ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

«ХОЧУ, ЧТОБЫ АНГЕЛ
БЫЛ ВСЕГДА РЯДОМ СО МНОЙ»

Шесть северянок поднялись на сцену под аплодисменты зала – педагоги из Мирного, Пинеги, Коряжмы, Северодвинска... Они стали дипломантами регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», итоги которого были подведены на состоявшейся в ноябре в Архангельске конференции в честь Иоанна Кронштадтского. Среди победителей конкурса была Елена Васильевна Чувакова, представившая авторскую программу «Тропинка». Автор работает по ней с воспитанниками детского дома № 2 – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Любовь, тепло, искренность – это то, чего не хватает и вполне благополучным детям, а детдомовцам особенно.

По тропинке – к свету

Уже пятнадцать лет Елена Васильевна знакомит архангельских школьников с основами православной культуры. По своей должности Е. В. Чувакова – заместитель руководителя отдела образования Архангельской епархии архимандрита Трифона (Плотникова). Она – своеобразный «пограничник». Перед ней – «правой рукой» батюшки в делах просвещения – стоит задача поддерживать сотрудничество с государственными учреждениями. Это не всегда просто. Вот уже третий раз за короткое время сменился руководитель областного департамента образования, а вместе с ним и команда. Но дела всё равно вершатся: проводятся Малые Иоанновские чтения, различные конкурсы, курсы для педагогов, подведены итоги регионального тура Общероссийской олимпиады по основам православной культуры среди школьников.

Елена Васильевна делает всё от неё зависящее, чтобы в школе духовно-нравственное воспитание детей заняло, наконец, достойное место. (Доклад на эту тему, подготовленный ею в сотрудничестве с Еленой Галимовой, читайте на стр. 23-24.) Встретившись с Еленой Васильевной, кстати, удивительно милой женщиной с ямочками на щеках, я попросила её рассказать о своей программе.

– Почему «Тропинка»? У детей этот образ всегда связан с лесом. Тропинка – ниточка, связывающая тебя с домой, с миром людей. По Евангелию – это «узкий путь» к Свету, это и тропинка, ведущая в историю родной страны, родного края. (Второе, «взрослое» название программы – «Православные основы культуры Отечества и Русского Севера».)

Но главное – это тропинка к храму. Задание нарисовать тропинку педагог даёт на одном из первых занятий, и дети без подсказок сами рисуют дорожку к храму, у них это очень хорошо получается.

– «Тропинка» адресована младшим и средним школьникам, – продолжает Елена Васильевна. – Возраст начальной школы протоиерей и педагог Василий Зеньковский называл «периодом второго детства». Для него характерно то, что «исчезает мистицизм раннего детства с его интуициями и прозрениями, но зато гораздо ближе становятся жизненные образы религии». То есть в этом возрасте детям нужны рассказы именно о земной стороне жизни Спасителя и Божьей Матери, о святых и их подвигах.

«Дети-хулиганы мне по сердцу»

– С 1994 года я, как педагог дополнительного образования, вела занятия в школах города и детдоме от Архангельского областного центра христианской культуры (в 2003 г. учреждение ликвидировали), – рассказывает Е. В. Чувакова о том, как укреплялась её связь с детьми-сиротами. – Несколько лет назад детский дом № 2 включился в проект «Соловецкие юнги» (он был разработан «Помор-Центром», действующем при областном Комитете по делам женщин, семьи и молодёжи). И меня вновь пригласили к его воспитанникам.


«Юнга» Ваня Федотов

Знаете, ребёнок-сирота остро чувствует своё одиночество, беззащитность и агрессию внешнего мира. Как же ему важно знать, что он не один, что у него много друзей и защитников! Это Ангел-хранитель, Спаситель, Богородица и святые. К их покровительству всегда можно обратиться – для ребёнка это поразительное открытие! Может быть, потому-то они и встречают меня так горячо. Радуются: «Тропинка пришла!» Надо сказать, что 80 процентов ребят, с которыми я работаю, – из коррекционных классов. Есть и те, у которых устойчивая репутация «трудных». Их даже не всегда допускают ко мне, если снова набедокурили. Но уж если отпустили, они бегут на занятие со счастливыми лицами, обнимают. Есть у меня такой ученик – Ваня Федотов. Как раз из тех, кто может сорвать занятие, хлопнуть дверью. Пошли мы как-то на экскурсию в Успенский храм в день Архангела Михаила. «Да не берите вы его, он вам всё испортит!» – говорили мне воспитатели. «Не будешь нам мешать, Ваня?» – спрашиваю его. А глаза такие!.. Всё время, пока длилась экскурсия, не выпускал мою руку и внимательно слушал – душа-то детская ищет света и замирает, когда с Господом соприкасается. Дети-хулиганы, их открытые эмоции мне больше по сердцу.

Нельзя ждать от таких детей моментального преображения – слишком много уже успели они повидать плохого на своём коротком веку. Но мне бесконечно дорого то, что я читаю в их глазах. А ещё – в строчках их сочинений.

Однажды задала им такую тему: «Моё заветное желание». «Моё желание, – написал Юра П., – чтобы Бог простил мне мои грехи. Потому что я совершил много плохих поступков и мало хороших». А это из сочинения Максима М.: «Моё желание, чтобы в нашем городе не было грязи. Я хочу, чтобы не было войны. Я хочу, чтобы не было воров». Вика В. мечтает о самом заветном, но сомневается, сбудется ли это: «Я хочу попасть в Царство Божье. Мне так хочется быть добрее к людям. Я к ним немножко и так добра, но мне, пожалуй, надо быть добрее...» А Надя Н. написала так: «Моё заветное желание – чтобы меня забрала бабушка насовсем... чтобы я хорошо училась, чтобы Елена Васильевна никогда, ни за что на свете не умирала, чтобы Ангел был всегда рядом со мной и чтобы учителя и воспитателя никогда не умирали». А у другой девочки самое большое желание – чтобы не болела мама и чтобы не обижать слабых, а помогать им. Сколько же хорошего таится в душе ребёнка, зёрнышком, которое нужно разбудить, вывести его к свету крепким ростком!

Нередко выпускники детских домов пополняют ряды преступного мира. Думаю, что в основном это происходит оттого, что у них отсутствуют навыки преодоления трудностей и нет близких людей, готовых поддержать словом и делом. Педагог должен помочь им адаптироваться к жизни в обществе и сформировать навык противостояния злу. Надеюсь, что дети, пройдя по «Тропинке», став взрослыми, в сложной жизненной ситуации вспомнят ещё один путь – приход в Церковь. Таинство покаяния даёт возможность начать жизнь с чистого листа.

Нарисуем родину


Елена Васильевна Чувакова с воспитанниками

– Обычно бывает так, – говорит Елена Васильевна. – 10-15 минут рассказываю я, а затем даю детям возможность закрепить услышанное творчески: либо они рисуют, либо мы разучиваем песню к празднику, о котором идёт речь, или ставим небольшой импровизированный спектакль, а можем и поиграть. Не должно быть в занятиях с детьми сухой теории. Не читать мораль, а проживать с детьми занятие и создавать такие ситуации, чтобы они могли проявить себя с лучшей стороны – вот что нужно. Не только научить ребёнка, что любить Бога и людей – хорошо, но и тому, как деятельно проявить свою любовь и желание помогать людям. Потому основное правило занятий у нас: «плохое вижу в себе, а в других – только хорошее». Дети понимают постепенно, что счастье – это соучастие в жизни другого человека.

Мы много рисуем. Например, во время второго года обучения по теме «Родной истории страницы» дети создают рукописные книги с иллюстрациями, посвящённые русским святым князьям – Владимиру Красно Солнышко, Борису и Глебу, Александру Невскому и другим. На уроках мы пользуемся рабочими тетрадями-раскрасками для детей первого класса общеобразовательной школы «Здравствуй, мир!» под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Эти тетради, кстати, рекомендованы координационным советом по взаимодействию Минобразования РФ и Патриархии.

На третьем году обучения ребята оформляют альбом с названием «Православный календарь», украшают странички орнаментами и рисунками. А в четвёртом классе учащиеся делают уже серьёзную творческую работу – альбом-летопись «Архангельская земля». На его страницах – рассказы, вырезки из газет и журналов, рассказывающие о людях и святынях Севера, рисунки, фотографии. Дети стараются работать аккуратно – сознают себя летописцами, понимают, что этот свой труд они будут хранить, быть может, всю жизнь, показывать когда-нибудь своим детям.

Мы очень много говорим на занятиях о малой родине. Говоря языком педагогов, содержание тем тесно переплетается с региональным компонентом. Например, библейская тема «Всемирный потоп» в программе – а мы читаем рассказ Бориса Шергина «Отцов наказ». Мы, архангелогородцы, очень любим Шергина. Параллель с его рассказами позволяет приблизить к ребёнку библейскую историю, помогает понять, почему же наши предки вели себя именно так, а не иначе. И ребёнок осознаёт, что жизнь с Богом и сейчас спасительна именно для него, маленького человека, живущего в XXI веке.

Елена ГРИГОРЯН
Фото из архива Е. Чуваковой

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга