НАУКА И ХРИСТИАНСТВО


ЗАГАДКА ВОСКРЕСЕНИЯ

В Светлую Субботу Пасхальной недели, которая нынче совпадает с католической, впервые за десять лет в итальянском городе Турине на обозрение паломникам будет выставлена великая святыня – погребальный саван (плащаница) Иисуса Христа. Считается, что в момент воскресения Христа на нём отпечатался Его образ. По преданию, после воскресения Святая Плащаница хранилась у христиан, затем была привезена в Константинополь, где ей поклонялись как нерукотворному образу Господа.


Туринский собор

О византийской святыне сохранилось множество свидетельств, вот последние из них. Архиепископ Антоний Новгородский, совершивший паломничество в Константинополь в 1200 году, сообщал, что Святая Плащаница подвешена над алтарём Софийского собора между столпами кивория в качестве катапетасмы (завесы за царскими вратами). В 1201 году Николай Мазарит, спасший Святую Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии, написал о святыне: «Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и ещё благоухают помазанием». В 1204 году, когда во время VI крестового похода Константинополь был захвачен рыцарями, летописец этого похода Робер де Клари записал: «И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой плащаницей после разгрома и расхищения города». Позже Плащаница обнаружилась во Франции у рыцаря-тамплиера Жеффруа де Шарни, затем побывала в нескольких городах Европы, где не раз страдала от пожаров. С 1578 года Плащаница находится в Туринском соборе Иоанна Крестителя.

В 1898 году, когда появились первые фотоаппараты, Плащаницу сфотографировали. Во время проявки на негативе обнаружилось то, что раньше в «позитивном» изображении не было видно, – фотографически реальный лик человека. В новейшее время Туринскую плащаницу исследовали в 1968 году, признав её подлинной. Спустя десять лет Католическая Церковь разрешила повторное обследование международной группе учёных из 30 человек, которую возглавил американский физик Джон Джексон. В 1997 году Джексон снял точную копию с Плащаницы. Таких копий, перенесённых на ткань, сейчас в мире всего пять. Одну из них Джексон передал в Москву, в Сретенский монастырь, где под началом российского физика Александра Белякова создан центр изучения Туринской плащаницы.

В последний раз сама Плащаница выставлялась на обозрение в 2000 году, посмотреть на святыню успело более миллиона человек. В 2002-м её отреставрировали – с основного полотна были удалены 30 заплаток, а также так называемая голландская подкладка, к которой ткань Плащаницы была пришита в 1534 году после пожара. Реставраторам удалось очистить реликвию от загрязнений и остатков сгоревшей ткани, а удаление подкладки позволило им изучить и сфотографировать оборотную сторону полотна. Ныне Плащаница будет выставлена для поклонения с 10 апреля по 23 мая.

Так «совпало», что, когда уже было известно о решении открыть святыню для паломников, подлинность её в очередной раз попытались поставить под сомнение. В декабре 2009 года археолог Шимон Гибсон в древнем захоронении в Иерусалиме обнаружил части савана, которые были названы первой подобной находкой, относящейся к началу I века новой эры. Датировка была произведена с помощью радиоуглеродного анализа. Как оказалось, ткань савана была выткана методом простого двустороннего переплетения нитей, а не саржевого (диагонального), которое использовано в Туринской плащанице. На этом основании учёные утверждают, что Туринская плащаница была подделана в средние века. Наш корреспондент встретился с директором Российского центра Туринской плащаницы Александром БЕЛЯКОВЫМ и попросил прокомментировать это открытие.

Сплетение нитей

– Александр Васильевич, в СМИ пишут, что ткань средневековая, а не времени жизни Христа – анализы, мол, опровергают её подлинность. И вроде убедительно...


Александр Беляков

– Для кого убедительно? И что вы слышали про средневековую ткань?

– Что соткана диагонально. А в Иерусалиме так не ткали.

– В Иерусалиме – может быть. По всем признакам, она была соткана в Дамаске при жизни Христа.

– Но утверждают, что Иисуса должны были похоронить по местным обычаям и саван должен быть обычным для тех мест.

– Я вот что скажу: настоящие учёные так утверждать никак не могли. Да и сами подумайте... Вот вы знаете, как в Египте хоронили фараонов? Строили огромные пирамиды, мумифицировали. А теперь представьте: археолог находит захоронение обычного египтянина и обнаруживает, что там нет следов ни пирамиды, ни благовонных смол. И заявляет: а пирамиды-то поддельные, так в Египте не хоронили! Пример, может, несколько кощунственный, но понятный для нынешнего обывателя. Так вот, Иисуса хоронили не как обычного человека. Для учеников Он был Мессией, для толпы – новым царём Иудейским. Пророк Исайя так сказал о грядущем Мессии: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 9-10). Иосиф Аримафейский, хоронивший Иисуса, конечно, хорошо знал Писание и это пророчество и соблюл все почести, какие только мог. Для него это не составило большого труда – он ведь был весьма богатым человеком, принадлежал к самой верхушке знати, почему и смог встретиться с Пилатом и выпросить тело Иисуса. Так что тут всё с точностью до наоборот: если бы Туринская плащаница была сделана из обычной ткани, в каких погребали простых иудеев, то именно это обстоятельство у настоящего учёного вызвало бы удивление. Но Туринская плащаница свидетельствует: Иосиф Аримафейский не поскупился, использовал для савана ткань очень дорогую – типа дамасской, весьма толстую.

Если вам любопытно, загляните в книгу «Туринская плащаница на заре новой эры» – её Сретенский монастырь, при котором действует наш центр, издал уже в пятый раз. В книге рассказано, как в 1976 году ткань Плащаницы скрупулёзно изучал Раес. Он пришёл к выводу, что это старинное льняное полотно соткано способом, каким пряли в Месопотамии и Сирии. Образцы таких льняных тканей I века находили в Передней Азии и при раскопках погребений коптов в Египте.

Что касается версии, будто эту ткань сделали в Европе в средние века, то она опровергается хотя бы таким фактом. В Европе с 1200 года повсеместно использовалась колёсная прялка, а ткань Туринской плащаницы состоит из нитей, спрядённых вручную. Также установлено, что соткана она была на примитивном ткацком станке.

Кроме того, в ткани Туринской плащаницы нашли нити хлопка вида gossypium herbaceum, который произрастает в Сирии. В 1973 году исследователями были получены интересные результаты о наличии в ткани пыльцы растений, характерных только для Палестины, Турции (Византии) и Центральной Европы. То есть как раз тех стран, где, как предполагается, проходил исторический путь Плащаницы – от воскрешения Христа до тех событий, когда Плащаницу вывезли рыцари из Константинополя.

– А как вы прокомментируете такой эксперимент. В октябре прошлого года разошлась весть, будто итальянские учёные во главе с доцентом Луиджи Гарласкелл смогли реконструировать «средневековый способ создания изображения Плащаницы». Добровольца покрыли льняной тканью, которую натёрли пигментом с небольшим количеством кислоты, и слегка подогрели в печи. В результате получилось изображение человеческой фигуры, якобы схожее с тем, что имеется на Плащанице.

– Насколько знаю, один из этих экспериментаторов потом признался, что их исследование финансировала итальянская ассоциация атеистов и агностиков. Изображение у них получилось нечёткое, а феномен Плащаницы как раз состоит в том, что образ на ней и чёткий и полутоновый одновременно. Физически этот феномен необъясним, и его нельзя повторить обычными средствами.

– Но есть ведь простой способ: нарисовать это краской.

– Да, выдвигались бредовые идеи, будто Плащаницу нарисовал Леонардо да Винчи или ещё кто-то. Но все учёные знают, что в ткани её нет красящих веществ, не считая отдельных пятен крови группы АБ, которые, как установлено, появились на ткани до возникновения образа. Само же изображение вызвано химическим изменением молекул целлюлозы, из которой в основном состоит ткань Плащаницы. Эти изменения в структуре ткани произошли вследствие реакций дегидратации, окисления и разложения. Это неоспоримый факт.

– Но всё равно – постоянно же проводятся другие экспертизы, которые ставят под сомнение подлинность...

– Лично я этого не понимаю. Ну какие там экспертизы? Их просто нет. Было только одно прямое исследование Туринской плащаницы – в 1968 году. После этого в 1988 году Ватикан послал в Оксфорд, Цюрих и Аризону три кусочка ткани из отрезанного лоскута площадью семь квадратных сантиметров, чтобы специалисты провели радиоуглеродный анализ. И всё, других исследований не было. Все пользуются этими результатами.

– Может, уточняют?

– Ничего не уточняют. Они в своих лабораториях делают просто модельные исследования – на основании каких-то предположений. Точно так же и мы в своём центре изучаем модельные механизмы и пользуемся теми данными, которые были получены прежде. Никаких новых данных нет.

Например, в своё время я выдвинул гипотезу «огненного тела», отпечатавшегося на Плащанице. Мы её просто моделируем в компьютере. У нас есть фотография Плащаницы с очень большим разрешением, поэтому можем измерить изменения цвета, построить графики. Сама Плащаница для этого не нужна. Моделируя, мы говорим о гипотезах, КАК физически изображение могло возникнуть, а сам факт подлинности изображения нами даже не обсуждается.

Пределы физики

– Как получилось, что в России именно вы занялись изучением Туринской плащаницы?

– Произошло это почти случайно. Интерес к Плащанице у меня, как физика, был и прежде. Потом на одной научной конференции меня познакомили с доктором Джоном Джексоном – руководителем группы учёных, которые в 1978 году непосредственно исследовали Плащаницу в течение пяти суток, используя самые современные приборы. Этот учёный из города Колорадо-Спрингс уже много лет руководит Центром Туринской плащаницы в США. От него я получил все данные, какие он имел, и занялся продолжением исследований.

– Я читал, что в этих исследованиях задействованы серьёзные структуры, в том числе Институт криминалистики ФСБ. И такое совпадение: вы в прошлом участвовали в разработках боевых систем космического базирования. И Джон Джексон в годы холодной войны тоже участвовал в программе «звёздных войн».

– Да, когда мы познакомились и узнали, кто где работал, то очень удивились. Получается, что нас, бывших противников, сблизила христианская реликвия. А также то, что наши страны располагают приборами и технологиями, которые, возможно, помогут раскрыть тайну Плащаницы.

– Какие технологии? Военные?

– В том числе. Например, Джексон, будучи в прошлом и преподавателем Военно-воздушной академии США, и физиком-оптиком, успешно применил для своих опытов компьютерные программы, разработанные для армии. Такие программы анализируют аэрофотоснимки, полученные с самолётов-разведчиков, и восстанавливают по ним трёхмерные формы наземных объектов. Работая с моделью Плащаницы, он экспериментально измерил на добровольцах расстояние между Плащаницей и человеческим телом, а полученные данные сравнил с фотографиями Туринской плащаницы. В результате обнаружил, что интенсивность цвета на Плащанице находится в простой функциональной зависимости от расстояния между ней и поверхностью тела. Зная эту зависимость, Джексону удалось по Плащанице восстановить трёхмерную форму человеческого тела.

– К нашим технологиям он тоже обращался?

– Ещё в начале 90-х Джексон делал заказ для лаборатории по исследованию биополимеров в Москве, ею тогда руководил Дмитрий Кузнецов. Заказ касался радиоуглеродного анализа.

– Насколько знаю, с этим анализом не всё ладно. Вы упоминали, что в 1988 году Ватикан предоставил трём лабораториям кусочки Плащаницы для датировки. Их анализ показал, что лён, из которого соткана Плащаница, принадлежит XIV веку.

– Тут не всё однозначно. Год назад по каналу «Дискавери» была показана видеозапись, снятая ещё в 2005 году, в которой один из участников тех экспертиз, химик Рэй Роджерс, отказался от прежних результатов. Запись была сделана незадолго до его смерти. Он сказал, что проверил другой кусок ткани, взятый от Плащаницы в 1978 году, и нашёл в нём хлопок. Волокна были с любовью – аккуратно и прочно – приклеены к ткани. Химик увидел, что материал восстанавливали после частичного разрушения. «Надо признать, что мы не учитывали, что современная Туринская плащаница состоит из разных материалов, относящихся к разным эпохам, – сказал Роджерс. – Наши исследования были неточными, и результаты радиоуглеродного анализа можно считать ложными».

Действительно, на Плащанице – три десятка заплаток, поставленных как раз во времена средневековья. Не оттуда ли брался кусочек для анализа? Кроме того, сама ткань время от времени подвергалась искусственной обработке. Директор Института криминалистики ФСБ Анатолий Фесенко предполагает, что после пожаров в средние века Плащаницу реставрировали, очищали, а ведь в моющие средства тогда входило растительное масло. Со временем оно полимеризовалось, и его плёнка так и осталась на Плащанице – в том числе она была и на тех кусочках, которые подвергались радиоуглеродному анализу.

Возможны и другие факторы. Например, выдвигалась гипотеза, что изотопный состав углерода в ткани Плащаницы изменился в результате ядерных реакций, вызванных жёстким излучением неизвестной природы. Впрочем, правдоподобней было другое предположение: углерод в Плащанице «помолодел» на 15 веков за счёт химического присоединения к молекулам целлюлозы более «молодого» углерода из атмосферы. Это могло произойти в 1532 году во время пожара в соборе французского города Шамбэри. Серебряный ковчег, где Плащаница хранилась, из-за жара расплавился, помещение храма было сильно задымлено – и это продолжалось несколько часов. Джексон и обратился в лабораторию Кузнецова, чтобы выяснить, мог ли углерод так измениться.

– И каков был результат?

– В 1993–1994 годах в московской лаборатории полимеров эти исследования были проведены. Они показали, что целлюлоза в условиях пожара 1532 года действительно химически могла присоединить углерод из атмосферы. Это открытие разнеслось по всему миру. Однако вскоре опыты показали, что величина присоединяемого углерода составляет всего 10-20% от того количества, которое могло бы изменить датировку на I век.

– Может, верна гипотеза жёсткого излучения?

– Я бы не стал гадать. На самом деле существует другая загадка, которая перекрывает вот эту, с радиоуглеродной датировкой. Если мы её разгадаем, то, думаю, разъяснится и нестыковка в химическом составе.

«Огненное тело»

– О какой загадке вы говорите?


На лике, отпечатанном на Плащанице, видны следы побоев и отёки, один из которых почти деформировал правый глаз – он как бы перерезан глубокой вертикальной раной. Разные исследователи обнаружили «порванное правое веко и большое вздутие, находящееся ниже правого глаза...» При ближайшем рассмотрении мы видим на правой щеке длинный кровоподтёк.

– Главная, самая интригующая проблема – это механизм возникновения образа на Плащанице. Я уже упоминал, что образ на ней и чёткий и полутоновой одновременно – и это необъяснимо.

Доктор Джексон пытался воспроизвести этот феномен. Он брал скульптуру, обмазывал её фосфором, обворачивал фотоплёнкой и погружал в полупрозрачную жидкость, чтобы смоделировать процесс излучения-поглощения, – и смотрел, какие образы отпечатываются. Проблема была не в том, чтобы образ возник, а в том, чтобы он обладал теми же математическими характеристиками, которые мы наблюдаем на Плащанице. А характеристики там взаимно противоположны. С одной стороны, мы наблюдаем непрерывное изменение цвета ткани в зависимости от расстояния до тела – и это могло быть результатом излучения или диффузии. А с другой – там изображение очень точное, не рассеянное. Например, губы очень чётко различимы, они не сливаются. Такая чёткость противоречит диффузии, она могла возникнуть лишь при непосредственном контакте с тканью. Совместить эти два механизма естественным путём невозможно – физический процесс не создаёт одновременно и то и другое. Или мы получаем точное изображение – но чёрно-белое. Или с плавным изменением цвета – но размытое.

Так вот, когда Джексон снимал фотоплёнку со своих гипсовых голов, он видел только размытое изображение. Например, губы на фото сливались в одно целое.

– И как это объясняется?

– Я предложил свою гипотезу. Дело в том, что Джексон измерял расстояние непосредственно от поверхности тела до ткани и полагал, что неведомые лучи, излучаемые кожей, шли в разные стороны с одинаковой силой. Попытавшись повторить это, он и получил размытый образ. Я же предположил, что излучение шло не с поверхности, а прямо изнутри тела, теряя в тканях часть энергии. Поэтому на выходе лучи получались анизотропными, каждый стремился в своём направлении перпендикулярно поверхности тела и выжигал образ подобно тонким лазерным лучам. Математически подтвердить это не получилось, но позволило прийти к одной теории.

Эту свою теорию я докладывал в Турине в 1998 году на симпозиуме, посвящённом 100-летию начала научного исследования Плащаницы. Коллеги назвали её гипотезой «огненного тела» и признали, что она пока единственная объясняет феномен.

Заключается теория в следующем. В момент воскресения Иисуса Его тело было наполнено какой-то неведомой нам «неподвижной» энергией и плотность энергии падала по мере отстояния от тела. Эту зависимость мы можем вычислить, отобразить на графике и с помощью графика далее можем посмотреть, какие черты на ткани могли возникнуть. Так вот, график даёт именно те черты, какие мы видим на Плащанице. А если бы это была обычная «подвижная» энергия, проявившаяся в излучении или диффузии, то такого образа бы не получилось.

– Такой «остановившейся» энергии в природе не существует?

– Её можно сравнить с плазмой, но это было бы неточно. Под описание «огненного тела» подходит лишь то, что написано в Библии. Когда Бог явился Моисею на горе Синай, Моисей увидел горящий, но не сгорающий куст терновника. Можно также вспомнить, что когда Илия возносился на небо, Моисей увидел как бы огненную колесницу, которая подхватила Илию и понесла его.

– Если ваша теория подтвердится, то проблема с датировкой сама собой отпадёт?

– Да, некоторые мои коллеги предположили, что «огненное тело» воздействовало на ядерный состав ткани – и поэтому содержание изотопа углерода С-14 аномально высоко для полотна I века. Но так ли это важно? Сам факт «божественной энергии» будет свидетельствовать в пользу подлинности Плащаницы.

Понимая, какой процесс за этим стоит, мы отчасти сможем представить, что же там было на самом деле. Ведь Плащаница, запечатанная в пещере вместе с телом Христа, была единственным свидетелем Его воскресения – только она это видела. И сможет рассказать нам.

Пятое Евангелие?

– Вы к православной вере пришли через науку?

– Можно и так сказать. Сначала как бы научным путём открыл для себя, что материализм в атеистической трактовке – это ложь. Потом осознал, что есть Бог. Затем обнаружил, что есть Христос. И только потом нашёл Его Церковь. Вот такой был долгий путь.

– В Турине вы, наверное, не раз своими глазами видели Плащаницу?

– Да, во время научных конференций.

– Я читал, что местные жители верят, будто Турин окружают тёмные силы. Мол, силы зла пытаются охватить святое место.

– Признаться, не слышал. Хотя говорили о том, что кто-то пытался сжечь Плащаницу. Накануне последней демонстрации Плащаницы в 2000 году в соборе случился страшный пожар. Помещение, где Плащаница хранилась, выгорело полностью. Святыню спас пожарный, который обычной кувалдой смог разбить пуленепробиваемое стекло, – сам он говорил, что вдруг почувствовал небывалую силу. Опоздай он на минуту – и мы бы лишились Плащаницы. Как возник пожар, до сих пор неясно. Самовозгоранием, скажем проводки, его трудно объяснить, поскольку накануне симпозиума проводилась реставрация собора и всё было под тщательным контролем.

– Что для вас значит Туринская плащаница и что она даёт всем нам, православным?

– Во-первых, если подтвердится её подлинность, она станет Пятым Евангелием – ещё одним историческим повествованием о страдании и воскрешении Иисуса Христа. В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до Своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит» нам, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели металлические шипы. Ударов, как видно, было не менее сорока, и они покрывали всю спину, грудь и ноги. В Евангелиях говорится о том, что палачи в насмешку возложили терновый венец на голову Иисуса Христа. От Плащаницы мы узнаём, что это был не только способ уничижения, но и продолжение пыток. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове и кровь обильно струилась по волосам и лицу Иисуса Христа. Исследуя Плащаницу, можно увидеть Страсти Христовы – избиение в темнице, несение Им креста, Его падение под ношей от изнеможения.

Во-вторых, нам многое откроется в истории иконографии. Может так оказаться, что Святая Плащаница и есть тот Нерукотворный Спас, обретя который, в Византии стали изображать Христа таким, каким мы видим Его на нынешних иконах. До этого ведь Христа изображали символически – круглолицым и безбородым. Царьградский писарь оставил свидетельство, как в 944 году император Константин, в узком кругу, при свечах разглядывал развёрнутый образ Спаса Нерукотворного, доставленный из Эдессы. Главной неожиданностью для него было то, что образ оказался монохромным, а не цветным, как он предполагал. Изображение оказалось довольно нечётким, так что некоторые вообще не могли ничего увидеть. Однако, отойдя на несколько шагов от Спаса, можно было различить лик Спасителя. На Руси его называли Убрусом, то есть «платком». Но это было большое полотно, не случайно греки называли его tetradiplon – то есть «сложенным четыре раза». Архидиакон храма Святой Софии Георгий в своих воспоминаниях свидетельствует, что на Нерукотворном Спасе имелись следы от крови и от раны в боку Спасителя. Разве не напоминает это Плащаницу?

В начале иконоборческого периода (около 726 г.) Плащаница была увезена в Эдессу. Византийская миниатюра XIII века изображает возвращение Святой Плащаницы в Константинополь (примерно в 944 году). Плащаница представлена здесь в виде длинного полотна, на котором художник специально выделил лик Христа. К нему прикладывается император. Современный итальянский исследователь Джованни Новелли отмечает: «Противореча легенде об Акбаре, эдесском царе, в которой “Мандил” (то есть Плащаница) имеет размеры маленькой салфетки, изображение из манускрипта представляет его во всю длину, придавая ему вид Плащаницы». На самом деле никакого противоречия здесь нет. Четырёхметровую Плащаницу хранили, скорее всего, в свернутом виде так, чтобы снаружи, на поверхности, был виден лишь лик Христа. Поэтому некоторые авторы ошибочно считали, будто Плащаница имеет вид «маленькой салфетки».

О том, что Святая Плащаница хранилась христианами, мы знаем из апокрифов II века – из «Евангелия от Евреев» и «Тайны деяний Спасителя», а также из повествования IV века о святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии. И разве не удивительно, что она сохранилась до наших дней?

В-третьих, мы просто удовлетворим человеческое любопытство, что, думаю, извинительно. Ведь и уже упоминавшийся архидиакон Григорий пытался понять природу изображения. Он тогда предположил, что нерукотворный образ возник «из-за испарины смерти на лице Спасителя».

– А лично вам что открывает Плащаница?

– Знаете, впервые о ней я узнал в глухие советские годы. И это так изумило – что существует «фотография» Иисуса Христа. И уже тогда я подумал: если это правда, то в этом глубочайший смысл. Такой образ Христа не мог случайно появиться и сохраниться на протяжении двух тысяч лет.

– Наверное, он появился, чтобы открыть глаза неверующим?

– Нет, дело не в этом! Когда я вовлёкся в эти исследования, то понял: Плащаница явлена не для неверующих, а именно для верующих. Это образ того воскресения, который мы все, христиане, ожидаем и для себя. Это не только событие «альфа», с которого началось христианство, но и «омега» – наше будущее. Если Лазарь был воскрешён Иисусом – то он воскрес для этой жизни. А то воскресение – оно будет в новой природе, в новом теле, это будет обожение по плоти. И вот нам дан зримый образ... Представляете, какая ценность это для нас, как важно сохранить и понять его!

Это то событие, о котором сказал Иисус Христос, когда объяснял цель Своего пришествия: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12, 49-50). Если вы посмотрите комментарии на это место в Евангелии, то увидите разнобой. Потому что нельзя эти две фразы одновременно соединить, как несоединимы огонь и вода. Если Он говорит о Своей земной смерти, то как этого можно желать? Если Он говорит о крещении Иоанна, то это уже было, а речь-то о будущем времени. Непонятно. Если Он говорит об огне как ревности христианской, то почему это относится к Нему Самому? Но если мы увидим в словах Господа огонь Воскресения, в котором рождается новая природа и совершается обожение, тогда всё становится на свои места.

Поэтому наши научные изыскания – не просто дань любопытству. Работа нашего центра благословлена Святейшим Патриархом, и надеюсь, что завершится она во славу Божию, во славу Его Светлого Воскресения.

Беседовал Михаил СИЗОВ




назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга