ВЕРТОГРАД ЗАЧЕМ ЖУК? ИЛИ НА ЧТО ЕГО СМЕНЯТЬ? Духовно-нравственные основы образования: опыт работы в различных регионах России Выступление на соборной встрече Архангельского отделения Всемирного Русского Народного Собора «Будущее России: образование и воспитание». Начнём с примеров из классической литературы. Два мальчика: Серёжа, маленький герой книги Аксакова «Детские годы Багрова-внука», и Том Сойер – знаменитый персонаж Марка Твена – показаны в сходной ситуации. Каждый из мальчиков нашёл жука. Вот стоят они оба с жуками – один на берегу Миссисипи, другой в центре России – и думают. Том соображает: «На что бы этого жука можно сменять? Дадут ли за него два стеклянных шарика? Или билетик? Или яблоко?» А Серёжа, разглядывая свою находку, размышляет: «Что есть жук? Зачем жук?» Можно увидеть в этих маленьких эпизодах просто проявление разных характеров – деятельного, озорного и созерцательного, вдумчивого. А можно ощутить и более глубинные, генетические пласты религиозно-культурного мироощущения – протестантского и православного, различие менталитетов. Но сегодняшних русских русых Серёж стремятся превратить даже не в предприимчивых, но при этом добрых и сострадательных Томов Сойеров, а в презирающих всякую традицию, весь опыт предков амбициозных маргиналов, лишённых чувства родины, не осознающих своих культурно-национальных и исторических корней. Этот пример можно рассматривать и как иллюстрацию того факта, что никаких так называемых «общечеловеческих ценностей» не существует: это фантом, фикция, миф. Ценности формируются обществом, и они не совпадают у людей, воспитанных в различных культурно-исторических традициях. Следовательно, и духовно-нравственное воспитание русского ребёнка должно базироваться на национальных ценностях и идеалах. В связи с этим коснёмся ещё одного мифа, точнее – заведомой лжи, которую усиленно пытаются закрепить в сознании современного человека, повторяя с настойчивостью гипнотизёров, что Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. В действительности ситуация иная: мы живём в стране, где, как и в любом другом государстве мира, есть много разных национальностей и представителей различных конфессий. Понятие «многонациональное государство» – это юридическая формула государственного устройства. Таких государств в мире единицы, и существуют они в основном на конфедеративной основе. Согласно нормам международного права, стандартам, принятым ООН, государство считается мононациональным, если удельный вес одной нации составляет не менее 67 % (т.е. 2/3) населения. Россия – одно из самых мононациональных государств в мире. Согласно последней переписи, 80% жителей России – русские, при этом абсолютное большинство определяет себя принадлежащим к православию. Потому по всем международным стандартам Россия – мононациональное и моноконфессиональное государство, и все школы, все образовательные учреждения нашей России должны быть школами русской культуры. Не школами для русских, а школами русской культуры для всех национальностей, живущих в России. Однако, к сожалению, далеко не для всех это сегодня очевидно. Выступая перед партактивом «Единой России» 7 февраля 2006 года, заместитель главы администрации Президента Владимир Сурков, в частности, сказал: «Развитие европейской цивилизации, частью которой является цивилизация российская, показывает, что люди на протяжении всех наблюдаемых эпох стремились прежде всего к материальному благополучию». Жизнь ради материального благополучия, успеха, то есть, по ёмкой формуле Н. А. Нарочницкой, «жизнь ради смерти» предлагается русскому человеку, всему нашему обществу, всей стране. Вместе с тем всё отчётливее общество начинает осознавать, что единственный и самый важный способ возрождения нашего Отечества – всех сфер его жизни – это духовное оздоровление, возвращение в нашу жизнь великого духовного смысла бытия, возвращение к историческим корням, к своей культуре. В 2002 году тогдашний министр образования России откровенно признался: «Современная государственная система образования не способна воспитать духовно-нравственную личность». Ответ на проклятый вопрос «Кто виноват?» сегодня всем известен, нет нужды останавливаться на этом подробно. Важнее, как всегда, попытаться ответить на второй извечный вопрос: «Что делать?» Одним из вариантов такого ответа – действенного ответа – могут стать усилия всех объединившихся здоровых сил общества по развитию системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Именно системы, а не единичных попыток. И такие усилия уже предпринимаются в различных регионах России. Общество призвано формулировать социальный заказ и требовать от властей его исполнения. В Белгородской области в августе 2005 года состоялся областной форум «Духовно-нравственные основы образования: прошлое, настоящее, будущее». Возглавил работу этого форума-совещания и вёл его от начала до конца губернатор Е. С. Савченко, участие в работе форума приняли архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель думы, ректор Белгородского университета и председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев. В докладе начальника Управления образования С. П. Тимофеева, в частности, говорилось: «Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, а потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры. Вера православная сейчас имеет немалые возможности, чтобы стать силой, которая способна эффективно противостоять духовной коррозии, а по сути – бездуховности и распаду». Сегодня около 80% школьников области с согласия родителей изучают курс православной культуры, около 100 детских садов выбрали в качестве приоритетного направления деятельности духовно-нравственное воспитание, в образовательных учреждениях воспитательная работа с детьми переориентирована на народные основы и ценности, на ценности православной культуры, на ценности классической русской культуры. В районах области создаются духовно-патриотические центры, в которых работают учителя и священники. Работают школьные музеи – их даже не десятки, а сотни. На форуме было принято решение о том, что каждая школа с количеством учащихся свыше 200 человек должна иметь свой кадетский класс, каждое образовательное учреждение – как минимум две разновозрастные футбольные команды; был объявлен конкурс на лучшую постановку оборонно-спортивной работы. Белгородцы проводят различные литературные и музыкальные конкурсы патриотической направленности, используют все возможности, чтобы насытить библиотеки, в том числе школьные, исторической литературой, приглашают на встречи с юношеством писателей со всей страны. Достоин внимания утверждённый управлением образования области и получивший благословение архиепископа Иоанна (Попова) документ, озаглавленный «Образ выпускника образовательной школы Белгородской области». Вот что должно быть присуще выпускнику: 1. Почитать родителей, старших, следовать их добрым наставлениям. 2. Беречься от худых дел, скверных слов и дурных мыслей. 3. Ничего чужого не желать и не брать, быть правдивым, противостоять сквернословию и другим негативным факторам социальной среды, вести здоровый образ жизни. 4. Не гордиться и не превозноситься. 5. Уметь быть благодарным. 6. Быть твёрдым в испытаниях и не впадать в отчаяние. 7. Стремиться к познанию Истины. 8. Быть ответственным за судьбу Родины, общества, семьи, бережно относиться к историческому и духовному наследию России… И ни слова – об «успешности», «конкурентоспособности», «амбициозности», «толерантности» и тому подобных «ценностях», о которых так любят говорить некоторые чиновники системы образования, считая себя очень передовыми и современными. И Белгородчина – не единственный регион, где совокупными усилиями людей, радеющих за судьбу Отчизны, ведётся большая и намечается ещё более грандиозная работа по духовному воспитанию молодого поколения. Министерством образования, культуры и спорта Калужской области издан приказ о введении в школьную программу в сетку учебных предметов учебной дисциплины «Основы православной культуры», областному институту повышения квалификации работников образования поручено обеспечить обучение педагогических работников основам православной культуры, а также разработать методические пособия. В Курской области принят целый пакет документов (договоров между органами власти, образовательными учреждениями и епархией), позволяющих вести такую работу системно. Особенно порадовало нас то, что при Курском университете создана Лаборатория русской школы. В её состав входят вузовские и школьные педагоги и священники, а количество штатных работников – 17 (!) человек. Конечно, такими силами можно выполнить те задачи, которые стоят перед лабораторией: разработать учебные планы и программы, методические рекомендации по изучению православной культуры, организовывать подготовку педагогов и многое другое. В ряде областей (Воронежской, Кемеровской, Ставропольской, Курской и др.) приняты целевые программы духовно-нравственного воспитания. Убеждены, что подобная программа, в реализации которой участвуют дошкольные, общеобразовательные, средние специальные и высшие образовательные учреждения, а также учреждения культуры и здравоохранения, насущно необходима и нам. Во многих областных городах созданы центры духовно-нравственного воспитания, имеющие различный статус и разные названия, но сходные функции (это Педагогический центр русской культуры во Пскове при ИППК, Центр православной педагогики в Новгороде и т.д.). Полагаем, что пришло время создать такой центр и в Архангельске, так как в области ощущается острая нехватка специалистов, которые могли бы заниматься разработкой системы духовно-нравственного просвещения. Когда приняты и действуют целевые программы, когда есть центры, занимающиеся проблемами духовно-нравственного воспитания, когда есть подготовленные кадры, появляются и зримые плоды. Так, в Смоленске подготовили и издали учебники «Святыни Смоленской земли», рекомендованные областным департаментом образования для общеобразовательных школ. В Ярославской области по решению научно-методического совета областного департамента образования вышло учебное пособие «Православие и русская культура». В Новосибирске издан учебник протоиерея Бориса Пивоварова «Православная культура России», также рекомендованный местным департаментом для общеобразовательных школ и гимназий. Кстати, в 2005 году православная гимназия Новосибирска, где апробировалась эта программа, стала лауреатом конкурса «Лучшая школа России». Можно упомянуть и создание военно-патриотических центров для молодёжи (таких как «Православные витязи» в Рязанской области и др.). На сегодняшнем этапе нам представляется разумным принять областной закон и положение о национальных школах (или школах с этнокультурным компонентом), как это сделала Московская дума, хотя, с позиций здравого смысла, национальными по своему духу и по своей сути должно быть всё наше образование. Но, к сожалению, нынешняя реальность такова, что приходится думать о необходимости закона, разрешающего традиционное духовно-нравственное национальное образование и воспитание в школах. Во многих городах и весях России общественность осознала, что настало время возрождать отечественные культурно-исторические традиции. Приходит понимание того, что нравственная личность, гражданин и труженик воспитывается лишь в той среде, где не прервана традиция, где каждое последующее поколение воспринимает себя как продолжение поколения предыдущего. И нам, жителям Архангельской области, нужно воспользоваться накопленным в других регионах опытом, применять и развивать его. Елена ГАЛИМОВА, Елена ЧУВАКОВА (Печатается в сокращении) |