ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

СПАС-НА-ЗАПРУДНЕ

На месте явления Феодоровской иконы


Спасо-Запрудненский храм

Когда январским утром на редакционной машине мы въехали в Кострому, термометр в салоне предупреждал, что на улице тридцатиградусный мороз. Выходить совсем не хотелось. Машина долго петляла по улочкам города, прежде чем в фабричном районе на улице Запрудной мы смогли отыскать церковь, стоящую на самом берегу небольшой речки Запрудни, впадающей в этом месте в полноводную Кострому. Обнесённый каменной оградой белоснежный храм приморозил в январском небе свой высокий тонкий шпиль. В церковной ограде среди заиндевевших деревьев – древние каменные надгробия и памятники.

В ряду православных святынь земли Русской костромской храм Спаса-на-Запрудне занимает особое место. Именно здесь, в дремучем лесу, на берегу речки Запрудни, костромскому удельному князю Василию Ярославовичу в XIII веке на сосне была явлена Феодоровская икона Божьей Матери, чудесным образом спасённая Господом от пожара после сожжения монголо-татарами Городецкого монастыря, где она прежде находилась.


Алтарь на месте уцелевшего пня сосны, на котором была обретена Феодоровская икона

Обретена чудотворная икона была столетием раньше в древней часовне близ Городца князем Юрием Всеволодовичем, после гибели которого досталась в наследство его младшему брату Ярославу. Икону назвали Феодоровской в честь Ярослава Всеволодовича (в крещении Феодора). Ею он благословил своего сына Александра Невского, эта икона постоянно находилась при благоверном князе и стала его домашним молельным образом. После смерти св. Александра святыня досталась его младшему брату Василию. После чудесного обретения образа под Костромой он вместе с духовенством крестным ходом перенёс его в кафедральный Феодоровский собор Костромы.

Чтоб увековечить чудо, князь Василий «на месте том, где была обретена икона Пресвятой Богородицы, повелел церковь воздвигнуть во имя Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и монастырь утвердить».

Так Спасо-Запрудненская обитель стала первым мужским монастырём на Костромской земле и просуществовала до времён правления Екатерины Великой, 1764 года. В XVII веке монастырь считался домовым, патриаршим. В то время, когда в его стенах располагались архиерейский дом и костромская семинария, из её стен вышли многие выдающиеся церковные и государственные деятели, в том числе профессор МДА протоиерей Фёдор Голубинский. С этой семинарией связана судьба старинного священнического рода Островских, выходцем из которого был известный русский драматург А. Н. Островский. После упразднения обители её правопреемником стал приходской храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя – к нему-то и подъехали мы в этот утренний час.

Родом из Сибири


На литургии

Длинная лестница ведёт в трёхпридельный верхний храм, где идёт воскресная служба. Людей немного. Служит немолодой уже батюшка, как мы догадались, настоятель этого храма отец Пётр Бахтин. После литургии – молебен, с длинным перечнем имён. Священник чётко выговаривает каждое имя, поданное в записке. Затем в нижнем храме Феодоровской Божьей Матери, где алтарь поставлен на пне той сосны, на которой была обретена Феодоровская икона, настоятель проводит крещение грудничка, долго наставляя крёстную, пытаясь внушить ей всю ответственность за духовное воспитание малыша.

После крещения к батюшке подходит молодая женщина и со слезами на глазах просит помолиться за своего отца, покончившего жизнь самоубийством. Разобравшись в ситуации, как ни странно, о. Пётр соглашается помолиться за самоубийцу особым чином, который специально составлен в Костромской епархии для подобных случаев.

Наконец, освободившись от дел, настоятель приглашает меня в трапезную.

– Ох и морозы нынче сильные! – выдыхаю я на морозе густой клуб пара.

– Да разве это морозы! Вот у нас в Сибири морозы до 50 градусов доходили.

– А вы откуда родом?

– Из Красноярского края, есть такая станция – Камск.

– И как долго вы там жили?

– После армии оттуда в 1978 году уехал поступать в Ленинградскую семинарию.

Надо сказать, что об отце Петре и его большом православном семействе мне приходилось слышать и раньше. У родителей отца Петра 26 внуков и 41 правнук. Когда вся семья собирается вместе, то получается около ста человек, из которых 20 – священнослужители. Сам отец Пётр женат на матушке Марине. Она – дочь известного костромского протоиерея Владимира Степанова, все пятеро сыновей которого пошли по стопам отца и стали священнослужителями (старший ныне епископ Архангельский и Холмогорский Тихон). Последние годы отец Владимир служил как раз в запруднинском храме и похоронен возле алтаря этой церкви. Умер он без малого двадцать лет назад, но до сих пор к его могилке постоянно идут люди. Как оказалось, батюшку почитают не только те, кто знал его при жизни, но и те, кто пришёл к вере после его кончины. К отцу Владимиру, как и к блаженной XVIII века Дарьюшке, могилка которой находится около запруднинского храма, люди обращаются за молитвенной помощью и получают просимое. Несмотря на свою короткую жизнь, о. Владимир оставил по себе добрую память. Отец Пётр Бахтин последние годы жизни служил с ним вместе, и потому я прошу его рассказать об о. Владимире.

За благословением на могилку


Могила протоиерея Владимира Степанова

– Он был ревностным проповедником в советское время, – вспоминает настоятель. – За проповеди его гоняли с одного прихода на другой. Объехал всю Костромскую область, где-то 16 приходов сменил. Один раз ему даже запретили в служении. Тогда за тунеядство срок давали, и он вынужден был устроиться кочегаром в баню автовокзала. Работал там он, как и прежде служил, на совесть: баня всегда была хорошо натоплена. Люди, приходя мыться, говорили: «О, сегодня тепло, пару много, поп кочегарит!» Ему даже предлагали стать начальником всех бань, но он свой срок наказания отработал и снова вернулся к служению в церкви. А когда епископом был назначен владыка Александр, он перевёл его в храм на Запрудне. Мне довелось служить с ним ещё в сане диакона, когда я приезжал в Кострому на каникулы из семинарии. Потом, поменяв несколько приходов, я снова оказался в Спасо-Запрудненском храме клириком, и мы вновь служили вместе с о. Владимиром, правда он был уже очень болен. Прихожане до сих пор почитают его: перед службой вечером вначале на могилку идут, а потом уж в храм. Матушка его Маргарита до сих пор посещает наш храм, ей уже 72 года.

– Да, он очень хороший батюшка, человечный был, – дополняет отца Петра пожилая прихожанка, которая трапезничает вместе с нами. – Бывало, как благословит, так уж обязательно у тебя всё хорошо будет. У него прямо какая-то сила была! Такое же благословение и у его сына – отца Сергия.

– Отец Серафим приезжал к нам недавно из Архангельска, – говорит о втором сыне отца Владимира другая прихожанка. – Ну до чего же на своего отца похож, прямо копия. А о. Дмитрий (ещё один сын отца Владимира Степанова. – Е.С.) такой же, как его отец, любвеобильный, к нему всегда очередь, как и к отцу Владимиру в былые времена.

Одним из первых в Костроме о. Владимир открыл при запруднинском храме воскресную школу. Она располагается при храме на первом этаже. Здесь же собрана богатая библиотека церковной литературы. Преподаватель этой школы Татьяна Михайловна Варлапова тоже поделилась своими воспоминаниями об отце Владимире.

– Самое главное, он очень любил людей, – говорит она. – Именно поэтому сейчас такое ощущение, будто о. Владимир и не умирал. Мне кажется, он и сейчас всё знает про нас и помогает в трудную минуту. Понимаете, это такой батюшка, для которого священство было не работой. Он полностью всего себя отдавал служению Богу, любил рассказывать о божественном, любил заниматься с молодёжью. А какие он проповеди говорил! – люди шли специально в церковь, чтобы его послушать. Нашу воскресную школу он организовал, наверное, в 1986 году. Я тогда только-только приходила к Богу. Их семью-то я давно знала, потому что училась в одном классе с его дочкой Мариной. И вот это знакомство в моей жизни было, наверное, судьбоносным. Ещё в школе я приходила к ним в гости, где было всё по-другому, не как у нас. Меня вначале многое смущало: множество икон в доме и то, что все дети подходят к батюшке под благословение. Но всё это было как-то очень просто. Увидев, что это за человек, как он относится к окружающим, я его полюбила всей душой. Из-за него стала ходить в церковь. Хотя первое время мне было очень трудно выстаивать долгие службы – воздуха не хватало в храме, по несколько раз за службу выбегала на улицу. А когда отец Владимир говорил о божественном, у меня внутри начинала происходить ломка привычного: я понимала, что с той жизнью, которой я раньше жила, мне придётся расстаться, что надо соблюдать заповеди, ходить в храм постоянно, причащаться. Отец Владимир всегда говорил, что человек неверующий – несчастный, а верующий – счастливый. Не сразу ко мне пришло понимание, что как раз эти обязанности нам и нужны, они являются нормой жизни. И исполнять их не в тягость, а в радость. Не зря же Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть».

– Вы по образованию преподаватель? – спрашиваю я Татьяну Михайловну, почувствовав в её голосе учительские нотки.

– Нет, я по образованию экономист, и никогда даже не предполагала, что придётся стать преподавателем, тем более в воскресной школе. Но, видимо, это всё было заложено отцом Владимиром. Он собирал нас, ещё школьников, вместе со своими детьми у себя дома и объяснял Евангелие. Я слушала и понимала, что это всё так и есть. Сначала я ходила в храм просто потому, что надо, а потом этот трудный период прошёл и в душе поселилась какая-то тихая радость. Мне захотелось этой радостью поделиться с другими. В самом деле: за то, что мы трудимся – ходим в храм, молимся, – воздаётся нам сторицей. Чем больше ходишь в храм, тем больше понимаешь, что это действительно нужно. И чем раньше человек приходит к вере, тем это лучше для него самого. Своих детей всех он привёл к Богу: с детства они ходили в храм, с малых лет знали молитвы, помогали в алтаре и пели на клиросе, а закончив школу, поступили в семинарии. Вся их жизнь оказалась связана с храмом.

А батюшка до самой своей смерти приходил в храм на каждую службу, хотя последние пять месяцев болел очень сильно. Умер в 1992 году 30 января, а на Крещение ещё служил. 15 января, в день памяти Серафима Саровского, ему вообще сделалось очень легко, так что все подумали, что преподобный его исцелил. А 16 января он почувствовал себя опять плохо, но до конца был в полном сознании, всё понимал, всем перед смертью дал наказы, всех благословил. И людей принимал до самой кончины – народ шёл к нему домой. Постоянно в доме толпились люди, о чём-то спрашивали его, советовались, брали благословение.

Каникулы от св. Вонифатия

По благословению владыки Александра Татьяна Михайловна собирает материалы для канонизации блаженной Дарьюшки.

– Сведений об этой подвижнице мало, – рассказывает Татьяна Михайловна. – Известно, что она была прозорливой, на протяжении 30 лет носила вериги. Блаженную принимали даже при царском дворе, неоднократно с ней встречались и беседовали царь Александр I с царицей. Блаженная Дарьюшка скончалась в 1831 году, похоронена на церковном кладбище рядом с нашей церковью, и до сих пор от её могилки происходят исцеления. У нас даже целая книжечка есть, где чудотворения записаны.


Почитаемая в храме икона Спаса Нерукотворного

Среди святынь Спасо-Запрудненского храма до наших дней сохранился чудотворный престольный образ Спаса Нерукотворного, написанный, по преданию, в XIII веке по повелению самого князя Василия Ярославовича. Храм был назван в честь Нерукотворного образа по той причине, что икона Феодоровской Божией Матери, обретённая на этом месте, была явлена Господом в день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (убруса) Иисуса Христа.

Эта икона в Костромском крае почиталась наравне с Феодоровской. История Костромы сохранила много случаев помощи Божией жителям города по молитвам к этому образу. В том числе – избавление от эпидемий холеры в 1831 и 1853 годах.

Своеобразной примечательностью храма является и церковное кладбище, на котором захоронены многие выдающиеся люди города. С конца XVIII века это кладбище стало местом упокоения многих известных костромских купцов и промышленников.

В настоящее время клирики Спасо-Запрудненского храма окормляют ещё две часовни: на Святом озере и на вино-водочном заводе. Часовня на заводе названа в честь мученика Вонифатия. Как известно, мученику Вонифатию молятся от пьянства. Рассказывая об этой часовне, батюшка пошутил: «Мы, видимо, так мученику помолились, что завод вот уже год стоит, не работает».

«Беда, что люди неверующие...»

По соседству с храмом на Запрудне размещается центр реабилитации, откуда дети-сироты приходят заниматься в воскресной школе. Впрочем, и сами дети из воскресной школы бывают в центре с праздничными представлениями.

Кроме того, под окормлением храма на Запрудне находятся два городских детских дома и центральный следственный изолятор, в котором построен храм Николая Чудотворца. К тому же отцу Петру архиерей благословил заниматься самоубийцами. Об этой необычной стороне служения я прошу рассказать батюшку подробнее.

– Недавно, например, ребёнок девяти лет удавился, – вспоминает отец Пётр трагический случай. – Пять лет назад у него таким же образом покончил жизнь самоубийством папа. А сей год мама купила мальчику компьютерную приставку. Он так увлёкся играми, что в школу перестал ходить, даже гулять не выходил на улицу, друзей забросил. Мать отобрала у него эту приставку, так он пошёл в сарай и удавился. Другой мальчик, двенадцати лет, покончил с собой из-за того, что отец после школьного собрания пообещал его прибить, если тот не исправится. Сын испугался и накинул петлю на шею. Приснился другу со словами: «Иди ко мне». Тот тоже удавился. Молодёжь принимает наркотики, с крыш прыгают. Некоторые из-за болезни… И пожилые не отстают. Недавно старушка так ушла. Оба с дедом любили выпить. Встали как-то поутру, выпили по рюмочке, бабушка и говорит: «Налей-ка ещё одну». – «Нет, не налью, сын встанет, заругается, что ему не оставили». Она обиделась, пошла в другую комнату, привязал верёвку к форточке, накинула на шею, а чтобы петля затянулась, села на стул. Сын встал, выпили они с отцом, позвали бабушку, приходят к ней в комнату, а она уже отошла в мир иной...

Вся беда в том, что люди всё неверующие, а родственники вовремя не реагируют, не приглашают священника, чтобы в трудном душевном состоянии человек мог исповедоваться, получить отпущение грехов – ему бы и полегчало. Когда люди знают, что самоубийство грех, то терпят все трудности, за верёвку не хватаются. Сверх сил Господь никому испытаний не посылает.

– А каким образом вы молитесь за самоубийц, ведь за них молиться нельзя?

– Это особый чин, принятый в нашей епархии с 1983 года по благословению владыки Александра во утешение родственников. Мы не имеем дерзновения просить у Бога, чтобы самоубийца упокоился со святыми и желать ему Царствия Небесного, но, проявляя любовь, молимся, чтобы Господь явил над ним Свою милость. Вместо «со святыми упокой» священник поёт: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», – потому что, выполняя своё послушание, он дерзает перед Богом молиться за самоубийцу и просит, чтобы Господь помиловал его за это. Родным же предписывается посещение храма и участие в церковных таинствах: покаянии и принятии святого причастия, а также в совершении добрых дел. Нам запретить молиться за самоубийц никто не может, поэтому в частной молитве, где бы человек ни находился, он может возносить молитвы.

* * *

До революции в Костроме действовали три монастыря и сорок четыре храма, а в советское время только три храма не закрывались, в том числе и на Запрудне. Несколько раз коммунисты пытались его закрыть, даже неоднократно в газете объявляли об этом, но верующие всякий раз его отстаивали. Сегодня в городе действует уже 20 храмов, три монастыря, которые «затмили» своей известностью Спасо-Запрудненский. Толпы туристов, съезжающихся в Кострому со всего мира, в первую очередь посещают Ипатьевский монастырь, потом следуют в кафедральный Богоявленский собор приложиться к чудотворной Феодоровской иконе. Оба они связаны со знаменитой святыней. Но каждый год 29 августа, в день явления Феодоровской иконы, в Кострому съезжаются со всей страны православные люди, чтобы крестным ходом пройти с этой святыней до Спасо-Запрудненского храма.

Евгений СУВОРОВ
Фото Игоря Иванова

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга