СОБЫТИЕ


ЧТО ТАКОЕ ПОДЛИННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

На исходе мая в Москве состоялся XIV Всемирный Русский Народный Собор, темой которого стало: «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».

Участники Собора были во многом едины. Говорилось, в частности, о том, что, несмотря на подвижнический труд российского учительства, его самоотверженность, дела обстоят достаточно печально. Это связано с тем, что в 90-е годы сложилась ложная концепция образовательного процесса, именно тогда был провозглашён принципиально неверный подход, согласно которому школа и вуз не должны заниматься воспитанием подрастающего поколения, ограничившись лишь передачей знаний.

Эта мысль прозвучала, например, в докладе Светланы Медведевой – супруги Президента России. По её словам, «школа сегодня даёт подрастающему поколению знания, необходимые для успешной карьеры и профессиональной самореализации. Но есть и более важные знания и навыки – способность правильно управлять своей жизнью. Отличать добро от зла. Глупые поступки от достойных и рассудительных. Подлинное образование – это всегда соединение обучения и воспитания».

Выходом из сложившегося положения могло бы стать более деятельное сотрудничество школы, семьи, государства и Церкви. Поясним, что вот уже много лет существует перекос, когда почти все решения принимают Министерство образования и какая-то узкая прослойка людей, влияющих на очередного министра. На протесты учителей и родителей против очередных новшеств, на требования исправить прежние ошибки Минобраз, как правило, не реагирует.

* * *

Особое внимание участники Собора уделили попыткам навязать стране так называемую ювенальную юстицию. Речь идёт о попытках чиновничества и части правозащитников усилить контроль над семьёй, навязать ей новые стандарты. После того как подобные идеи и методы практически провалились в школе, ни о каком доверии к новой волне экспериментов не может быть и речи.

Согласно принятой на Соборе резолюции, незащищённость детей перед лицом агрессивного поведения и насилия действительно стала одной из бед нашего общества. Однако в ряде СМИ наблюдается стремление свести проблему лишь к случаям жестокого обращения с детьми со стороны родителей. При этом тяжёлое положение детей и подростков в детских домах, в местах лишения свободы, стремительный рост сексуальных преступлений против детей, спровоцированный фактически беспрепятственным распространением детской порнографии в Интернете, зачастую остаются вне сферы общественного внимания. Недопустимо мало говорится и о насилии в самой подростковой и детской среде, когда жертвами малолетних преступников становятся как их сверстники, так и взрослые люди.

При этом уровень подобного риска в семье, даже неполной или проблемной, сегодня значительно ниже, чем в любом другом пространстве жизни детей.

Счастье ребёнка немыслимо без взаимной любви с родителями, без теснейшей связи и постоянного общения с ними. Прерывать это общение допустимо лишь в ясно перечисленных случаях, когда жизни или здоровью ребёнка угрожает опасность и когда уже не могут быть применены все другие средства воздействия на ситуацию. Создание дополнительных предпосылок, на основании которых чиновники смогут разлучать родителей и детей, не имеет никаких нравственных оправданий и является шагом к разрушению семьи.

Право родителей определять, каким должно быть воспитание их детей, гарантировано Конституцией РФ и российскими законами. Отход от этих правовых норм, дающий чиновникам возможность грубо вмешиваться в воспитательный процесс, значительно снизит юридическую защищённость российских граждан, поставит их в зависимость от бюрократического произвола.

К сожалению, многие чиновники не понимают и не чувствуют того, что для ребёнка потеря семьи, в том числе приёмной, – это ужасная трагедия и неизбывная душевная травма на всю жизнь. Ошибки родителей легко прощаются детьми и забываются. Разрыв же с семьёй – это постоянный кошмар в течение всего детства. Бог создал человека не как индивидуума, которого надо лишь кормить, чисто одевать и чему-то учить, но как члена семьи, которую не заменит никакой коллектив. Поэтому нужно бороться за каждую семью как за достояние Божие и главное достояние народа.

Особого внимания заслуживает вопрос о возможности изъятия детей из семьи по причине «материальных трудностей» и «низкого уровня развития». В подобной ситуации ребёнка могут разлучить с финансово неблагополучными родителями. Это однозначно должно квалифицироваться как проявление дискриминации по социальному признаку. Требуется помогать семьям, где сложилось трудное материальное положение, выработать программу помощи многодетным родителям, вместо того чтобы делать ставку на карательные меры, калечащие и без того ослабленное общество.

* * *

Это мнение участников Собора прокомментировал в интервью порталу «Православие и мир» протоиерей Всеволод Чаплин:

«Сторонников ювенальной юстиции вообще не так много. Жёстким сторонником ювенальной юстиции является член Общественной палаты РФ Олег Зыков, но на Соборе он не выступал, поэтому дискуссии с ним не сложилось. Вообще, необходимо понимать, что система ювенальной юстиции – это всего лишь частный случай попыток государства вмешательства в дела семьи, т.е. только вершина айсберга».

Безусловно, в ходе двухдневного собрания исследовать все составляющие этого «айсберга» не представляется возможным. Главная проблема – нет зрелого, хорошо организованного движения, способного защитить школу, семью, личность от опытов над ними, изменить нашу жизнь к лучшему. Все надежды возлагаются на государство, в его адрес раздаются стенания, жалобы, требования. Но самый деятельный Президент не сможет нам помочь, если мы не научимся реализовывать хотя бы существующие права и возможности. Хотя бы на уровне отдельной школы.

В. МАМАЕВ

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга