ВЕРТОГРАД


«ДЫМ КАЖДЕНИЯ ТЕБЕ ПРИНОСИМ...»

Игумен Силуан (Туманов) (Саранская и Мордовская епархия)

«Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить! – взволнованно жалуется женщина лет тридцати. – Как до меня кадильный дым доходит – сразу плохо становится!»

Присутствующие при разговоре сочувственно кивают, и лишь одна торжественно произносит с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!» Конечно, в Церкви хорошо известны случаи одержимости человека бесами, но, может быть, иногда причина плохого самочувствия человека в храме кроется в чём-то другом? Например, это может быть простая реакция непривыкшего организма на духоту и тяжёлый запах в храме…

* * *

Воскурение ладана, фимиама – это древнейшая форма жертвы Богу. Ещё задолго до формирования ветхозаветной обрядности практически все развитые культуры древнего мира использовали каждение благовонными смолами и смесями этих смол с благоуханными травами и ветвями особых деревьев как мирную жертву Богу, попытку снискать Его милосердие.

Благовония помещались на раскалённых углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слёзы, мольбы и благодарность Богу.

Как наиболее простая и естественная форма жертвы, каждение органично вошло и в новозаветное богослужение. Помимо известных целебных свойств ладана, а также использования его на Востоке для приветствия гостей, воскурение ладана имеет и глубокое символическое значение. Причём это не только символ сладости рая и символ ответа Бога на наши немощные молитвы.

«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа» – так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции, священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдёт на вас и сила Вышняго осенит вас», а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни)». Здесь мы видим, сколь важное значение придаёт Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Для нас дороги те символы и действия, которые напоминают нам о постоянном и незримом присутствии Бога в нашей жизни. В храме нет ничего несущественного – только самое важное и необходимое для преображения души вносится в православный храм, совершается и произносится в нём. Поэтому для христианина естественно для богослужения использовать самое лучшее из того, что выработало человечество. В том числе лучшие виды архитектуры, музыки, тканей, металлов, благовоний. Естественно, что и для древнего обряда каждения, то есть возжжения благовонной смолы в знак жертвы и поклонения Богу, используются по возможности лучшие материалы. Но что значит «по возможности» и как определить, какие сорта ладана «лучшие»?

Ведь подобно тому, как бывают подделки в живописи и музыке, так бывают и недобросовестно сделанные сорта ладана. Например, во многие церковные анекдоты вошло низкое качество современного обиходного ладана, приготовленного из канифоли с добавлением неестественно резко пахнущих ароматов и прозванного неизвестными церковными остряками так: «смерть мухам и всем старухам». Действительно, при использовании этого ладана недолгое первоначальное благоухание сменяется едким и раздражающим слизистую оболочку носа и гортани зловонием, гарью, сопровождающейся сильным дымовыделением. У певцов «перехватывает горло», люди мучаются, вынужденно вдыхая сомнительное «благоухание».

Хотя и это ещё не самое страшное. Один мой знакомый архимандрит рассказывал о первых годах своего священнослужения и среди прочего поведал о том, как на первом его приходе, в начале девяностых годов, предшествующий ему священник, экономя на ладане церковные деньги, «кадил»… мелко нарезанными огарками парафиновых свечек! Надо ли говорить, что от такого зловония даже в том большом сельском храме люди задыхались, а молодёжь в церковь даже и заглянуть боялась? Может, низкие сорта ладана и «каждение» тем, что не должно идти в жертву Богу, и препятствует людям спокойно молиться, вызывают у них головокружение и тошноту, вместе с гарью от дешёвых свечек и плохого лампадного масла «выгоняет» их из храма?

Конечно, слава Богу, что у прихода сейчас есть возможность получить и такой ладан. Ведь каждение в православном храме совершается постоянно, несколько раз за богослужением, особенно в пасхальные дни, и очень трудно обеспечить все многочисленные приходы Русской Православной Церкви достаточным количеством ладана. Но в наши дни есть выбор, и священник, а то и благочестивый прихожанин, желающий сделать пожертвование для своего монастыря или приходского храма, вполне может позволить себе поискать что-нибудь получше.

Самый простой и естественный выход из положения – пойти в хвойный лес и набрать смолы. Еловой, сосновой, кедровой. Но тут есть загвоздка. Необходимо убрать из неё скипидар, придающий неприятный призвук в запахе при каждении. Поэтому приходится смолу либо несколько лет выдерживать, ожидая пока выветрится скипидар, либо варить, очищать от примесей. Но это надо уметь делать. Если смолу переварить, то она при этом теряет значительную часть своего первоначального приятного запаха и становится близкой по аромату к канифоли. Кто занимался паянием, тот представляет, как пахнет горящая канифоль. Вряд ли можно назвать этот аромат лучшим из запахов, предлагаемых в жертву Богу.

Желая улучшить аромат смолы, русские люди с древности стали примешивать к ней благовонные травы и другие ароматы (ладан с анисовым ароматом нашли при раскопках Десятинной церкви в Киеве). А это уже требует сложного технологического процесса и известного искусства – если просто накидать лепестки розы в сосновую смолу, благоухания при каждении не получишь.

До революции в России ладан варить умели, сказывался многовековой опыт. На некоторых приходах сохранились ещё в коллекциях священников эти удивительные образцы дореволюционного искусства ладановарения. Красивые, крупные слитки от тёмно-коричневого и охристого до зеленоватого и сиреневого, они удивляют своим благоуханием, передающим свежую сладость русского леса, сада, мёда, разнотравья. При этом они совсем не похожи ни на духи, ни на иную светскую парфюмерию, а лишь напоминают о неземной сладости рая…

К сожалению, Русская Церковь, пройдя через годы безбожной власти, утеряла многие уникальные технологии и рецепты изготовления качественного ладана из натуральных русских компонентов.

До 70-х годов в патриарших мастерских ещё изготовляли вполне приличный русский ладан, но впоследствии и он сильно изменился в худшую сторону. Рецептура софринскими мастерами часто меняется, даже стали делать довольно неплохое подобие греческого ладана из малазийских благовоний и смол (сорта «Патриарший», «Архиерейский»), но ни старинного, ни афонского (о нём ниже) качества пока им достигнуть не удаётся.

Попытки сварить хороший ладан, однако, предпринимаются и по сей день умельцами в монастырях на Урале и в некоторых других местах. Очень хороший ладан афонского типа делают в мордовском Санаксарском монастыре и в Рязанском скиту Данилова монастыря г. Москвы. А один знакомый иеродиакон рассказывал мне об удивительно красивом на вид и благоуханном сиреневом ладане, который варят до сего времени рижские старообрядцы из хвойной смолы и трав. Но в продаже он не появляется – староверы ведут довольно замкнутый образ жизни. Мне самому доводилось в середине 80-х годов приобрести замечательный ярко-жёлтый ладан с приятным травянисто-розовым ароматом в киевском Покровском женском монастыре, но неизвестно, готовится ли он там до сих пор.

Теперь, думаю, понятно, что самому священнику заниматься этим процессом на обычном русском приходе, где батюшка еле успевает справляться с прямыми своими обязанностями, крайне затруднительно. Вот и получается, что желание найти хороший ладан для своего храма «гонит» нас из леса и сада в церковный магазин.

* * *

Церковные магазины – явление довольно позднее. В православном Средиземноморье необходимости в церковных лавках и магазинах практически не было. Издревле сами прихожане доставляли в храм всё необходимое для ежедневного совершения богослужений, кроме книг, церковной утвари и облачений, за которыми приходилось ехать в столицы. Миряне сами приносили в жертву в храм собственные просфоры, вино, свечи, елей и ладан, а священнослужители отбирали для богослужения самое лучшее из принесённого. Просфоры люди пекли сами или приобретали их в булочных, как и сейчас ещё делается в некоторых областях Греции и Балкан. Вино давили на собственных виноградниках, масло добывали из плодов оливкового дерева. Свечи катали из собственного воска. Ладан – смолу особых деревьев – собирали тоже сами.

Но в России не росли виноград и оливки, просфоры пеклись уже специальными «просвирнями» при храмах, а ладан, по причине сложности использования смолы в чистом виде, варили из хвойной смолы и особых благовонных трав.

Поэтому о существовании особых церковных лавок на Руси мы узнаём довольно рано. Специальные торговцы занимались производством и продажей не только церковной утвари, но и всего необходимого для богослужения. Но купцы торговали не только русским ладаном, но и привозили «заморский».

Особой редкостью был так называемый ливан, привозимый купцами из южных стран и дорого ценившийся. Это затвердевшая смола особого дерева босвелии, которое у нас часто называют ливанским кедром. Эта смола – олибанум – до сих пор в больших количествах ввозится в Россию и, пожалуй, является лучшим натуральным ладаном на Земле. Разного размера жёлтые полупрозрачные капли при сгорании дают приятный естественный сладкий аромат с чётким лимонным призвуком.

Олибанум растёт в основном на аравийском полуострове и северо-восточной Африке и имеет много разновидностей. Есть смолы разных цветов и оттенков запаха, незначительно отличающихся друг от друга с ботанической точки зрения, но значительно отличающихся по производимому ими продукту, а именно тому, что называется ладаном. Дерево Boswellia carteri производит «настоящий», «чистый» или «аравийский ладан». К остальным же видам и сортам ладана принято добавлять определение: индийский, иерусалимский, африканский и т.д.

Известна и смола более низкого качества – индонезийская «даммара», индийская «сандарака». Они очень лёгкие по структуре, напоминают прозрачные осколки стекла. Но при сгорании в кадиле приятный, кисловато-ванильный запах этой смолы быстро сменяется запахом гари, поэтому она не пользуется большим спросом и используется в ладанных смесях.

Из натуральных смол необходимо также упомянуть мирру – смолу тёмно-коричневого цвета, которая редко используется в чистом виде, а добавляется в сложносоставные сорта ладана для улучшения общего запаха.

* * *

Кто хоть раз посетил Грецию или другие страны Средиземноморья, тот не сможет забыть благоуханной природы тех мест и удивительного разнообразия благовонных растений.

Ароматы средиземноморских, аравийских и египетских цветов, специй и трав, их изысканный, естественный и сильный аромат с древности наводил людей на мысль принести Богу в дар и благоухание этих растений, добавляя его к смоле.

Как мы уже говорили, это требует известного мастерства, в котором, по общему признанию, больше всех преуспели монахи-отшельники труднодоступных скитов и келий Святой Горы Афон, на протяжении столетий отточившие искусство изготовления ароматных, пахнущих лесом и садами сортов ладана (по-гречески «мосхофимиама»), совмещая ручной труд с молитвой. Опыт старцев оказался настолько удачным, что в подавляющем большинстве случаев изготовители ладана идут по афонскому пути и таким образом готовят ладан не только во многих монастырях Греции, но и по всему миру.

К сожалению, сегодня и в Греции, и в России часто встречаются подделки под афонский ладан.

* * *

Итак, как же готовят ладан?

Процесс изготовления мосхофимиама довольно прост технически. Олибанум измельчается в мелкий порошок, в него добавляется немного воды и благовонного масла. Полученное «тесто» тщательно перемешивается, раскатывается на «колбаски», которые потом нарезаются на одинаковые кусочки. Эти кусочки обсыпаются белым порошком магнезии, чтобы они не прилипали друг к другу, и сушатся. Всё, ладан можно использовать. Но у этого вида ладана при очевидных преимуществах есть два недостатка. Первый – для изготовления надо использовать только высококачественное масло, а не парфюмерную «химическую» композицию, которая при сгорании может выделять опасные для человека соединения. Однако такое масло стоит очень дорого, а ладана надо много. И если раньше афониты делали сложные, держащиеся в строгом секрете смеси из дорогих ароматических натуральных масел и специй, куда входило до пятидесяти компонентов (!), то сегодня недобросовестные изготовители используют, за редчайшими исключениями, более дешёвые парфюмерные заменители естественных ароматов из Франции и Швейцарии. Чем чревато для здоровья человека вдыхание дыма этих химических соединений – одному Богу известно! К тому же ароматизированный химическими маслами ладан быстрее теряет свой запах, выдыхается. Коробки с ним надо заворачивать в полиэтилен. Вторая проблема – по мере того как благовония при сгорании испаряются, остаётся зловонная гарь, которая тем хуже, чем хуже смолы и масла, которые используются при изготовлении мосхофимиама.

Как разобраться в России в огромном выборе афонского ладана, если на самой Святой Горе не так легко найти достойные его виды? И от имени монастырей, и от отдельных отшельников предлагается широчайший выбор благовоний. Все заявляют о высоком качестве и натуральности своей продукции. Но на практике всё гораздо сложнее. Уходят в прошлое сказания об удивительных сортах мосхофимиама, сделанного по старинным рецептам, приятный запах которых держался несколько дней в храме и келье после каждения.

Практически случайно в 1997 году мне удалось приобрести в Карее, столице Афона, в одной старинной лавке у старого греческого ворчливого монаха удивительный, аккуратно сделанный вручную розоватый ладан с богатым запахом, где чувствовалась и сирень, и роза с ванилью одновременно. Мне потом говорили, что такой сорт делается специально для Константинопольского Патриарха. Прогорая, этот мосхофимиам давал вполне благовонную (!) гарь. Но сейчас на этом месте ни той лавки, ни того фимиама, ни того старца уже нет.

Очень хороший ладан делает братия бывшего русского, а ныне греческого скита Буезера (русские ласково зовут его Белозерка), который находится неподалёку от Кареи. Этот небольшой, но очень красивый скит славится своим гостеприимством, иконописцами и фантастической чистотой и благоустройством территории. Но, судя по всему, за пределами скита местный ладан не продаётся.

Традиционный афонский ладан хорошего качества с использованием швейцарских благовоний делается также в скитах «Святая Анна» и «Неа скити». Но на продажу (как в магазинах на Афоне, так и в Салониках и в Москве) идут уже довольно выдохшиеся сорта.

Приходилось по случаю приобретать анонимные коробки с прекрасным ладаном, сделанным неизвестными отшельниками, в Карее, монастырях Дохиар, Хиландар, Зограф и др. Но год на год не приходится, и попытки приобрести его снова в том же месте, как правило, не удаются.

К сожалению, в русском Пантелеимоновом монастыре хороший ладан не продаётся. Там торгуют ладаном, напоминающим традиционный афонский, сделанным на заводиках в Салониках или… привезённым из России, позолоченным или покрашенным в разные яркие цвета, что с точки зрения греков – дикость и безвкусица.

Если повезёт – можно приобрести вполне приличные сорта у самостоятельно торгующих русских монахов-отшельников, но опять же это будет ладан с использованием французских и швейцарских парфюмерных композиций, добавляемых обычно в мыло, духи и стиральный порошок…

* * *

Попытки создать при недорогих компонентах хороший ладан приводят к тому, что и в Западной Европе, и в Америке многие монастыри и храмы изготавливают свой вид ладана, имеющий те или иные недостатки и преимущества.

В Западной Европе, помимо греческих монастырей, делается хороший ладан в православных монастырях Македонии (Острог) и Франции (Леснинский).

Много ладана высокого качества производится в Соединённых Штатах Америки. В православном англо-греческом монастыре Преображения Господня (Бруклин, Массачусетс), например, изготавливают более тридцати уникальных сортов ладана.

Самый дорогой и интересный аромат Преображенского монастыря – «Синай», изготовленный, как указано на интернет-сайте монастыря, из натуральных масел и специй Северной Африки. Единственный недостаток ладана этого монастыря, помимо цены, – кисловато-горький запах гари, появляющийся в конце горения на раскаленном угле. Правда, его можно избежать, кладя ладан не на уголь, а рядом с ним, как и рекомендуют на сайте монастыря. В таком случае значительно снижается и количество дыма, что немаловажно для небольших храмов или церквей с дорогими фресками.

Хороший ладан делают и в джорданвилльском ските Креста Господня Русской Зарубежной Церкви («Холи Кросс Эрмитэдж»). Братия изготавливает более тридцати сортов, среди их названий есть, например, «Поле пастушков» и «Свир» (в честь прп. Александра Свирского). Круглые непрозрачные сероватые кусочки ладана этого скита теперь можно приобрести и в Москве. Они не боятся жара угля и прогорают до конца без особого зловония.

Отличительная особенность ладана этих двух монастырей – их сугубая церковность, потому что наиболее эффектно их аромат проявляется в помещении храма, равномерно распространяясь в воздухе. Также привлекает и целомудренная осторожность изготовителей при подборе ароматов. Они достаточно сильные, но не назойливые. Их приятный аромат не вызывает светских ассоциаций и не мешает церковной молитве.

* * *

Дорогой и не очень, пахнущий цветами и древними библейскими специями, разноцветный, сделанный из разных ингредиентов и собранный с дерева ладан бывает самым разным. Но очевидно, что в наше время желающий вполне может найти себе в этом разнообразии что-то по душе и принести этот аромат в жертву Богу, украсив богослужение и сохранив здоровье прихожан.

Однако будем помнить, что ладан – это символ духовных реальностей, который не может их заменить. Вкладывая благовонные кусочки в горящее кадило, будем помнить, что главная задача в жизни христианина – принести в жертву Богу благоухание нашей жизни и жар нашей молитвы и любви.

Именно это и будет лучшим ароматом, веселящим и Бога, и наших ближних.



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга