МРЕЖА

ПОСТИМСЯ ПОСТОМ ПРИЯТНЫМ?

Шуточно-серьёзная переписка одного дня

Вопрос на блоге: скажите, вы изучаете состав продукта в пост перед тем, как его купить (съесть)? Уточнение: ищете ли специально непостные составляющие и как относитесь к тому, что вдруг найдёте какие-то молекулы скоромного там? Вопрос задаю потому, что и на исповеди, и в приходской практике оказывается, что это многих волнует. И даже, кажется, больше, чем следует.

geliy 2010-02-22: Я вот просто определился с кругом продуктов: картошка, капуста, огурцы квашеные и т.д. То есть та пища, в которой по определению нет опасного ингредиента. Разве её мало? А вот вчера захотел бублик купить, посмотрел на состав, а там сливочное масло. Ну и положил. А потом подумал: а зачем мне этот бублик? Пост ведь. То есть сам не беру, считаю, что достаточно продуктов постных по умолчанию, но ежели кто угостит с нескоромным ингредиентом – плешь проедать не стану.

elpidam: Да, специально читаю этикетки на предмет наличия в составе скоромных составляющих.

godosha: В монастыре изучают каждую этикету – не дай Бог что-то там попадётся химическое; импортное не только из продуктов, но даже моющие средства не используют...

orleanz: Молекулы скоромного могут проникнуть в постный продукт, даже если он лежал рядом с чем-то «скоромным». Например, нельзя есть хлеб, на который была положена, а потом снята колбаса. Потому что скоромные молекулы, они такие скоромные… Все эти правила соблюдать очень трудно, зато в ад не попадёшь.

father_ingwar: Нельзя есть хлеб, который видел колбасу!

orleanz: Вам всё шуточки да хаханьки… Хлеб не имеет мозга, сознания, бессмертной души – и потому не может представить себе колбасу.

azolotykh: Может, нужен молебен на изгнание молекул колбасы из хлеба?

orleanz: Давайте честно признаем: мы не в силах изгнать осквернённые молекулы из хлеба. Лучше просто отдать его на съедение птицам или неправославным.

telenor: Для надёжности – неправославным птицам.

simplelad: Бессмысленно выискивать скоромные ингредиенты в продуктах, тем более что смысл поста заключается совершенно в другом. Пост – это не магический ритуал, нарушение техники которого неминуемо приводит к недостижению желаемого результата.

Пост выполняет функцию телесной язвы, долженствующей вызвать такое физическое состояние у человека, чтобы «плотской человек» пришёл в раздражение. Чтобы в горниле этого искушения человек смог понять, может ли он оставаться таким же милым и приятным для своих ближних и теперь, как и в период «телесной тучности». Вот смысл и основание поста.

Пост должен быть как физкультура для здорового человека. Каждому по его силам. Одна мера «пионерам и пенсионерам», и иная мера – мастерам. Как нельзя заставить всех людей на земле быть спортсменами, так нельзя и отрицать необходимость посильной каждому физической нагрузки. Иначе человек либо надорвётся, либо дистрофирует.

Пост – это тест на милосердие «в годину искушения», а не благоденствия. Поэтому пост должен «дышать» вместе с эмоциональным состоянием человека и общества в целом. Когда общество перегружено скорбями и озлоблением, нельзя увеличивать строгость поста, наоборот, нужно ослаблять пост, уменьшая его нагрузку. Каждый для себя лично может наращивать пост до той меры аскезы, которую сам способен поддержать (например, по благословению духовника). Чрезмерный пост для и так ослабленного душой человека – это лишь «смертельное бремя», губящее несущего его.

* * *

Что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять пост лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своём? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если кроме некоторого изменения в составе пищи мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Пост – это не диета. Апостол замечает, что «пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8, 8). «В видимом воздержании плоти нет совершенства, его могут иметь и неверные по необходимости или лицемерию», – говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Воздержание в пище – это только основание для дальнейшей постройки, им «сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга