РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Новое прочтение В конце января и начале февраля в Москве прошли очередные, уже 18-е по счёту, Международные Рождественские чтения. На этот самый представительный форум, где встречаются педагоги, священники, деятели науки и искусства, отправились и наши корреспонденты. Оттуда они привезли очерки и статьи, с которыми наши читатели познакомятся в будущем, а пока – первые впечатления о Чтениях. Светское – не значит атеистическое Открылись Чтения традиционно колокольным звоном со звонницы, установленной на сцене бывшего Кремлёвского Дворца съездов. Принято считать, что звук колоколов распугивает бесов, но на открытии официальных мероприятий, где обычно звучит множество скучных речей, он полезен ещё тем, что сразу же разгоняет сонливость. Впрочем, первым выступал Святейший Патриарх Кирилл, которому ни колокола, ни председательский колокольчик на столе не требуются, чтобы завладеть вниманием зала. Святейший Патриарх начал с упоминания о главном событии в сфере православного образования. «Нынешний год в нашей стране, – сказал он, – пройдёт под знаком инициативы Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, поддержанной всеми традиционными религиозными общинами нашей страны. Я говорю о начинающемся с 2010 года преподавании в средних образовательных учебных заведениях России “Основ духовной культуры и светской этики”». Это решение было принято Президентом ещё в июле прошлого года, и за прошедшее время удалось согласовать с Министерством образования, каким образом в этот общий федеральный курс войдёт учебный предмет «Основы православной культуры», который факультативно уже преподаётся в регионах. Решено, что «Основы духовной культуры и светской этики» в качестве эксперимента сначала введут в 19 регионах страны, а через два года и на всей территории России. Введение «Основ» в школы Патриарх назвал «вопросом национального выживания», поскольку ныне происходит то, чего никогда не было в нашей стране за всю историю: «В сознании слишком многих людей как бы “раздрася завеса”, отделяющая добро от зла, размываются сами представления о грехе и праведности». Необходимы срочные меры, и «Основы православной культуры» – это необходимый курс о базисе нашей культуры и идентичности. «Покойный Дмитрий Сергеевич Лихачёв называл знание своей культуры и истории “нравственной оседлостью” человека, – напомнил Патриарх. – Без неё, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство». «Основы» помогут обратить школьников к корням. «В эпоху массового потребления значение исторической памяти обесценивается, её пути с нашей индивидуальной памятью, с памятью нашего сердца всё более расходятся. Знания о прошлом, не согретые личным отношением, становятся информационным шумом, – заметил Патриарх. – Социологические исследования показывают, что большинство наших сограждан имеет весьма приблизительное знание не только об отечественной истории, но и о своём собственном генеалогическом древе. Это знание обычно не простирается далее третьего поколения, то есть своего деда и бабушки. На вопрос “Составлялась ли в Вашей семье родословная?” только 7% дали положительный ответ. На вопрос “В чём видите причины слабого знания истории своей семьи?” 38% сказали, что некому было рассказать об этом, а 48% утверждали, что этот вопрос для семьи был безразличен, к нему относились равнодушно. Курс “Основы православной культуры”, наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана, призван объяснить молодым гражданам нашей страны, в чём ценность прошлого, как мы стали тем, чем мы стали, почему наша культура ценится во всём мире и почему напитавшая её наша вера именуется православной». Далее Патриарх заметил, что не всё так просто, и критика ОПК сторонниками агрессивного секуляризма продолжается. В частности, они утверждают, что преподавание ОПК в общеобразовательной школе «нарушает Конституцию, декларирующую светскость Российского государства». При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в результате чего оно отождествляется с атеизмом. Но «светскость», если посмотреть в словари, – это не атеизм, не отрицание Бога, а лишь отсутствие клерикализма. «Вместе с тем практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики – по сути нерелигиозной этики. Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение, – указал Патриарх. – Следует прямо сказать, что значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора каждого человека». Что имеем Факт введения в школы «Основ духовной культуры и светской этики» не может не радовать, если вспомнить, сколько лет шла борьба вокруг ОПК. Но, как заметил Святейший Патриарх, многие православные недовольны количеством учебных часов, отведённых изучению религиозной традиции. В будущем придётся регулировать этот вопрос. Пока же в тех 19 регионах, где будет проводиться эксперимент, нужно работать с тем, что есть. В частности, помочь родителям сделать выбор из предметов, представленных в «Основах». Многие не разбираются в терминах и не знают, что «светская этика» – это нерелигиозная, фактически атеистическая мораль. Некоторые даже путают «светскую этику» со светским этикетом, полагая, что на этих уроках их дети будут учиться хорошим манерам. Всё это надо на местах разъяснять. Аплодисментами в зале встретили слова Святейшего Патриарха: «Православное образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека, и каждый этап духовного взросления важен. Детские сады, воскресные школы, православные гимназии, курсы духовно-нравственного содержания, преподающиеся в общеобразовательных школах, богословские факультеты и вузы должны стать единой, непрерывной системой православного образования». Только что закончена разработка учебника по «Основам православной культуры» для 4-5 классов средней школы, который должен быть принят Министерством образования. Уже пять лет РПЦ и Министерство образования проводят совместный конкурс «За нравственный подвиг учителя». Патриарх вручил дипломы лауреатам 2009 года, среди которых были и двое представителей Русского Севера: вологодский профессор Александр Камкин и учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 18 Сыктывкара Зоя Иванова. Готовится новый Катехизис Надо сказать, нынешние Чтения отличались от предыдущих тем, что сменился их фактический организатор. Ныне Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, который организует Чтения, возглавил деятельный епископ Меркурий, заменив интеллигентного учёного игумена Иоанна (Экономцева). Как заметил сам владыка, с его приходом «в согласии с новыми направлениями работы, поменялись структура и кадровый состав отдела. Был укреплён новыми кадрами сектор, отвечающий за катехизаторскую работу». В итоге впервые на Чтениях было выведено отдельное направление «Катехизация и таинства в Церкви». Следует ожидать, что катехизации в нашей Церкви в ближайшее время будет уделено особое внимание. Владыка сообщил, что предстоит создание целостной общецерковной системы катехизации, структуры которой пронижут все уровни – епархиальную, в благочиниях и на приходах. Будут вырабатываться новые методы катехизации, рассчитанные на разные возрасты людей. Одними воскресными школами здесь не обойтись. «Проблемы катехизации невозможно решить в отрыве от уклада жизни прихода, – заметил владыка Меркурий, – это дело всей церковной общины. Привычными на приходе должны стать семейные, молодёжные, исторические, краеведческие, патриотические клубы, которые могут проводить культурно-просветительские, спортивные и другие мероприятия». Также, по его мнению, на каждом приходе обычным явлением должен стать работающий с приходящими в храм людьми педагог-катехизатор. Каждая епархия должна иметь курсы практической катехизации и методический центр с целью подготовки и повышения квалификации приходских катехизаторов из числа мирян. В целях повышения эффективности огласительной деятельности в каждом благочинии следует организовать школы катехизации. Уже подготовлено учебное пособие для курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе». В этом году планируется разработка необходимых методических материалов. Владыка сообщил, что в настоящее время разрабатывается новый Катехизис: «Потребность в нём очень велика, невозможно разговаривать с людьми, живущими в XXI веке, на языке века XIX. По постановлению Священного Синода в прошлом году была создана Комиссия по подготовке нового полного Катехизиса Русской Православной Церкви. Потребность Церкви в современном Катехизисе давно назрела, и в нём должны быть даны богословски точно выверенные ответы на самые главные вопросы о православии». Также епископ Меркурий сообщил, что его отдел займётся рецензированием методик, учебных пособий и программ для воскресных школ. Кстати, коснётся рецензирование и прессы. Надо сказать, что уже много лет назад православным газетам и журналам, которые не являются изданиями непосредственно Патриархии и епархий, не рекомендовалось использовать в выходных данных ссылку на «издаётся по благословению...». Связано это было с тем, что, каково бы ни было содержание этих изданий, православным или не совсем, они в любом случае не могут публиковать что-либо от имени Церкви. Всё это породило множество недоразумений. Некоторые священники и миряне, не узрев в шапке газеты «благословения», сразу же причисляли её к «неправославным». Теперь же в Московской Патриархии решили навести окончательный порядок и в этой сфере. Говоря об «Основах духовной культуры и светской этики», владыка посетовал, что «ни за 35, ни даже за 70 учебных часов школьник не сможет постичь духовно-нравственную культуру православия, равно как и мусульманства, буддизма, иудаизма, и уж тем более не сможет быть приобщён к ней, в ней воспитан». Между тем о потребности в ОПК свидетельствуют многие факты. Если во Всероссийской олимпиаде школьников по православной культуре в 2008 году участвовало 7 тысяч школьников, то в 2009 году их число возросло сразу до 40 тысяч человек. Такого бурного роста не демонстрировала ни одна школьная предметная олимпиада. Также владыка напомнил, что 12 ноября прошлого года Президент России изложил своё видение реформы образования: «Он, в частности, предложил законодательно закрепить равенство государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений. Для Русской Православной Церкви это очень важный вопрос. При его решении появится возможность включить православные учебные заведения как полноправные субъекты в единое образовательное пространство страны. Сегодня при равных требованиях к уровню образования православные школы отстают по части материальной обеспеченности учебного процесса, и такое неравноправие должно быть преодолено». Чтобы слова Президента не расходились с делом, нужно уже сейчас менять различные подзаконные акты и инструкции, и начать с детского сада. В частности, с «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», утверждённого постановлением Правительства РФ в позапрошлом году. Оно фактически поставило крест на духовно-нравственном воспитании детишек. А открывать свои, православные, детсадики очень сложно. Ещё на Архиерейском Соборе 1994 года было предписано каждой епархии иметь хотя бы один свой образцовый детский сад. Прошло шесть лет – и на всю Россию мы имеем... 9 таких садиков! На Чтениях приводилось много нерадостной статистики. На всю страну у нас только 113 православных средних общеобразовательных учреждений, из них 25, как отметил мэр Москвы Ю. Лужков, находятся в столице. Не так уж много и воскресных школ, как можно бы подумать, – 11 тысяч, примерно одна школа на три прихода. Причём не все они равноценны, некоторые школами можно назвать с натяжкой. Открытие православных садиков, гимназий тормозит нынешнее законодательство. Как раз сейчас по заказу Правительства РФ Минобраз совместно с другими министерствами разработало проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», скоро его предложат на обсуждение в Думу. Будем надеяться, до этого общественность сможет его обсудить и дать наказ своим депутатам. Хотя в такое верится с трудом. Надо ли прятаться в бастионы? На открытии Чтений присутствовали представители из Украины и Белоруссии. Они рассказали, как с православным образованием в школах обстоит у них. В Белоруссии духовное образование зиждется на законе о правах ребёнка. Каждый школьник факультативно имеет право изучать традиционную культуру. В вузах религиоведение является свободным курсом, по выбору, и занимает 34 аудиторных часа. Для будущих педагогов, историков и филологов, а также курсантов военных академий этот курс обязателен. На Украине дела обстоят не намного лучше, чем в России, несмотря на указ тамошнего президента о «преодолении тоталитарной политики СССР в отношении религиозных организаций». В 5–6-х классах там на факультативных началах введены уроки «христианской этики», в вузах, также факультативно, можно ходить на курсы религиоведения. Уже который год Церковь пытается добиться у государства статуса юридического лица для православных учебных заведений, но по Конституции «школа отделена от Церкви». Ситуация на Украине странная, если учесть, что она стремится в Европу. Но так ли хорошо с этим поставлено на Западе? Протоиерей Владимир Воробьёв в своём выступлении между прочим похвалил тамошнее духовное образование. По его словам, у католиков столько духовных вузов, что приходится их делить по ранжиру. Есть папские университеты, академии и специализированные институты. Есть просто церковные вузы. И огромное количество так называемых «католических» вузов, которые напрямую к Церкви не относятся, а «находятся в её лоне». Картина впечатляющая. Слушал я отца Владимира и думал: а ведь эти вузы, хоть их и много, – они ж одинокие бастионы в окружении падшего мира, где царствует безбожие. Не хотелось бы такой участи для России. Может, наш путь другой? Духовность не должна огораживаться рамками специализированно-духовных заведений, а должна пронизывать всё образование, всё общество. И то, что Патриархия добивается сотрудничества с государством в деле образования, – это единственно верный для нас путь. Худо-бедно, а процесс идёт. Понравилось мне сообщение протоиерея Павла Великанова, главного редактора интернет-портала Богослов.ру. «Как навести мосты между церковной и светской науками?» – вопросил он. И заметил, что существует синдром закрытости богословской науки от общественности и светской образовательной среды. Между тем его портал пытается это преодолеть. Примечательно, что в оформлении сайта его создатели решили не помещать церковную символику, чтобы не отпугивать светских учёных. Сейчас там выложено 6,5 тысяч библиографических статей, связанных с церковной наукой. К этой работе подключилась Санкт-Петербургская Духовная академия – там сканируют все богословские журналы, выпущенные до революции. Уже сканировано 2,5 тысячи диссертаций и дипломов духовных академий. Этим порталом уже пользуются «светские» учёные. В свою очередь, «с боем», как сказал о. Павел, в семинарский курс введён предмет «Введение в научно-информационную деятельность», в настоящее время для него печатается учебник. Таким образом, восстанавливается «единая богословско-научная среда», какая была до революции. Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма вмч. Татианы при МГУ, сообщил, что только что ректор Виктор Садовничий предложил заключить договор о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Российским союзом ректоров. По словам ректора МГУ, «такой договор позволит вывести на новый уровень партнёрство Церкви и вузов в деле воспитания молодёжи и укрепления нравственных основ образования и науки». В интервью нашей газете отец Максим рассказал, что уже создана рабочая группа и известен перечень вопросов, которые будут решаться в первую очередь (интервью опубликуем в ближайших номерах). Лицом к лицу Точек соприкосновений у светской общественности с церковной на самом деле очень много. В первый же день Чтений президент Российской академии образования Никандров весьма резко высказался о телесериале «Школа», заметив: «По мнению всех учителей, с которыми приходилось обсуждать этот вопрос, в том числе на недавно прошедшей в Санкт-Петербурге Педагогической ассамблее, этот сериал – злонамеренная клевета на нашу школу». И многотысячный зал, где сидели и преподаватели разных уровней, и священники, зааплодировал. Позже на секциях, где собственно и развернулась главная работа Чтений, говорили не только о «Школе», но и фильме Лунгина «Царь». Примечательно, что патриоты, независимо от того, православные они или неверующие, однозначно осудили то, как Павел Лунгин показал Ивана Грозного и священномученика митрополита Филиппа. Многие цитировали о. Всеволода Чаплина, который сравнил лунгинского «Филиппа» с правозащитником Андреем Сахаровым. Другие вспоминали Тарковского, который в «Андрее Рублёве» в роли священника снял комика Юрия Никулина. А Лунгин, мол, наоборот: в роли шута при царе снял настоящего священника, о. Иоанна Охлобыстина. Режиссёр Лунгин согласился обсудить этот вопрос на «круглом столе» «Образ священника в современном кинематографе», который проводился в Центральном доме кино. Но в последний момент передумал и не явился на ристалище. Между тем факт отрадный. У нас уже не просто так снимают, а «пипл хавает» – общественность объединяется и даёт оценку, и не только в православной среде, а на таких площадках, как ЦДК. Живые дискуссии идут не только в творческих, но и в научных кругах. На секции «Христианство и наука» меня удивило, что не кто-нибудь, а методист Окружного методического центра Управления образования центрального округа Москвы сделала доклад против известной фальсификации – так называемого «биогенетического закона Э. Геккеля». Примечательно, что о нём она узнала на тех же Чтениях много лет назад и потом искала доводы «за» и «против» в научной литературе. «Закон» этот известен каждому нашему школьнику: человеческий зародыш в утробе матери проходит эволюционную стадию от рыбы до человека. Методист убедилась, что Геккель в своё время «пририсовал» жабры к зародышу, на Западе давно уже его «закон» признан мистификацией, а в наших учебниках между тем до сих пор помещают его картинки. Развенчав эту фальсификацию, методист, впрочем, обрушилась на православный учебник по биологии Сергея Вертьянова (о нём мы писали в № 563 «Веры» – Запрещённое знание). Позже вашему корреспонденту пришлось устроить «очную ставку» методиста с самим Сергеем Юрьевичем. Чем это закончилось, а также о других сюжетах с XVIII Рождественских чтений, мы расскажем в будущих номерах газеты. М. СИЗОВ |