ЖИВОЕ СЛОВО БРОСАТЬ ЛИ ЖРЕБИЙ?
Иеромонах Гавриил (Богданов) (Новая Земля, Земля Франца-Иосифа): – Признаюсь, мне самому метать жребий не приходилось. И когда прихожане спрашивают меня, допустимо ли это, стараюсь всё же нацелить их на молитву. Как научила меня одна старица, в случае затруднения можно попросить: «Помоги, Господи, волю Божию исполнить!» То есть дай мужества, помоги, укрепи, наставь и открой мне, что делать, если я буду к этому готов. Практика показывает, что такое вопрошание обычно не остаётся без ответа. Господь меняет обстоятельства, или открываются дополнительные детали, которые помогают понять, как тебе поступить. Но если этого не происходит, то, как советуют святые отцы, можно, например, трижды прочитав канон Богородице, исполнить то, что Господь первым положит на сердце. Только всё это на крайний случай. Скажем, у нас на архипелаге некоторые прихожане живут за сотни, тысячи километров от духовника. А если говорить о материке, там обычно нетрудно доехать до духовного отца или обратиться к мирянину, имеющему дар рассуждения. Сам я, когда оказываюсь на Большой земле, просто испрашиваю совета у старцев. Это что касается исполнения пастырских обязанностей или, скажем, своего внутреннего устроения. Но если речь идёт о внешних сложностях, то, что Господь посылает, то и хорошо. Протоиерей Виталий Размыслов (г. Сыктывкар): – В Ветхом Завете, конечно, встречается такое – метание жребия. И я слышал, что некоторые православные священники таким образом ищут ответы. Но думаю, что в современном состоянии человеку лучше этого не делать. Господь ответит и без метания жребия, нужно только проявить смирение. Мы очень нетерпеливы и пытаемся поторопить Господа, но, когда возникают трудности, лучше посоветоваться с духовником. Он попытается понять, как нам поступить, руководствуясь не только нашей выгодой, земными установками. Постарается исследовать положение человека. Нужно ли ему решиться на покупку того или иного жилья? На этот счёт возникает немало сомнений. Ещё более распространённый вопрос: ложиться ли на операцию? Сам я руководствуюсь советом святого Василия Великого не избегать врачей. Полагаюсь на волю Божию, на то, что медики поставлены Самим Господом, Он даёт им образование, талант. Не всегда результат лечения был положительным, но я оставался при мнении, что поступил правильно. Если Господь считает необходимым послать скорби, нужно их перенести. Какие вопросы мне обычно задают? Подходит женщина, говорит, что у неё плод остановился в развитии, замер, сердцебиения не слышно. Что делать? Жребий бросать? С одной стороны, аборт – смертный грех, с другой – врачи твёрдо уверены, что это единственный выход. Значит, нужно послушать врачей. Очень часто люди сомневаются, отправляться ли в паломничество. Им предлагают путёвки, но на Святой Земле стреляют, в Москве взрывы – и начинаются гадания. Конечно, желательно испросить благословения у священника, но даже если не получится это сделать, сам факт, что тебе предложили поехать поклониться святыням, – дар Божий. Нельзя им пренебрегать, не нужно бояться, Господь сохранит. Другое дело, если предлагают отправиться повеселиться или, скажем, приглашают на «Поле чудес»... Метание жребия допустимо лишь в каких-то крайних обстоятельствах, после соборной молитвы, как это было, например, при избрании Патриарха Тихона. Три кандидата, предложенных Собором, были достойнейшими людьми, так что не было уверенности, кого предпочесть. И множество православных христиан, в том числе духовно опытные, ответственные люди, вместе молились, чтобы Господь через жребий Сам выбрал Предстоятеля. Они имели полную решимость принять Его волю, какой бы она ни была. И совсем другое дело, когда человек мечет жребий по любому поводу – у него это входит в привычку, превращается в банальное гадание. Это уже грех, и диавол непременно воспользуется подобной хулой на Духа, сделав человека своей игрушкой. Ведь гадающий в этом случае не ищет воли Божией, а вымогает у Него согласие, точнее, пытается обыграть, как это происходит на «Поле чудес». У человека слабого, грешного метание жребия может стать чем-то вроде игры в рулетку. Протоиерей Сергий Гомаюнов (г. Вятка): – Я считаю, что метание жребия, гадание по Библии, когда человек пытается произвольно истолковать текст Священного Писания, неуместны, если речь идёт о твоей судьбе. С Господом такие отношения недопустимы. Его воля закрыта от нас, она не имеет ничего общего с нашими представлениями, логикой. Вспоминаю эпизод из Евангелия, где Христос говорит открыто, что ждёт Его в Иерусалиме. Смерть! И тогда апостол Пётр предлагает: если всё известно, зачем идти. Что же отвечает ему Господь? Он говорит: «Отойди от меня, сатана». Пётр, исходя из человеческого разумения, хочет как лучше, но это «лучше» не имеет ничего общего с волей Творца. И представьте, что он предлагает в этой ситуации метнуть жребий. Это было бы недостойно и лукаво. Почему воля любящего Господа обычно сокрыта от нас? Не потому, разумеется, что Он с нами в прятки играет. Просто, как правило, мы не готовы Его волю принять. И нам даётся время, посылаются испытания, чтобы приблизиться к пониманию того, что Бог мыслит о нас, как поступить. Это далеко не всегда плохо – когда мы пребываем в недоумении, не понимаем, что делать. Злодею всё понятно, он решителен, лишён сомнений. Но человек не совсем пропащий колеблется, не знает, как поступить. Это располагает его к тому, чтобы просить у Господа вразумления, духовного зрения. Подменить этот труд метанием жребия – невозможно. Как невозможно подменить постоянное обращение к Евангелию гаданием по Библии. Священное Писание нужно открывать не произвольно, в случае крайней нужды, а каждый день умудряться, читая его. Ум святого плавает в Писании, напитан им, к этому и мы все должны идти. В Евангелии содержатся все ответы, просто мы не умеем видеть их. Был случай, когда человек подошёл к духовно опытному пастырю с вопросом: «Открой мне волю Божию, как поступить?» Батюшка улыбнулся: «Ишь, чего хочешь? Читай Евангелие, поймёшь». Как поступать в случае затруднения? Идти на ощупь, не торопясь, не проявляя нетерпения, стараясь расслышать голос совести, не забыть о заповедях, молиться, принимать Святые Дары. Потом, оглядываясь назад, понимаешь: всё произошло, как должно, наилучшим образом, Господь тебя будто по лезвию ножа провёл. Доверие нужно иметь. Ведь мы за Господа решаем, как нам быть, а потом ропщем на Него. Человек приходит, просит: благословите поступить так-то и так-то. Убеждаешь его, что это не дело, а потом узнаёшь, что он к другому священнику обратился и к третьему. И будет ходить по храмам, пока не услышит, что хочет. Разве у такого откроются глаза? Он держит их закрытыми, чтобы впотьмах творить свою волю, и не ведает, что купается в свете. В критических ситуациях, когда ответ требуется немедленно и никто не подскажет, что делать, спроси себя – как Господь повёл бы Себя на твоём месте, на что бы Он тебя благословил. Недавно смотрел фильм о воине-мученике полковнике Константине Васильеве. Он погиб, пытаясь освободить заложников в «Норд-осте», предложил себя взамен. В нескольких десятках метров от него бандиты размозжили голову девушке-почтальону Ольге Романовой. Узнав о том, что происходит в «Норд-осте», она, как и Васильев, бросилась на помощь. Оба были православными христианами. Они не думали, что их жизнь закончится подобным образом. Но евангельское сознание таково, что человек задолго готовится к подвигу, сам того не ведая. А в нужный момент приходит единственно верное решение. | |