ЖИВОЕ СЛОВО КРЕЩЕНИЕ – ЭТО ПОГРУЖЕНИЕ
Иеромонах Александр Митрофанов (Сыктывкар): – Конечно, должны. Крещение, если перевести со славянского, и означает погружение. Например, в славянских текстах мы можем встретить такую фразу: «крестить посуду». «Крещение» – это дословный перевод слова «погружение» на церковнославянский. Поэтому крестить полным погружением предпочтительнее. Другое дело, что не всегда есть такая возможность. В Палестине-то проще – большую часть времени тепло, и без проблем можно креститься прямо в Иордане. У нас же Север, и для погружательного крещения требуются специальные помещения – баптистерии. В царской России проблем с этим не возникало, и даже не потому, что государство финансово всегда помогало Церкви, а потому, что практически все крестились в младенчестве, а для полного погружения младенца подойдёт и небольшая переносная купель. В советские годы возникла потребность в крещении взрослых, но возможностей строить баптистерии на приходах практически нигде не было, вот и появилась практика крещения через обливание. И крещение обливанием было известно в древней Церкви. Обливанием крестили, когда погружение было невозможно: например, узников в темницах или больных. И такое крещение было равнозначным погружательному. Известно множество святых древней Церкви, окрещённых без полного погружения. Это мученики Ипатий и Феодул, Лупп, Роман-воин, Акиндин, Пигасий, Анемподист... Но, несмотря на это, суеверие, будто крещение через обливание неполноценно, бытует и до сих пор. Хотя ещё в III веке свт. Киприан Карфагенский, обличая это суеверие, писал: «Дух Святой даётся не мерой, но на каждого верующего изливается весь». Так что для того, кто крестился, как именно его крестили, особой разницы нет; но если была возможность крестить погружением, а крестили обливанием – это грех священника. Тем не менее крещение обливанием – это исключение, а не норма. Поэтому ситуация сейчас меняется. Так, если раньше епископы во многих епархиях рекомендовали священникам изыскивать возможности, чтобы крестить полным погружением, то сейчас подобного рода рекомендации приобретают форму приказа. Поэтому вопрос, должны ли мы возвращаться к практике погружательного крещения, не стоит. Все прекрасно понимают, что должны. Просто это дело времени. Протоиерей Сергий Гомаюнов (Вятка): – Эту тему хорошо исследовал отец Александр Шмеман. Он много и точно писал о смысле этого Таинства, исходя из последования к нему. Обращал особое внимание на то, как важно согласие молитв и действий священника. Ведь когда говорится, что человек во крещении реально умирает и воскресает, этому соответствует погружение, а не обливание. Погружение с головой – это образ смерти ветхого человека, а когда крещаемый восстаёт из воды, то воскресает для новой жизни. «Во Христа облекохомся» поётся во время совершения Таинства – ничего не должно остаться в нас вне Спасителя. Это и духовно, и душевно, и телесно лучше прочувствовать, погружаясь в купель. При этом нет никаких сомнений, что, когда священник в силу обстоятельств ограничивается окроплением, крещение так же действенно, как если бы Таинство было совершено с погружением. Просто, когда есть хоть какая-то возможность, нужно придерживаться традиционной для православия формы. Обливательное крещение возобладало в ХХ веке прежде всего потому, что Церковь находилась в очень стеснённых обстоятельствах. Далеко не всегда можно было построить баптистерий, власти этому противились, якобы из соображений охраны здоровья. Сейчас повсеместно идёт возвращение к древней традиции, к этому не раз призывал Святейший Патриарх Алексий. Правда, не всякому приходу это по силам – создать купель. Иногда для этого нужно выстроить отдельное здание, всё делать по особой технологии – ведь вода, которая остаётся после крещения, не может быть слита в канализацию. Трудно бывает и подогреть её, не всякий храм удаётся зимой хорошо протопить, в некоторых, даже тепло одевшись, трудно выстоять службу. Поэтому нельзя принять категорического решения: мол, всё, со следующего месяца крестим только погружением. Просто, когда есть возможность создать купель, нужно использовать её, не убеждать себя: «Как сложилось, так пусть всё и идёт». Такое искушение есть, потому что с окроплением меньше проблем. До революции всё-таки преобладала традиция крещения с полным погружением. Для этого использовались не только купели, но и источники. К этому мы возвращаемся. В первые годы церковного возрождения было много других – первоочередных – задач, да и совершать Таинство приходилось в таких условиях, когда крестить нужно было порой сотни человек одновременно. Сейчас всё меняется, и вопросу, как крестить, уделяется все больше внимания. Во многих епархиях речь идёт уже не о пожеланиях, а о решениях епархиальных собраний, а Святейший Патриарх поднял недавно вопрос и о другой стороне Таинства крещения – катехизации и последующем духовном сопровождении. Как опыт показывает, возобновлять базовые знания о Церкви полезно, даже когда человек давно пребывает в Церкви, крестных родителей нужно тоже готовить. Иерей Владимир Стрельников (Лешуконский р-н Архангельской обл.): – Крещу погружением, окропительное – это в случае крайней нужды. Баптистерии были во всех храмах, где я был сначала прихожанином, потом священником. Воцерковление моё началось в Алма-Ате, где рядом стояли две церкви. В первой, освящённой во имя Покрова Божией Матери, шли службы. Вторая прежде была прокурорским домом, а когда прокурор уехал, приход выкупил здание и переделал его в крестильный храм – во имя Всех Святых. Там была большая купель, против которой власти, конечно, возражали. Это было советское время. СЭС потребовала прекратить крещения с полным погружением, но ей не уступили. Многие молодые мужчины из нашего прихода стали потом священниками и тоже старались соблюдать традицию. Придерживались канонов и в Суре – на родине Иоанна Кронштадтского, где я начинал служение. Там расположено подворье Веркольского монастыря. На северодвинском заводе «Звёздочка», где выпускают подводные лодки, для обители и всех её подворий сделали разборные купели из титана – это лёгкий металл, и такие баптистерии легко переносить в случае нужды. У меня сейчас купель тоже разборная, но из нержавейки, 60х100, метровой глубины, размер был выбран с таким расчётом, чтобы баптистерий проходил в двери. Лишь в экстремальных условиях, я считаю, можно крестить обливательно. Бывают такие случаи. Такое крещение не второсортное, настоящее, но, если сказано отцами, что лучше с погружением, нужно этому следовать. Кого я крестил обливательно? Например, онкологических и других больных, которые уже не могли встать с постели. Таких случаев в моей практике было десять-пятнадцать – не больше. И вот что ещё. Район у нас большой – 28 тысяч квадратных километров. Окормлять приходится пятьдесят селений. Летом крещу обычно в реке с погружением, а в остальные времена года стараюсь возить с собой купель. Но купель не во всякую машину поместится, а бывает, что переправляться нужно на деревянной лодке, чтобы добраться до места. Вот сейчас зовут меня в посёлок Кеба, а шофёр, машина которого может перевезти баптистерий, опасается ехать. Ударили морозы, в тайге по дороге можно замёрзнуть. А там, в Кебе, меня ждут, три-четыре человека хотят креститься. Если не получится с купелью, придётся окроплением. Здесь как раз тот случай, когда это позволительно. | |