ПОЧТА

Ещё раз о крестинах

Мир вам, дорогие сотрудники газеты «Вера»! Выписываю вашу газету уже несколько лет, читаю с удовольствием, нередко использую информацию из опубликованных материалов в проповедях или в беседах с прихожанами. Практически все статьи того достойны, за редким исключением. Вот о таком исключении и решил вам написать. В первом январском номере в рубрике «Вопрос-ответ» был помещён материал под названием «Крещение ребёнка», за подписью «по материалам сети». Но коль напечатали мнение интернетовского священника, прошу опубликовать и моё, так как некоторые ответы из опубликованных в этой рубрике могут ввести людей в соблазн.

Во-первых, об ответе на вопрос, стоит ли исповедоваться и причащаться родителям перед крестинами ребёнка. Ответ, что исповедоваться необязательно, а крёстных не стоит обременять, вызывает недоумение. Расскажу о принятой во многих приходах практике.

Очень часто случается так, что после крещения как взрослых, так и маленьких детей, и сами крещаемые, и крёстные родители дорогу в храм забывают надолго, если не навсегда. Кроме того, зачастую, приступая ко крещению, взрослые даже не осознают всего величия этого Таинства и не имеют представления об обязанностях христианина, которые накладываются на них с этого момента. Например, помимо соблюдения заповедей, православный христианин должен регулярно исповедоваться и причащаться. Что за этим кроется, объясняется на предварительной беседе. Нередко это единственная возможность донести до людей основы православной веры. Многие священники предлагают и родителям, и крёстным не только прослушать беседу, но предварительно перед крещением их ребёнка пройти Таинство исповеди, а если священник благословит, то и причастия. И опять же – очень часто случается, что это единственная возможность приобщить уже крещёных людей к таинствам веры, в которую они когда-то крестились.

Мало того, исповедоваться, точнее, лично побеседовать со священником по подобию исповеди предлагается и взрослым крещаемым. Нередко во время этой генеральной репетиции исповеди выявляются страшные грехи. Конечно же, они смоются в предстоящем Таинстве крещения, но, к сожалению, при формальном отношении к Таинству осознания совершённых грехов не происходит. А обременять крёстных даже нужно, так как с этих пор на них возлагается огромная ответственность за воспитание в православной вере их крестного дитя.

Во-вторых, о крестильной рубашке младенца. Поскольку в прежние времена смертность среди младенцев была велика, то, как правило, умерших младенцев хоронили в крестильных рубашках. На этом основании сложилось поверье, что надеть крестильную рубашку на младенца – к смерти. Это, конечно же, суеверие. Интернетовское предложение надевать на младенца крестильную рубашку с целью скорейшего выздоровления – суеверие того же порядка.

С пожеланием Божьей помощи во всех ваших начинаниях – иерей Николай.

Две кончины

Уважаемая редакция! У любимой нами газеты «Вера» есть один существенный недостаток – она слишком быстро прочитывается. Но зато долго потом живёшь вашими статьями, рассказами. Вот и мне бы хотелось поделиться с читателями своими размышлениями. Назвала бы я их размышлениями у прощальной скамейки, почти по Некрасову.

Рядом с нашим почтовым отделением есть жилой дом с единственной скамейкой. Раньше на ней, теснясь, сидело несколько пожилых женщин. А теперь уже в который раз вижу на ней оставшуюся в одиночестве женщину-инвалида. Жалко стало её: ведь понятно же, куда одна за другой исчезли её собеседницы с этой скамейки. Захотелось сказать ей ободряющее слово, но она опередила меня. «Вот, – сказала она, – сижу здесь и всё молю Бога, чтобы Он и мне послал такую же хорошую смерть, какую послал недавно моей подруге». И рассказывает такую историю.

«Спрашивает подруга меня: сбываются ли сны под четверг? Я в таких вещах не разбираюсь, но переспросила её, что же такое она видела. “Ох! – отвечает. – Всю душу мне этот сон перевернул! Мужа своего покойного видела, он и говорит мне: «Ты что же это, думаешь, до ста лет жить будешь? Собирайся, на днях ко мне придёшь!» Ведь это он мне скорую смерть предсказал, так?” “Получается, что так”, – отвечаю. Подруга возмутилась: “Это в честь чего же я должна умереть?! Чувствую я себя хорошо, нигде ничего не болит, бегаю на своих ногах. Другие вон годами лежат, да всё живут”. И пошла тогда я к подруге домой, чтобы разговорами отвлечь её от тяжёлых дум. Она хоть и жила с дочерью, но у дочери своя семья и много забот. Четверг, пятницу мы с ней всё чаёвничали да вели разговоры “за жизнь”. Но временами она словно уходила в себя, прислушиваясь: не начало ли в ней происходить “подозрительное”? Но нет, чувствовала она себя, как всегда, хорошо. В субботу я ушла от неё особенно поздно, чуть ли не ночью. А в воскресенье её дочь уже рассказывала: “Приготовила я завтрак, а бабушки всё нет и нет к столу. Пошли звать её, а она уже отошла”».

Рассказ этой женщины, что одиноко сидела теперь на скамейке, глубоко взволновал меня. Подумалось, что вот уже в который раз Бог показывает нам, что только в Его руке наши жизни. Господь призывает человека не тогда, когда исчерпан его жизненный ресурс, а тогда, когда находит нужным. «Хорошую смерть послал Господь подруге», – говорит моя новая знакомая. А мне горько: время, отпущенное для того, чтобы подготовиться к смертному часу, прошло, можно сказать, впустую – женщина всё прислушивалась, не начала ли «работать» в её теле смерть, а о душе не думала. И подруга старалась отвлечь от грустной темы разговорами «за жизнь». Вот и ушла женщина, не сделав главного – не исповедавшись, не сказав родным последнего напутствия, последнего «прости».

Вспоминаю христианку Елену, случайно встретившуюся мне в жизни. Но слова, сказанные ею, навсегда запомнились. Мы тогда ждали автобус, чтобы ехать на службу в храм. Елена стояла задумавшись. Вдруг, ни к кому не обращаясь, она заговорила: «Вот помрёшь, и как покажут тебе листок длиною эдак от земли до солнца, да ещё и с обратной стороны весь исписанный твоими грехами, – что тогда? А тогда завопишь: “Господи, пощади, прости мне всё!” А Он скажет: “Да Я простил бы тебе всё, но ведь ты просишь так много, а сама никому даже пустяка не прощала, всё старалась взять верх да отомстить...”» Казалось, ничего особенного не сказала женщина, мы все знаем, что должны прощать своих обидчиков. Но отчего же именно её слова так подействовали на душу?

А когда она умерла, то от служительниц в храме я узнала, что настоящее имя её было Акилина и что за сорок лет она не пропустила ни одной службы, выполняя послушание за свечным ящиком. Это же целое море огня засветилось Боженьке благодаря её худеньким рукам! Упокой её, Господи, в самом покойном и светлом месте!

Людмила Павловна Мулярчик
г. Сланцы Ленинградской обл.

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга