ДЕНЬ ЗА ДНЁМ Дети Севера рассказали о Севере С 1-го по 3 мая 2010 года в Архангельске проходили II Северные детские чтения. В этой необычной конференции приняли участие дети из Архангельска, Северодвинска, Суры, Онеги. Возраст участников – от 2 класса начальной школы до 4 курса университета. В первый день прозвучали доклады по краеведению и истории (о монастырях и храмах Архангельской епархии, о святых покровителях северной земли), о православных людях Архангельска, о народных промыслах и ремёслах. Дети, по отзывам организаторов чтений, ответственно отнеслись к подбору и изложению материала, предоставили множество интересных фактов и сведений. По итогам чтений планируется выпуск сборника докладов – средства на него собирались самими участниками: во время чтений тремя воскресными школами города Архангельска была проведена благотворительная ярмарка. Второй день совпал с важным для епархии событием: в Архангельск прибыли частицы мощей Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, и святителя Амвросия, епископа Медиоланского. В дар городу мореходов их привёз из Италии архиепископ Антонио Меннини. Дети вместе с православными горожанами участвовали в крестном ходе к строящемуся кафедральному собору, близ которого в часовне святыню и поместили. В тот же день состоялся «круглый стол» для педагогов и родителей. Там прозвучали доклады о проведении эксперимента в общеобразовательной школе с введением этнокультурного (русского православного) компонента, о Всероссийской олимпиаде по ОПК, об участии детей в благотворительности и др. А в третий день участники чтений традиционно отправились в паломническую поездку в Антониево-Сийский монастырь. Пресс-служба Архангельской епархии В память о святителе Стефане 8-9 мая состоялся XVI Стефановский крестный ход из Сыктывкара в село Ыб. К радости крестоходцев, погода выдалась солнечной, по-летнему тёплой. Может быть, поэтому в него отправились молодые семьи со своими маленькими детьми. Грудничков многие папы и мамы везли на колясках. В дальнее двухдневное путешествие (около 60 км) собрались и инвалиды-колясочники, что особо поддерживало пожилых старушек, боящихся за свои силы. Везде по пути крестоходников встречали очень тепло. Надолго остановились в Вильгорте, где накануне, в праздник Иверской Божьей Матери, был освящён Иверский храм, переоборудованный из помещения аптеки. Как заметил настоятель храма о. Дмитрий Хрусталёв, «лечебница телес стала лечебницей душ». Ночевали в Пажге, где можно было исповедоваться и причаститься в местном храме. На следующий день в Ибе крестный ход встречали владыка Питирим, настоятель Свято-Вознесенского храма о. Георгий Модянов и монахини Серафимовского женского монастыря. Около храма епископ Питирим освятил большой Поклонный крест, который планируется установить на церковном кладбище в память о репрессированных местных священнослужителях. Протоиерей Иоанн Головков был расстрелян коммунистами прямо в алтаре. Отец Георгий Модянов подал документы на канонизацию этого новомученика. Далее ход проследовал в Серафимовский монастырь, где после молебна всех прошедших трудный путь ждала вкусная трапеза, а потом и возможность окунуться в многочисленных святых источниках Иба. Те, кто не смог участвовать в ходе, может увидеть видеофильм о нём на епархиальном сайте www.syktyvkar.eparchia.ru. Соб. инф. Как Фатима стала правозащитницей Семь лет назад мы рассказывали о мусульманской общине в Петрозаводске («...Придёт время – и рванёт», «Вера», № 452), которая с необычной активностью включилась в общественную жизнь не только Карелии, но и всей России – самые жёсткие заявления мусульман по разным поводом исходили как раз из Петрозаводска, подписанные «ДУМ РК» (Духовное управление мусульман Республики Карелии). Основателем этой общины считается Висама Али Бардвил, единственный в России муфтий арабского происхождения. На самом же деле у истоков карельского муфтията стояла Виктория (Фатима) Вебер, русская немка. Приняв ислам, она вышла замуж за студента-палестинца Висама Бардвил, поддержала идею создания карельского ДУМа, была его секретарём и начальницей информационного отдела, большая часть работы была на её плечах, поскольку Висама плохо владел русским языком. Фатима охотно рассказывала в прессе (в том числе в редактируемой ею газете «Прямой путь») о том, как счастлива она сама и другие русские девушки, принявшие ислам и вышедшие замуж за мусульман. Но всё изменилось в одночасье. 27 мая в Петрозаводске суд будет рассматривать иск Виктории Вебер, которая требует привлечь Висаму к уголовной ответственности за оскорбления. Как рассказывает газета «Известия», счастье закончилось в 2008 году, когда Фатима получила от мужа эсэмэску: «Я даю тебе талак». По-мусульмански «талак» – это развод. По утверждению Виктории-Фатимы, «теперь у него молодая жена». 40-летняя женщина осталась одна с пятью детьми, без профессии. «Он не дал мне университет окончить, хотя я тогда училась на 4-м курсе, – рассказывает Виктория. – Он просто закрывал дверь на ключ и говорил: “Или ты не будешь в университет ходить, или уходи из дома навсегда”». Помогать кормить детей, как утверждает Вебер, муфтий не желает. Передавал 2-3 тысячи рублей в месяц. В 2009 году она обратилась в суд с иском о взыскании алиментов. Мужчины-единоверцы, как говорит Виктория-Фатима, после такой дерзости от неё отвернулись. По решению суда она стала получать алименты, сначала 15 тыс. рублей, а потом всего 3 750 рублей на пятерых детей. Чтобы как-то выжить, Вебер год работала таксистом, а сейчас трудится инструктором в автошколе с зарплатой около 15 тыс. рублей. Желая добиться правды, женщина записала на магнитофон, как бывший муж её оскорблял. Правозащитники выложили запись в Интернет, где мужской голос произносит выражения вроде «кяфирка» и пожелания «сдохнуть». Эту же запись Виктория-Фатима хочет предоставить суду. Общественную деятельность Виктория не бросила – создала правозащитную организацию «Амаль» («Надежда»), которая ставит целью борьбу за права женщин. Обвинения же мусульман в вероотступничестве отрицает: «Вера в моём сердце. Но замуж за мусульманина больше выходить не хочу. Говорят, мужчины с Востока детей своих не бросают – но это сказки». «Известия»/«Вера» Второе чудо На Спасской и Никольской башнях Московского Кремля обнаружены древние надвратные иконы, которые были замурованы в советские годы и считались утраченными. Радостная и удивительная находка. На Спасской башне – это образ Спасителя с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Икона написана в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея в 1521 году. На Никольской башне – образ святителя Николы Можайского, он датирован концом XV – началом XVI века. Ещё в 2007 году Фонд Андрея Первозванного выступил за восстановление святых образов над въездами в Кремль, поскольку белые заштукатуренные квадраты на их месте выглядели диковато. Проект был поддержан руководством страны. Когда реставраторы в апреле нынешнего года стали снимать слои штукатурки, то обнаружили металлическую сетку с воздушным зазором, все эти десятилетия предохранявшим иконы от разрушения. Кто в богоборческие времена так профессионально и с любовью сделал этот ковчег? Узнать это надеются в архивах. Комендант Московского Кремля Сергей Хлебников назвал обнаружение икон на кремлёвских башнях «событием огромной нравственной силы». В старину, проходя под ними в цитадель русского государства, любой человек – будь то крестьянин или царь – должны были снимать шапку и креститься. Тем самым Кремль символизировал крепость Святой Руси. Во время боёв в октябре 1917 года надвратный образ Николы был изрешечён пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. Фотография сохранившегося лика (вверху) была передана Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку, а затем увезена за рубеж. Не так давно её передали в Фонд Андрея Первозванного. Собственно, после этого и стали думать о восстановлении надвратных икон. И никто не ожидал, что чудо повторится – иконы оказались в полной сохранности. До конца раскрыть образа реставраторы собираются к августу. Интерфакс/«Вера» |