ДЕНЬ ЗА ДНЕМ С верою победиши Историческая реликвия – Библия, прошедшая всю Великую Отечественную войну на подлодке Л-3, – была представлена 22 марта на концерте в честь российских подводников в Большом зале петербургской филармонии. Это торжество открыло праздничные мероприятия в Северной столице, приуроченные к 65-летию Великой Победы. В зале собрались ветераны ВМФ, конструкторы и судостроители, курсанты военно-морских училищ, кадетских корпусов, нахимовцы. Под пение стихир хором духовенства Санкт-Петербургской митрополии на аналой было возложено Священное Писание. Когда-то легендарный ас Пётр Грищенко передал её следующему командиру – Герою Советского Союза Владимиру Коновалову. Святыня, о которой по идеологическим соображениям не принято было говорить, хранила моряков, была для них Книгой Жизни, вселявшей силы в битве с врагом. Субмарина потопила 28 кораблей противника. После её выхода из состава ВМФ реликвия хранится у сына командира – капитана 1-го ранга Марка Коновалова. В память о подводниках, погибших в годы войны на трёх сражавшихся флотах – Северном, Балтийском и Южном – прозвучало песнопение архиепископа Ионафана (Елецких) «Плотию уснув...». Не забыты и те, кто первым встретил врага в 41-м. Вдоль северных границ России продолжается путь освящённой земли из Брестской крепости. Эта пограничная эстафета, посвящённая 65-й годовщине Победы, началась ещё 2 февраля 2010 года в Мурманске. 10 февраля землю освятили в Архангельске – водосвятный молебен совершил настоятель храма св. блгв. князя Александра Невского игумен Феодосий (Нестеров). В нём участвовали воины-пограничники, ветераны и учащиеся архангельских школ. Далее святыня отправилась вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Пройдя по арктической границе, она повернёт на дальневосточные рубежи России, проследует по границе с Китаем и Монголией, охватит внешние границы советской Средней Азии, Закавказья, Украины, Белоруссии и Прибалтики. Так горсть земли, политая кровью героев, незримо оградит нашу общую родину. Многие знают о воинской славе Брестской крепости, где в первую неделю войны фашисты оставили пять процентов от всех своих потерь на фронте. Но у этой крепости есть и духовная история. Славянское поселение Берестье (от слова «береста») появилось там более 1000 лет назад и позже оказалось форпостом православия на западной границе. Там был основан мужской Рождество-Богородицкий монастырь (впервые упоминается в 1480 г.). В XVII веке его настоятель о. Афанасий был умучен униатами за отказ подписать Брест-Литовскую унию. В XIX веке обитель закрыли, построив огромную, площадью 4 кв. км, крепость. В настоящее время в Волынском форте, на месте которого был монастырь, открыли женскую обитель – в ней молится Богу Христово воинство из двух схимонахинь, шести монахинь, четырёх инокинь и десяти послушниц. «Православие на Северной земле»/ «Вера» Баня – в подарок на Пасху Гуманитарный груз на сумму 800 тыс. рублей отправлен из Петербурга на Северный Кавказ в рамках акции «Пасхальная посылка солдату», проведённой по инициативе отдела по связям с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями местной епархии. Как сообщает вестник Петербургской епархии, среди подарков солдатам – православная литература, иконы, нательные кресты, предметы гигиены, продукты питания, а также сборная баня и навигационные приборы, Гуманитарный груз собран благотворителями – предприятиями, фирмами и частными жертвователями. Церемония отправки состоялась у здания петербургского ОМОНа на набережной канала Грибоедова. Клирик Покровского храма при петербургском Военном институте внутренних войск МВД России священник Дионисий Тарнаут отслужил молебен перед отправкой груза. Он же отправился с автоколонной к месту назначения, чтобы совершить церковные таинства и требы по просьбам военнослужащих. В предыдущие годы в ходе аналогичных акций около тысячи военных приняли крещение. «Вода живая» Святыня вернётся в Казанский собор 19 марта в Санкт-Петербурге в Государственном музее истории религии был отслужен молебен перед чудотворной Ченстоховской иконой Божией Матери. После чего к собравшимся обратился директор музея Борис Аракчеев: «Сегодняшний молебен – это исключительное событие, поскольку молебны должны проходить не в музее, а в храме. Со своей стороны мы не будем препятствовать возвращению Ченстоховской иконы Божией Матери в Казанский собор (конечно, при соблюдении определённых условий: должна быть обеспечена пожарная безопасность, охрана, гарантии сохранности иконы)». Это было ответом на обращение православной общественности Санкт-Петербурга и Москвы с просьбой предоставить Ченстоховскую икону Божией Матери, хранящуюся в музее, для молитвы 19 марта, в день её празднования, и до 4 апреля, то есть до Светлого Христова Воскресения. В обращении также выражалась надежда на скорое возвращение иконы Русской Православной Церкви. Напомним, что сама Ченстоховская икона Божией Матери (о ней мы подробно писали в № 406 газеты – Образ последних времён?), написанная евангелистом Лукой, в настоящее время находится в польском городе Ченстохова, в монастыре Ясная Гора. Она является одной из самых почитаемых святынь Польши и Центральной Европы. В 1813 году монастырь был взят русскими войсками в ходе наполеоновских войн, и тогда настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после революции попал в музей атеизма и религии. 19 марта, впервые после 1917 года, перед этим чудотворным списком было совершено богослужение. Обращение с просьбой вернуть святыню верующим подписали более 600 человек, в том числе всемирно известный кардиохирург Лео Бокерия, петербургский поэт Глеб Горбовский и другие. Министерство культуры не возражало. Теперь и директор музея заверил: «Я не буду чинить препятствия возвращению иконы». А несколько ранее, 9 марта, кафедральный храм Северной столицы обрёл ещё одну святыню – Святейший Патриарх подарил Казанскому собору современный список Нерукотворного образа Спасителя и передал копию Туринской плащаницы, которая, по преданию, была «свидетелем» Воскресения Иисуса Христа. Русская линия/«Вера» |