинствах. Всё-таки крайне редки случаи, когда в семье возникают препятствия к крещению ребёнка или его хотя бы весьма редкому причащению. Тогда, когда мы видим, что уже ничего не можем сделать человеческими силами, вверимся Господу и, способствуя приобщению ребёнка Великим и Животворящим Тайнам Христовым, вложим душу его в руки нашего Небесного Отца. И с любовью, надеждой и верой в сердце скажем: «Слава Богу за всё!» Стяжи дух мирен В нашей статье мы постоянно возвращаемся к мысли: главное в воспитании ребёнка – спокойствие. Таковое состояние – плод веры, нашего доверия ко Господу. И это есть необходимое условие христианского воздействия на душу ребёнка. Вновь напомним знаменитые слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Главное для верующего человека – творить своё дело на дарованном Господом поприще христианского воспитания ребёнка с упованием на то, что всё происходящее в руках Божиих и всё, что будет в дальнейшем, – в Его благой воле. Стяжание мирного устроения души естественно предполагает в первую очередь гармонизацию своего внутреннего мира. Созидание подлинно христианской атмосферы в семье начинается с каждого из нас – и зависит от каждого из нас. И не следует оглядываться на то, как при этом ведут себя другие члены семьи, – пред Богом мы только за себя в ответе: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим. 14, 4). Кратко повторим основные мысли. Первое – правильная иерархия ценностей в душе родителей (воспитателей). В той или иной мере этого не хватает всем нам. Должно серьёзно вглядеться в свой внутренний мир, трезво осознать его состояние, покаяться в наших немощах и неисправностях духовного устроения, наконец, приложить сознательные волевые и молитвенные усилия для гармонизации внутреннего человека – с этого начнётся и воспитание. Второе – следует приложить усилия к правильной организации порядка жизни: начиная от режима дня и гигиены и кончая воцерковлением быта. В распорядке дня жизни семьи, как нечто само собой разумеющееся, должны присутствовать утренние и вечерние молитвенные правила, молитвы перед и после еды, утром употребление святынь (частиц освящённой просфоры, глотка святой воды), ежедневное чтение Священного Писания и душеполезной литературы, соответствующие беседы с детьми и т.п. Третье – регулярное посещение богослужений и максимально возможное участие в Таинствах. Привить ребёнку ощущение естественности и необходимости этой стороны жизни желательно как можно раньше. При этом мы с некоторым скептицизмом относимся к представлению о посещении ребёнком воскресной школы или участии в детском хоре как к панацее в этом деле. Часто таким образом ребёнку прививается не столько вкус к церковной духовности, сколько этакое панибратство с тайной Церкви. Впрочем, это никак не общая рекомендация – только совет внимательно наблюдать в ребёнке за плодами таковой учёбы. Четвёртое – нужно не только учить молиться наших воспитанников, но, в первую очередь, учить молиться самих себя, учиться искренне и внимательно предстоять пред Господом в молитве общей и в молитве сокровенной. Учиться самим быть примером молитвы, учиться быть первыми ходатаями за наших детей пред Небесным Отцом. Молитва – универсальное и всемощное средство воздействия на душу и судьбу наших чад, и действенность её простирается в вечность. Пятое – следует мудро подойти к проблеме отношений ребёнка с внешним миром. В определённых вопросах (особенно связанных более не с сутью веры, но с традициями) можно идти на уступки ребёнку, дабы не выработать в нём комплексов запретного плода или неполноценности, тем паче отторжения от навязываемой строгой системы жизни. Очень важно привить ребёнку основы подлинной культуры: знание истории, литературы, поэтики, музыкальное и художественное образование и пр. Созидая в душе ребёнка вектор движения от плотского к душевному, мы тем самым ориентируем его и на возрастание к духовному. Далее. В деле воспитания крайне необходима христианская добродетель рассудительности. «Будьте мудры, как змии...» (Мф. 10, 16) – чтобы суметь определить меру строгости и попущения, меру благочестивой упорядоченности и свободы, меру контроля и доверия. Никогда не следует пытаться навязать ребёнку то, что принять от нас он категорически не желает (точнее сказать, учитывая бессознательные мотивы поведения, не может). В такой ситуации следует искать обходные пути (убедительного для ребёнка авторитета, иные условия жизни); естественно, должно усиленно молиться, возлагая на Господа то, что мы не можем совершить своими силами. И в любом случае, не отчаиваясь при видимом неуспехе нашего труда, смиренно примем происходящее как Божие попущение. Без смирения ни храмины своей души не создать, ни детскую душу к Богу не привести. И наконец. Повторим вслед за апостолом: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13). Однако признаемся: нам, к великому сожалению, далеко не всегда хватает подлинной христианской жертвенной любви в отношениях с ребёнком. Родительская любовь, конечно, одно из самых сильных чувств. Но всегда ли она свободна от эгоизма, самоволия? Печальные плоды «любви для себя» очевидны. Ребёнок растёт или подавленный, или бурно протестующий против «семейного тоталитаризма». Есть святоотеческий опыт и в деле стяжания духа любви. Видишь в себе страстные или эгоистичные состояния? – кайся в этом. Тебе недостаёт именно христианского духа в любви? – но святые отцы учат: «Не имея любви, делай дела любви, и Господь ниспошлёт в твоё сердце любовь». И конечно же, молитва – о нашем чаде и о ниспослании нашему сердцу подлинной христианской любви. Тогда вселит Господь в наше сердце любовь самоотверженную и смиренную, и только тогда обретём мы совершенную радость родительского труда и подвига. Эта радость придёт – как бы ни тяжело было в иные моменты жизни. Будем верить в это непоколебимо и спокойно, смиренно созидая то, что даёт нам совершить Господь, и благодарно принимая попущенные Им результаты нашего труда. Даже если вы будете сеять, а собирать будут другие (Ин. 4, 37) – труд ваш не бесполезен. А жатва в руках Господних, и времена, пути и сроки ведомы только Ему. В этом труде и обретём мы «дух мирен», дух жизни во Христе на земле и в вечности. Священник Михаил Шполянский |