ПОЛЕМИКА

ИОСИФ СТАЛИН И ДЫРКА ОТ БУБЛИКА

Это письмо пришло в ответ на публикацию статьи В. Григоряна «Альтернатива», в которой речь шла о попытках реабилитировать генерала Власова. Но Геннадия, давнего нашего автора, заинтересовало в тексте другое – категорический отказ автора уравнивать Сталина с Гитлером…

Переоценка системы

Здравствуйте, Владимир!

Примите мой отклик на «Альтернативу». Это статья – очередной пример нашего с вами «единомыслия наперекосяк». Я почти всю свою сознательную православно-патриотическую жизнь мечтал услышать о Сталине те слова, что прочёл сегодня у вас. Ещё полгода назад я бы подписался под ними обеими руками и ногами. Но теперь, увы, поезд ушёл. Сейчас я переживаю очередную переоценку ценностей, и Сталина среди моих ценностей уже не будет.


Заставка фильма (1999 г.) «Гитлер и Сталин: тираны-близнецы». Так Сталина уже давно подают западному зрителю

«Свергнув Государя, мы не оставили Господу других вариантов, кроме Сталина», «вместе со Сталиным мы грешили, вместе побеждали», – написали вы. Всё это, конечно, красивые формулы, но, на мой взгляд, в подобных выражениях допустимо говорить только о самодержавном монархе. Сталин же ни в коей мере не был монархом – ни православным царём, ни даже языческим «красным императором». Сталин – политтехнологический фантом, дырка от бублика. Как личность, он не представляет ни малейшего интереса ни с положительной, ни с отрицательной точки зрения – «самая выдающаяся посредственность нашей партии», как обозвал его кто-то из его партайгеноссе. Вот Гитлер – тот действительно был тёмным духовным вождём, великим шаманом. А Сталин всего лишь мёртвый идол, бездушный и безвольный каменный болван. Вся власть его держалась умелой игрой большевистской Системы на струнах русского монархического «коллективного бессознательного». Этой игрой Система одновременно и укрепляла свою власть, и делала себя на будущее козлом отпущения, на которого можно будет свалить все грехи.

Тогда, быть может, мы грешили и побеждали вместе с «коллективным Сталиным», с Системой? Едва ли. Вы очень верно сказали о том, что большевистская Система вовсе не принадлежит к числу победителей во Второй мировой войне. Действительно, «победу мы празднуем не только над нацистской, но и над большевистской идеологией», которая «лишилась девяти десятых своей злобной силы перед лицом победившего народа». И как бы ни тяжки были грехи народа, это слабость человеческой природы, зло же Системы имеет природу сатанинскую. Русский народ в XX веке много грешил, но он тут же и нёс за свои грехи немедленное наказание. В этом плане судьба России уникальна – никакой другой народ Господь не карал за отступничество так, как нас (хотя, казалось бы, чем мы грешнее прочих народов «постхристианского мира»). Как у Волошина: «Ты – лучшая. Пощады лучшим – нет».

Ну а что Система? Может быть, и она оказалось в переплавке и преображена в иное качество, в нечто «наше»? Много раз казалось, что Россия переварила большевизм – при позднем Сталине, при Брежневе, при Путине, – но всякий раз Система доказывала свою органическую неперевариваемость. Она мимикрировала, меняла свою официальную идеологию, а однажды – 20 лет тому назад – даже инсценировала собственную смерть, но по существу оставалась неизменна. «Вечно живой» Ленин – это, похоже, вовсе не метафора придворных краснобаев, а зримая реальность: обитатель Мавзолея – вот подлинный бессменный генсек и президент.

Поэтому нет смысла противопоставлять «умеренный» сатанизм большевизма радикальному сатанизму Гитлера. Сатана не может изгонять сатану. Гитлеризм – это всё та же Система. Большевики служили антихристу и строили безбожный «земной рай». Гитлер служил напрямую сатане и сознательно строил земной ад. Однако все они были подключены к одному и тому же источнику энергии.

Именно поэтому так и вышло, что победа России над Гитлером обернулась победой над большевизмом. Сражаясь против Третьего Рейха, мы сражались против адской изнанки большевистской Системы и, победив, перерубили питавшие её силовые кабели. С тех пор Система из тирана превратилась в паразита. Победившая во Второй мировой войне Россия вышла на мировую арену в качестве всеми признанной сверхдержавы и могла бы, при наличии политической воли, поставить на место всех своих врагов. Но сидевшая у неё на шее Система только и знала, что трусливо бормотала о «мире во всём мире» и, в конце концов, позорно капитулировала в «холодной войне». И сейчас она, похоже, тоже капитулировала после недолгой «второй холодной войны», причём ещё позорнее (одно дело сдаться Рейгану, другое – такому ничтожеству, как Обама). Ну, да ладно, это уже эмоции на злобу дня. Система, по причине её органической инородности, не может править русским народом, мы для неё, как хорошо сказано в одном из ваших старых писем, океан Соляриса. Поэтому Системе нужен свой искусственно выращенный народ, «новые русские», которые со временем вытеснили бы старых. При этом задаётся очень жёсткая установка на то, чтобы эти гомункулусы не осознавали себя нацией. У пролетария, как известно, «нет отечества», а нынешний «электорат» – это «многонациональный и многоконфессиональный» российский народ, с которым Система заигрывает, втайне нащупывая союзников, например, в лице исламской диаспоры, которая со временем может стать орудием неофициального силового подавления «старых русских». Официально же будет всё шито-крыто, с полным соблюдением всех «прав человека».

Это сейчас. Ну а в 30-е годы Система не стесняла себя ничем. Тогда политика замещения русской нации «пролетариатом» проводилась централизованно и беспощадно. Аристократия и священство истреблялись, крестьянство насильственно пролетаризировалось в колхозах, ну а сам пролетариат, обласканный и развращённый Системой, шалел от своего «гегемонства» и от возможности безнаказанного глумления над «классовыми врагами».

Но тут-то и протрубил погибельный рог. Русский народ встретил Великую Отечественную войну, находясь на пороге небытия, его, по сути дела, уже не существовало. Казалось, что всё чистое и благородное уничтожено, а выжило лишь подлое и трусливое. И вот, будучи в состоянии клинической смерти, мы увидели уготованный нам за наши грехи ад во всей своей мрачной красе, саму воплощённую смерть. Меня всегда завораживала «тема нашествия» из Ленинградской симфонии Шостаковича, есть в ней некий «момент истины», озарение. О какой-то там «возможности покаяния» в случае поражения России в войне лучше не суесловить. В аду покаяния нет. Смерть слезам не верит.

Но русский народ победил Смерть и ад как вовне, так и в самом себе. В горниле войны сплавились воедино все рассечённые «классовым подходом» части русского национального организма, и мы вновь стали единым народом. И если это возрождение из пепла не покаяние, то что же тогда покаяние и зачем оно нужно? Конечно, не одна только Война сделала возможным воскресение России – главным образом, это заслуга новомучеников. В Войне стало всенародным достоянием то, что прежде таинственно подготавливалось в мученическом подвиге. Не было бы мучеников, не было бы и героев. В истории послереволюционной России ясно прослеживается иерархия подвига. Подвиг Царственных мучеников открыл путь подвигу тысяч иных мучеников, ставших русской небесной аристократией, а их подвиг, в свою очередь, сделал возможным всенародный подвиг Великой Отечественной.

Так воздвигался русский Храм-на-крови, вершина всего нашего исторического пути. Всё, что было до того, было подготовкой, всё, что будет после, – следствие. С какими бы смертельными угрозами ни пришлось ещё столкнуться России в борьбе – с Системой ли, с внешним ли миром, – в любом случае нам будет легче, чем нашим предкам. Главное уже сделано – нам осталось лишь осознать подвиг 1914 – 1945 годов и войти в славу мучеников и героев, принять выкованный ими меч.

Геннадий ШОСТАЦКИЙ

Система и личность

«Мы не можем закрасить»

В нашем обществе, в том числе среди православных, идут сейчас споры о роли Сталина, подчас в самой резкой форме. Многих это повергает в растерянность, а иногда близкие люди не просто спорят на эту тему, но серьёзно ссорятся между собой. Мы не в силах дать последнего и окончательного ответа на эти искания. Можем лишь поделиться некоторыми мыслями на эту тему, напомнить, как важно нам не сходить с почвы трезвомыслия. В этом зачастую нас может поучить сама жизнь, перипетии событий на российских улицах.

Шумно обсуждалась в последние дни не только в российских, но и зарубежных СМИ предполагаемая установка московскими властями штендеров с изображением полководцев Великой Отечественной, в том числе и Сталина. Правда, Сталина предполагалось изобразить лишь на 10 плакатах из двух тысяч – в местах встреч ветеранов, по их настоятельной просьбе. Но накала медийных страстей это не уменьшило. Об этом хорошо написал в заметке «Сталин остался без пиара» на RBCdaily Александр Клеин.

 

«Наглой и циничной ложью» назвал глава комитета рекламы Москвы Владимир Макаров сообщения СМИ о том, что в дни празднования 65-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне в Москве будет проводиться активная пропаганда имени Иосифа Сталина. «Мы не даём оценки истории, а лишь даём факты», – отрезал г-н Макаров.

Помимо правозащитников, с критикой инициативы Москвы выступил спикер Госдумы Борис Грызлов, заявивший, что «неоднозначную роль Сталина в жизни нашей страны плакатами не исправишь». Г-н Макаров, в свою очередь, выразил сожаление о том, что помощники Бориса Грызлова не до конца и неподробно информировали своего начальника. «Остальные “потускневшие политики”, к примеру г-н Митрохин, использовали лишний повод показаться на телеэкранах, – сказал он. – Сталин, и это исторический факт, был Главнокомандующим и Генералиссимусом и стоял во главе великого государства, признанного всем мировым сообществом. И этот факт выбрасывать из истории мы считаем неправильным. Не будем же мы уподобляться тем личностям, которые в своё время ретушировали неугодных исторических персонажей на общих изображениях. Мы не можем закрасить лицо Сталина на фотографиях с Ялтинской или Тегеранской конференций. Это будет уже означать борьбу со сталинизмом сталинскими методами».

Именно благодаря таким людям, как Макаров, чуждым идеологии, у нас есть надежда на то, что общество сможет, наконец, выработать здравый ответ на вопрос – кто такой Иосиф Сталин? Ведь главная, трагическая ошибка антисталинистов в том, что, отрицая заслуги Верховного Главнокомандующего, распространяя ложь на его счёт, они утрачивают всякое доверие в глазах народа. В результате эти люди добиваются результатов прямо противоположных – не разрушают Систему, о которой пишет Геннадий Шостацкий в своём письме, а вносят огромный вклад в её существование.

«Герой» и «толпа»

Система эта не была создана большевиками. Они лишь довели до абсолюта то, что мы видим уже в эпоху Иоанна Грозного, это было при Алексии Тишайшем, не говоря о Петре Великом. Государство – инструмент, существующий для решения каких-то задач, но имеет склонность превращаться в абсолютную ценность. Оно располагает для этого необходимыми силами – армией, полицией, чиновничеством и т.д.

Но есть сдерживающие факторы: традиции и представления народа о том, как ему жить на этой земле, влияние отдельных личностей – монархов, священнослужителей, писателей, военных, тех же чиновников – ведь и среди них есть люди, способные сверять свои действия с Евангелием и совестью.

Поэтому вопрос не в том, хороша или плоха Система, а в том, насколько мы в состоянии её ограничивать, ставить на место. Это очень важно понимать для того, чтобы искать пути выхода из ситуации, сложившейся у нас в стране. Уничтожение государства была одной из главных задач, поставленных Лениным. Что из этого вышло – известно. Так что лучше нам в этом вопросе руководствоваться не эмоциями, а разумом.

* * *

Если говорить о Сталине, то, несомненно, его ошибки нам дорого стоили. Всё централизованное, механизированное, контролируемое в начале войны разом посыпалось. Опорой стало то, что не удалось добить. Это проявлялось даже в мелочах. Лучше всего показали себя в начале войны кавалеристские части. Они мало нуждались в бензине, были инициативны, мобильны, способны к автономным действиям. Это свойства, изначально заложенные в их природе. А ведь сколько было криков перед войной, что кавалерия устарела. Множество прекрасных командиров-кавалеристов погибло в лагерях. В результате громоздкие, трудно управляемые механизированные корпуса, танки и гигантское количество другой техники – всё это было брошено при отступлении или сожжено врагом. Между тем именно уцелевшие, как пишет крупный военный историк Алексей Исаев, «кавалерийские корпуса оказались самыми устойчивыми соединениями Красной армии в 1941 году».

Это проявлялось во всём, непрерывно. «Ну а создание военной промышленности? – могут возразить. – Там-то централизация оказалась благом!» Попробуем разобраться. Вот один пример. Наш лучший артиллерийский завод во время войны, известный сейчас как завод им. Еляна, вырос из довольно захудалого предприятия не благодаря, а вопреки централизации. Был момент, когда руководство страной оказалось увлечено идеей перевооружения армии динамо-реактивными пушками. Затея эта оказалась пустой, ни к чему не привела, зато оставила без работы группу конструкторов во главе с Василием Грабиным. Практически самоходом, безо всяких решений партии группа отправилась в Нижний Новгород и начала конструировать там новые образцы артиллерийских орудий. Доходило до смешного: лучшая пушка Второй мировой войны «Зис-3» была создана тайно, вопреки решениям сверху, а затем начала поступать в войска «под личную ответственность» Грабина.

Так было во всём. Камни, отброшенные строителями, в первую очередь оказались важнейшими факторами сопротивления. И Сталин, безусловно, несёт за это ответственность.

При произнесении имени Сталина едва ли испытаешь «большое тёплое чувство». Невозможно оправдать человекоубийственную машину, в укреплении которой он принял деятельное участие. Нынешние сталинисты иногда довольно умело, а часто просто нахраписто пытаются фальсифицировать прошлое. Уже и коллективизацию, например, оправдали для себя тем, что без этого невозможна была индустриализация. Хотя на самом деле лишь на кратчайший срок, в начале тридцатых, удалось, ограбив крестьян, помочь промышленности. За этим последовали страшный голод, громадный спад в сельском хозяйстве, когда поголовье скота, например, сократилось примерно вдвое. Ничтожная польза от раскулачивания, насильственного обращения крестьян в колхозников обернулась огромными потерями, в том числе и для развития советской экономики в целом.

Не лучше обстоит дело с истреблением военных. Приёмы для обмана сегодня применяются самые нехитрые. Поминают худших из погибших, игнорируя лучших. Забывают включить в число репрессированных тех командиров, которых сначала увольняли из армии, а потом арестовывали и т.д. Ещё можно услышать, например, что арестовано было совсем немного офицеров, а тех, кто чего-то стоил, затем вернули обратно в строй, подобно Рокоссовскому или Горбатову. Игнорируется при этом, что на каждого вернувшегося приходились десятки, сотни убитых и замученных командиров. Их заменили кем попало, значительно ослабив оборону страны.

* * *

В том же ряду – попытки до основания разгромить Русскую Церковь, истребить православный дух в народе, без которого победа в войне была бы немыслима.

Лично Сталин делал это не из богоборческих соображений. Молотов впоследствии утверждал, что Сталин никогда активным безбожником не был. Наиболее деятельные православные христиане, начиная с церковных старост и заканчивая митрополитами, уничтожались по тем же причинам, что и лучшие военные, научные, комсомольские и партийные работники. Здесь нужно оговориться, что погибали и худшие, допустившие крупные промахи, но лучшие уничтожались по совершенно другой причине. Они были слишком самостоятельны. Система отторгла их во имя централизации, тотального контроля, благого с точки зрения высшего руководства страны.

Это был далеко не первый опыт, в том числе в православном мире. Иконоборчество, как известно, не было разовым мероприятием, оно вспыхивало при самых волевых, талантливых византийских императорах, желавших встроить Церковь в государственный механизм. У нас в России происходило то же самое: при наиболее энергичных, амбициозных монархах Церковь, как правило, переживала не лучшие времена.

И не она одна, довольно вспомнить о разгроме боярства и упразднении всякого влияния других общественных институтов в России рубежа XVII–XVIII веков. Харизматичный правитель, деятельный чиновник мечтают о том, чтобы их грандиозные планы осуществлялись по мановению руки, а не вязли в национальном болоте с его традициями. Так как на рядового крестьянина влиять бессмысленно, разрушаются структуры, обладающие корпоративным духом, – узлы национальной жизни. Так, организм русской деревни был разрушен при советской власти путём истребления всех ключевых фигур самоуправления, состоявшего из наиболее трудолюбивых, активных и религиозных крестьян («кулаков»), а также священнослужителей.

Ни Иван Грозный, ни Пётр Великий, ни Иосиф Сталин не ставили перед собой задачи нанести урон русскому народу. Наоборот, они желали ему блага, как желали блага и укрепления империи цезари-иконоборцы, уничтожавшие или ссылавшие лучших, самых честных монахов. Герой (а император Лев III Исавр и Ленин, безусловно, полагали себя героями) обычно убеждён, что противостоит невежественной толпе. Но его жертвами почему-то становятся, в первую очередь, достойнейшие люди. И как-то так оказывается, что именно они герои, а невежественна и бездушна Система, объявившая им войну.

«Кто же скажет брату своему: “рака”...»

Утверждение Геннадия Шостацкого, что Сталин был «дыркой от бублика», я отношу к полемическим перехлёстам. Попытка обезличить этого человека, как и любого другого, – это не удар по Системе, а работа на неё. Принципиальное расхождение православия с большевизмом: для христианина заменимых людей нет. В числе незаменимых – Иосиф Сталин.

Он возложил на алтарь государства, убил миллионы наших соотечественников, перед тем обезличив, признав их неправильными «винтиками-болтиками». Но мы не должны уподобляться ему. В Евангелии читаем: «Кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 22). «Рака» – это значит пустой человек, подлежать синедриону – значит подлежать суду. Некоторые понимают это как запрет говорить такие слова, как «дурак», и, конечно, это тоже правильно, такими словами бросаться нельзя. Но Христос здесь ведёт речь не о глупостях или оскорблениях, произнесённых сгоряча. Речь о том, что мы не имеем права уничижать в своих глазах личность, ценность другого человека, других людей. Это не что иное, как попытка обосновать наше право на моральное или физическое уничтожение тех, кто якобы «ничего не стоит».

* * *

Так вот, «стоил» ли чего-то Сталин? В ходе битвы под Москвой он публично признал, что наш народ воюет не за советскую власть, а за родину. Это было очень важное прозрение, что государственная машина не абсолютная ценность, что за её пределами есть нечто ещё более ценное. Если бы Сталин действительно был лишь функцией, винтиком Системы, ему бы просто в голову не пришло ничего подобного.

Даже первое его обращение к народу было написано под несомненным влиянием митрополита Сергия (Страгородского). Послание владыки к русским людям было написано раньше сталинского, 22 июня, и стало образцом для вождя. «Он испугался, был растерян», – возразят мне, но пугаться и теряться можно по-разному. Можно расклеиться, запаниковать, ожесточиться и окончательно увериться в правильности того, что ты делал, свалив всю вину на врагов. Такой человек обречён, обречено и дело, во главе которого он поставлен. Но страх Сталина привёл к целому ряду позитивных решений, пониманию сути происходящего, причин поражения и, в конечном счёте, к Победе. Из советского лидера он смог преобразиться в национального.

И здесь я расскажу, чем закончилась история грабинской пушки «Зис-3». Был ли конструктор наказан за самоволие? Разумеется, нет.

– Ваша пушка спасла Россию, – сказал ему Сталин. – Вы что хотите: Героя социалистического труда или Сталинскую премию?

– Мне всё равно, товарищ Сталин.

Дали и то, и другое.

Вот ещё эпизод. Во время Московской битвы Будённый сказал Сталину, что новых шашек нет, и кавалеристам выдали старые, с надписью: «За веру, царя и Отечество».

– А немецкие головы они рубят? – спросил Сталин.

– Рубят, товарищ Сталин.

– Так дай же Бог этим шашкам за веру, царя и Отечество!

Это, конечно, не говорит о том, что Сталин был религиозен или почитал царя. Но это и не поведение «винтика». Вот ещё пример. Когда к Иосифу Виссарионовичу обратился Патриарх Алексий с просьбой разрешить открыть церковь в Москве, в ответ он услышал:

– Открывайте. Русским матерям есть за кого помолиться, есть по ком поплакать.

В поисках ответа – почему мы победили – эта история не должна быть нами забыта. Сознаю, что на многих она не произведёт впечатления. Они найдут тысячи аргументов, чтобы нивелировать её, и облекут своё отрицание в христианские одежды. Для этих людей расскажу вот что. Одно время Римской империей правил император Траян, один из злейших гонителей христианства. Он предал мучениям и казнил родную дочь-христианку – мученицу Дросиду, беспощадный был человек. Но однажды, выступая против врага во главе своей армии, увидел вдову, которая молила государя выслушать её. Она рассказала ему о людях, убивших её сына и не желающих платить возмещения. Попросила о помощи.

– Скажи мне об этом, когда я вернусь, и я заставлю их дать тебе возмещение, – ответил император.

– Господин, если ты никогда не вернёшься, мне не будет помощи, – отвечала вдова.

Тогда, стоя во всём своём вооружении, император заставил ответчиков тотчас в его присутствии исполнить то, о чём просила женщина. Прошло много времени, император давно уже умер, когда о случае у римских врат узнал святой Григорий Великий. И, как сообщает Житие, «познал он, что это то, о чём читаем в Писании: “Защищайте сироту, вступайтесь за вдову...” Поскольку Григорий не знал, что делать, чтобы утешить душу этого человека, который напомнил ему эти слова, он пошёл в церковь св. Петра и проливал потоки слёз, как было у него в обычае, пока, наконец, не получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны...»

Вот поведение человека, в котором «благочестивые» страсти не искоренили великодушия, столь естественного для христианина.

Только ли страх?


Сталин и Хрущёв в президиуме сессии ЦИК СССР, 1936 г.

Мы знаем, что Сталина боялись, но часто не догадываемся, что его осмысленно, не из рабской зависимости, любили или, по крайней мере, глубоко уважали. Когда в 1962 году Хрущёв попросил Рокоссовского разоблачить Сталина, в ответ он услышал: «Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой». На следующий день маршал увидел, что его кресло в кабинете занял Москаленко, один из палачей Берии. Напомню, Рокоссовский жестоко пострадал перед войной, был репрессирован. Если бы его это сломало, он мог поддакнуть Хрущёву или промолчать. Но он не промолчал. Таким же образом попал в опалу маршал Василевский. Он много лет был с Хрущёвым в хороших отношениях, но однажды не поддержал его высказывания о том, что «И. В. Сталин не разбирался в оперативно-стратегических вопросах и неквалифицированно руководил действиями войск как Верховный Главнокомандующий». «Я до сих пор не могу понять, как он мог это утверждать», – возмущался Василевский.

Мы высказали основные претензии к Сталину и осудили Систему, которую он создавал. Но давайте откроем для себя и вторую часть правды о нём. Этот человек деятельно боролся за выживание нашего народа в годы Великой Отечественной. Это признавали самые разные люди, в том числе далёкие от идеологии и знавшие Сталина лично. Они ценили именно Сталина, а не сталинизм. Помянутому нами Василию Грабину в голову не приходило оправдывать террор, бессмысленные аресты, он высказывал своё отрицательное к ним отношение. Но, как крупный руководитель, Грабин прекрасно знал, что Сталин был компетентен, интуитивно чувствовал здравые идеи, с ним хорошо работалось. Если Гитлер слушал одного себя и доверял только себе, о Сталине сохранились сотни свидетельств, что он умел слушать и доверять. С тем, что Верховный Главнокомандующий был достоин своего поста, «согласны все военачальники, коим приходилось видеться и встречаться со Сталиным», – заявил адмирал Кузнецов много лет спустя после смерти Генералиссимуса.

* * *

То, что я пишу, – не апология, не попытка оправдать ошибки и злодейства. Но я категорически против того, чтобы мы, христиане, исходя из вполне объяснимой неприязни к Иосифу Сталину, опускались до клеветы на него и отказывались благодарить за деяния, которые этого достойны. Во взгляде на любого человека христианин должен хотя бы пытаться понять, каким его видит Бог. Сталин не исключение, а просталинские или антисталинские истерики – это едва ли тот путь, который приведёт нас к пониманию, что случилось с нашей страной в ХХ веке.

Владимир ГРИГОРЯН

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга