МАСТЕРСКАЯ


ПРАВОСЛАВНЫЙ ГРАН-ПРИ

О фильмах «сознательных» и «подсознательных», или Бывает ли церковное кино?

Пять тысяч


Кадры из фильма «Пространства жизни»: спутник фотографирует обратную сторону Луны; академик Раушенбах выходит из храма после православной службы, его последние годы

«Когда умирал английский астроном Джон Гершель, к нему пришёл священник и рассказал о радостях загробной жизни. Гершель остановил его и сказал: “Всё это прекрасно, но самым большим удовольствием для меня было бы увидеть обратную сторону Луны». В жизни русского учёного Бориса Раушенбаха всё было наоборот...” – такими словами начинается документальный фильм «Пространства жизни». В нём рассказывается, как в 50-е годы под руководством академика Раушенбаха была создана система, позволившая сфотографировать обратную сторону Луны, как в 80-е годы его статья «Предстоя святой Троице» произвела фурор в партийном руководстве и как он в конце жизни принял крещение в православной церкви.

О Раушенбахе мы не раз писали, наш корреспондент встречался с ним в 1999 году, за два года до ухода из жизни учёного («Я всегда был болельщиком Церкви...», «Вера», № 362). Но увидеть его лицо, услышать спокойный, рассудительный голос академика АН СССР, пришедшего к Богу, – это совсем другое. Фильм, который длится 50 минут, я буквально «проглотил» – смотрел не отрываясь... Оказывается, умеют у нас снимать православные картины! Они есть – профессиональные, высокохудожественные. Только вот где их увидеть?

Лично я про фильм «Пространства жизни» узнал случайно, наткнувшись в Интернете на список победителей кинофестиваля «Встреча», который проходил в конце февраля в городе Обнинск Калужской области. Режиссёру Виктории Фоминой за этот фильм жюри присудило высшую награду – Гран-при.

На одном из «круглых столов», посвящённых духовному театру и кино, довелось мне задать несколько вопросов президенту этого кинофестиваля монахине Софии (Ищенко).

– Матушка София, по вашей оценке, много сейчас православного кино снимают?

– Могу судить только по нашему кинофестивалю, который в этом году был уже пятым. Нынче нам прислали почти 300 фильмов, из них 55 игровых. 60 пошло на конкурс, 20 решили показать вне конкурса, остальные положили в свой архив. Всего же за пять лет в архиве собралось более пяти тысяч фильмов.

– Они не все отвечают вашим критериям?


Монахиня София (Ищенко)

– В основном они о духовном. Но мы судим, конечно, и по художественным достоинствам. И ещё одно у нас условие: работы должны быть сделаны в течение трёх последних лет. «Старые» фильмы мы иногда тоже показываем, но вне конкурса.

– Фильмы присылают со всей России?

– Не только. Официально наш форум называется так: Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча». Он действительно международный. В этом году участвовало 14 стран мира – Бразилия, Греция, Грузия, Дания, Латвия, Литва, Польша и др. Целые коллекции привезли из Украины и Белоруссии, впервые Казахстан прислал свою работу.

– Столько фильмов, и все куда-то пропадают втуне! Массовый зритель их же не видит?

– Почему же, канал «Культура» иногда показывает. Нас поддерживает Министерство культуры России, выделяя средства на проведение фестиваля, и наше жюри может рекомендовать к показу по телевидению отдельные работы. Хотя, согласна, до большой аудитории фильмы почти не доходят. Поэтому мы собираем православное кино, записываем на DVD и часть отдаём бесплатно школам, детдомам и домам престарелых, а остальные диски идут в продажу. Теперь оргкомитет фестиваля может предложить триста картин на DVD.

– Много сейчас в России фестивалей, подобных вашему? И чем ваш отличается?

– Православных кинофестивалей в России уже не меньше пяти. Например, «Радонеж», который собирает больше исторические фильмы. Или «Лучезарный Ангел» – фестиваль православно ориентированный. И конечно, все знают о «Золотом витязе». На эти киноконкурсы берут фильмы разного содержания, главный критерий – «нравственное кино». У нас же более строгие рамки. Наш кинофестиваль единственный в стране, а может и во всём мире, который имеет в названии слово «православный». Это обязывает...

Три критерия

На том «круглом столе», как мне показалось, выступление матушки Софии приняли неоднозначно. Заседавшие там актёры, режиссёры и даже священники усомнились, допустимо ли ограничивать кино некими православными рамками. Монахиня им ответила:

– Можно это замечать или нет, но сейчас мы являемся свидетелями рождения нового жанра – религиозное кино. Интерес к такому кино во всём мире появился в последние 15-20 лет. Знаю об этом не понаслышке, поскольку бываю за рубежом на кинофестивалях. Например, год тому назад организаторов нашей «Встречи» пригласили в Италию на кинофестиваль «Религия сегодня», который проходит уже 12 лет и собирает отовсюду фильмы христианские, мусульманские, иудейские и буддийские. И знаете, что меня там поразило? Самым ярким, религиозно точным и самым изумительным по видеоряду оказался мусульманский фильм. Он и получил Гран-при. Даже я, православный человек, отдала бы ему первое место.

В этом фильме главная мысль: святыней торговать нельзя. А сюжет такой. Был мальчик из очень бедной семьи, однажды сидел он и плакал. Тут с неба спустился ангел и подарил ему плат, который расстилаешь – и все, кто находится вокруг этого плата, как бы оказываются в раю, их посещает необычайная радость, счастье и любовь друг к другу и к Богу. То есть ангел подарил ему кусочек рая. Сначала мальчик собрал вокруг плата свою семью, позвал друзей. Потом стали подходить люди из бедного предместья, где он жил. А затем появился человек, который смекнул, что из этого можно сделать деньги. Он выманил у отца мальчика плат и стал «продавать рай». Закончилось всё же победой добра... Это так снято, что я смотрела, забыв об окружающем мире. Титры были на английском, которого я не знаю, но всё-всё понимала. И стало мне грустно: вот у мусульман такие фильмы идут в широкий прокат. А у нас?

Ведущая «круглого стола» заметила на это:

– Так это ж в мусульманских странах, там религия имеет государственный статус. Я вот была в Ливане. У каждой мечети – громкоговорители; мусульманин ты или нет, но в 4-5 часов утра они тебя будят на молитву. Лежишь в гостинице и слушаешь... Однажды знакомый священник из Москвы позвонил, какие-то вопросы задаёт, а я ему отвечаю: «Батюшка, извините, у нас тут намаз идёт». Сказала и растерялась: что обо мне священник-то подумает? А он: «Да слышу, слышу...» Даже в трубку было слышно. Представляете? Там живут в такой атмосфере, естественным образом религиозность впитывают, поэтому и кино у них этим пронизано. А здесь, в России, православные режиссёры как какие-то отщепенцы.

Со слов ведущей можно было понять, что раз у нас, в отличие от мусульман, общество не религиозное, то и пугать его религиозным кино не надо. А надо постепенно, через духовность... У матушки Софии на этот счёт было своё мнение:

– Сейчас появилась такая тенденция – говорить о добром, нравственном, духовном кино. Тот же кинофестиваль «Лучезарный Ангел» выдвинул идею: «Доброе кино возвращается». Какое кино возвращается? Куда возвращается? Слово «добро» очень широкое. Мы, православные люди, особенно в сегодняшнем мире, должны трезвиться. Мы должны чётко и конкретно использовать этот термин. И не мириться с безрелигиозным обществом, а что-то делать, чтобы улучшить его.

Уже четыре года в рамках нашего кинофестиваля «Встреча» осуществляется проект «Кино глазами православного человека» – это «круглые столы», семинары, мастер-классы. Там мы пытаемся ответить на вопрос: а что это такое – религиозное, православное кино? То есть пытаемся выработать критерии, чтобы можно было сказать: вот это кино религиозное, православное, а вот это нет. И к сегодняшнему дню мы сформулировали три критерия.

Первое. Православное кино христоцентрично. Это не значит, что нужно как-то показывать Христа, ни в коем случае. Просто в концепции кинопроизведения должен быть Христос и путь к Нему.

Второе – это христианская этика, основанная на 10 заповедях Моисея и 9 заповедях Блаженств. В иных фильмах, бывает, отражены какие-то из 10 заповедей, а евангельских заповедей нет – и в этом, как мы видим, нет православной полноты.

И третий критерий – христианская эстетика. По нему тоже можно судить, насколько фильм православен.

Кто как видит?

Тут же посыпались возражения. Одна из участниц «круглого стола», сценарист, заметила:

– Стоит ли устанавливать чёткие рамки творческому человеку? То можно, это нельзя – так мы убьём творчество. В нынешнем году столкнулась я с кинорежиссёром Александром Вернером, который очень хотел снять художественный фильм по рассказу священника Николая Агафонова «Красное крещение». Сюжет его в том, что во время гражданской войны священника заставляют отречься от Христа, шантажируют благополучием семьи – всё так драматично. Режиссёр пришёл со своим замыслом на киностудию, которая позиционирует себя как православная. Там вроде бы согласились снимать, но в замысел ввели такие поправки... И вот вижу – сидит режиссёр, схватившись за голову. Разговорились. Он поделился своим наблюдением, как тут фильмы снимают. Представьте, 15 минут идёт один и тот же план: человек чистит грибы, а за кадром читаются какие-то святоотеческие поучения. Это и есть православное кино?

В качестве гостя в «круглом столе» участвовал архиерей из Грузии, некогда учившийся в МГУ. Он тоже высказал своё мнение:

– Думаю, не обязательно прямо показывать священника и церковную жизнь. Можно ведь делать православное кино без прямых иллюстраций. Например, «Солярис» Тарковского – глубоко православный фильм, я так считаю. Там герой потрясающие слова говорит, перефразируя Достоевского: «Стыд спасёт мир». А совсем недавно вышел на экраны фильм «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, который в прошлом году завоевал главный приз на фестивале «Сталкер». И он тоже православный, хотя там и священника нет, и о Церкви не говорится. А взять советское кино? Например, фильм «Восхождение», снятый Ларисой Шепитько в 1976 году по военной повести Василия Быкова. Там есть сцена, где староста говорит 50-й псалом. Псалом вроде как не слышно, но он звучит. И ведь фильм тогда запустили в советский прокат, он разные призы получал, лишь позже кого-то из записных критиков вдруг осенило: «Вместо партизанской истории Шепитько сняла религиозную притчу с мистическим оттенком».

– Владыка, я бы согласилась с вами на сто процентов, если бы долго и очень мучительно не думала над этой проблемой, – ответила президент кинофестиваля «Встреча». – К вашему списку я бы ещё добавила «Летят журавли» и другие фильмы, где очень мощно проявлены христианские этика и эстетика. Но самое главное – христоцентричность – там трудно разглядеть. А именно так я себе представляю христианский фильм. Это такой фильм, после которого хочется или плакать о своих грехах, или даже пойти и исповедаться – то есть перенести фильм на свою жизнь и стремиться к совершенству.

– Ну, чтобы показать дорогу к Богу, есть много разных средств, – ответил архиерей. – Иоанн Златоуст говорит, что каждый древесный листок указывает нам на Бога, потому что на нём виден след Его творчества. Бог создал красоту этого мира, и вокруг – указания на Бога. Я так считаю.

– Атеист тоже может любоваться природой. Любование ещё не есть ведение Бога.

– Чтобы Бога уведать – это в храм идти нужно, – продолжил владыка. – А то, что вы говорите про атеиста, так он и в православном фильме вряд ли Бога увидит. Вот фильм Шукшина «Калина красная» – мы его так видим, для нас там указание на Бога есть. А атеист по-своему видит. Хотя подсознание его, конечно, осмысливает образы фильма, ведущие ко Христу… Я так понимаю, что искусство помогает человеку правильно создать свою подсознательность, свой чувственный мир, который в нужный момент даст правильный ответ человеку, правильно его сориентирует в жизни. А если прямо обращаться к сознанию человека, то для этого ничего нет лучше, чем писания святых отцов. Это если прямо объяснять человеку Слово Божие. А в кино надо рассказывать притчами и образами, на то оно и искусство.

Новое кино

После «круглого стола» спросил я монахиню Софию, как она выдержала критику. Матушка ответила:

– Не совсем согласна с владыкой. Я ведь говорила не о кино в целом, а именно о православном кино. Да, мы любим и ценим хорошие и добрые советские фильмы. Но я-то говорю о новом уровне киноискусства, которое будет непосредственно вести к Богу. Конечно, искусство не должно бить «в лоб», там не обязательно должны быть батюшки и кресты. Оно должно так воздействовать, чтобы человек подумал, что он сам до всего дошёл и увидел путь перед собой. Каждая душа христианка, и ей нужно просто помочь сбросить с глаз шоры. Вот был слепой – и вдруг благодаря кинопроизведению увидел, куда идти.

– То есть для вас кино не как подсознательное...

– Да при чём здесь это! Это в советский период, когда нельзя было говорить прямо, искали эвфемизмы. Но время сейчас другое, и мы должны стремиться к большему. Вот мы говорим о православном кино. А чем отличается наше православие? Тем, что мы знаем Истинного Бога и мы знаем дорогу к Нему! Многие интеллигенты говорят: вот всю жизнь надо идти, надо искать. И что-то там ищут, «дорогу к храму», растягивая свой «творческий процесс». А храм-то – вон он, на соседней улице. И мы говорим: уже искать ничего не надо, за 2000 лет всё найдено, мы знаем дорогу!

Матушка смеётся, смотрит прямо в глаза светло и ясно:

– Понимаете? Просто показываем дорогу и говорим: пошли вместе! И вот это, на мой взгляд, должно быть зерном православного киноискусства. А как прорастить это зерно, какими выразительными средствами – это уже дело художника.

– Но как же «православная эстетика»? Вы же очертили рамки для художников.

– Да какие там рамки! Просто чтобы не было обнажённой натуры и эпизодов со смакованием трагических вещей, когда показывают отрубленную голову и пытаются зрителя шокировать, чтобы он трепетал. Такие приёмы не православны и, что закономерно, не художественны. Настоящая художественность – это прикровенность, которая вполне соответствует православной эстетике. Иконы – они ведь тоже не натуралистичны, весьма образны и тонки.

Вообще же, если вы заметили, эстетику мы поставили на третье место, поскольку в ней нет жёстких требований. Куда важнее первый критерий – христоцентричность.

– Можете привести пример?

– У нас есть известный фильм, который вроде говорит о Боге, а ведёт... к старцу. Когда он вышел на экраны, мы как раз приехали в Оптину, и с наместником зашёл разговор об этом фильме. Спрашиваю: «Как вы, оптинские отцы, оцениваете его?» Наместник пустыни сказал: «Вы знаете, что произошло после этого кино? Мне оборвали телефон, спрашивая: “А у вас есть такой старец?” Хотели приехать в монастырь – но не помолиться, а посмотреть на старца». Понимаете? Вроде всё хорошо, христианский фильм. А ведёт не туда. Этика, эстетика христианские в нём есть, а Христа – нет.

– Вы «Остров» имеете в виду?

– Да таких фильмов много. На своём кинофестивале мы, конечно, первые места им не даём.

Вообще, цель нашего фестиваля – прославление православного образа жизни в современных условиях. Мы берём фильмы о людях, которые живут сегодня, сейчас и как-то справляются с грехами, пытаются освободиться от них, потом, может, снова страдают от них – но всё время неустанно идут навстречу Богу. Поэтому и название фестиваля такое – «Встреча». Это и встреча с Богом, и с православными нашими современниками, с русской природой, с искусством, наконец. Мы собираем православное кино и показываем всем, что жить по-православному сейчас можно и нужно.

– На последнем вашем киноконкурсе Гран-при завоевал документальный фильм «Пространства жизни». А как насчёт игрового православного кино?


Из фильма «Скоро весна»

– За последние 20 лет я видела только один современный фильм, который, на мой взгляд, полностью подходит нашим критериям. Это картина Владимира Хотиненко «Поп». Другие приближаются как-то... В прошлом году первое место в номинации «Лучший художественный фильм» заняла лента режиссёра Николая Дрейдена «Придел Ангела». Сюжет там довольно замысловатый. Действие фильма происходит в 30-е годы, чекисты допрашивают священника, затем стреляют ему в затылок. Того, кто стрелял, наряжают в одежду послушника и отправляют в монастырь на остров Коневец, чтобы он убил маршала Маннергейма, приезд которого ожидается на остров. Но мнимый послушник не может исполнить порученного, душа его в монастыре среди монахов преображается... А в нынешнем году в этой номинации мы отдали первое место фильму «Скоро весна» Веры Сторожевой. Снимался он в старинных городах Пскове и Изборске. По сюжету монахиня Катерина и её юная помощница Ольга дают приют нищим и бездомным. Однажды они спасают попавшего в аварию. Тот узнаёт в монахине Катерине свою близкую знакомую... Фильм драматический и добрый, с таким светлым юмором.

– На телевидении его анонсировали, будут и в кинотеатрах, наверное, показывать.

– Вот видите, медленными шагами, с большими препятствиями христианское киноискусство развивается, идёт вперёд. Дай Бог нам, чтобы эта волна мощнее поднялась. Я уже достаточно пожилой человек, но хотела бы увидеть, как у нас в России приобщаются к киноискусству, которое ведёт к Богу.

– Что этому мешает?

– К сожалению, телекомпании и прокатчики к православному кино пока ещё относятся с сомнением. Как я уже говорила, после каждого нашего фестиваля мы предлагаем телеканалам фильмы-победители. Их у нас берут – но бесплатно. Авторы же фильмов на такие условия не соглашаются, в итоге их не показывают. А вот в Европе и Америке возник большой спрос на православное кино – там готовы платить за фильмы, широко транслировать, предоставлять лучшее время. Может, через это и в России будет легче пробиться.

– Неужели на Западе и вправду заинтересовались нашими фильмами?

– Большой интерес к религиозному кино длится уже 15 лет. Но у католиков и протестантов кино скучное, хотя, в отличие от нас, у них много средств и кинопроизводство отлично поставлено. Бывая на кинофестивалях за границей, я каждый раз удивляюсь. Многие их документальные фильмы рассказывают о том, как они работают с обездоленными, с теми, кто в заключении. Хорошая тема, наши тоже об этом снимают – вроде абсолютно всё как у нас. Но вот чего-то им не хватает – какой-то щемящей нотки радости, искренности... В наших фильмах всё-таки больше душевности и тепла. И это подкупает жюри. И, конечно, нравится зрителям. Так что перспективы у нашего кино есть.

Правда, дело тормозит проблема со сценариями. Ко мне обращалось несколько продюсеров, готовых снимать кино. А хороших сценариев нет. Но это уже вопрос к литераторам. Мы, кстати, на каждый фестиваль выпускаем литературный альманах, посвящённый теме кинофорума. А в этом году издали книгу «В начале было Слово» – о современных проблемах языка, жанровых проблемах и связи слова с киноискусством.

– С Русского Севера вам привозят фильмы?

– Вы Владимира Кривцуна знаете? Он же из Сыктывкара.

– Да, конечно, он сотрудничает с нашей редакцией.

– В прошлом году Владимир не смог приехать, написал, что нет денег на дорогу. Но его фильм «Честь имею» – о полковнике Васильеве, совершившем подвиг во время захвата террористами «Норд-Оста», – мы в конкурс поставили, и его высоко оценили.

– Если, скажем, священник или простой прихожанин решит приехать к вам в Обнинск на фестиваль, чтобы посмотреть фильмы и приобрести DVD-диски, он сможет устроиться?

– Конечно! Поселим, проведём на все кинопрокаты. Только надо учесть, что цены у нас в Обнинске, к сожалению, не отличаются от московских. Кинофестиваль длится шесть дней – и в целом гостиница с трёхразовым питанием обходится в 17 тысяч рублей. Дорого, конечно, но нигде, кроме гостиницы, устроить не можем. Участников, привозящих фильмы, селим, конечно, бесплатно. И сам кинопоказ тоже бесплатен.

Ещё у нас в рамках фестиваля проводится большая культурная программа, экскурсии. В этом году можно было поучаствовать в семинарах «Духовная составляющая творческого процесса» (его вела известный кинодокументалист Татьяна Карпова) и «Социальный герой в документальном кино» (вёл член жюри Йован Маркович). Была творческая встреча с народным артистом Алексеем Петренко, к юбилею Шукшина провели вечер памяти, в котором приняла участие вдова писателя – народная артистка Федосеева-Шукшина. Все участники посетили Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, а по завершении кинофестиваля ездили в Оптину, где были благодарственный молебен и общение с отцами пустыни. Если что – обращайтесь по этому электронному адресу: vstrecha@bk.ru.

* * *

Чем хороши подобные кинофестивали – они отбирают лучшие фильмы, ориентируя неискушённую зрительскую аудиторию в море кинопродукции. Думается, воскресным школам и просто православным людям пригодится полный перечень победителей православного фестиваля «Встреча». Жюри, состоявшее из профессора ВГИКа Аллы Золотухиной, прот. Владимира Вигилянского, Владимира Легойды, кинокритика Татьяны Москвиной и других известных людей, особо отметило следующие фильмы:

· Гран-при – документальный фильм «Пространства жизни» Виктории Фоминой.

· Игровой фильм – «Скоро весна» Веры Сторожевой.

· Документальный фильм – «Слово» Сергея Мирошниченко.

· Анимационные фильмы – режиссёра Ирины Кодюковой.

· Просветительский фильм – «Монголия. Миссия выполнима» Анастасии Сарычевой.

· Телевизионный фильм – «Лавришево» Ирины Волох.

Приз «За открытие героя нашего время» – фильм «Покажи мне радугу» Елены Иваниченко, Дениса Погорелого.

«За лучший дебют» – «Человек из меди» Марии Миро.

Специальный приз жюри – «Портрет Немолодого человека» Игоря Собко, Александра Столярова.

Специальными призами были отмечены также фильмы: «Мир на кончиках пальцев» Вячеслава Орехова, «Родники моей реки, родники моей души» Веры Рожковой, «Не женское дело» Исрафила Сафарова, «Крещение ведомого» Алексея Васильева, «Святой адмирал» Николая Чуева, «Щенок» Марии Евстафьевой, «Русский монастырь в Дании» Пермиллы Грёнкьер, «Се человек (Ecce Homo)» Антона Алексеева.

Специальное упоминание жюри: «День учителя» Сергея Катьера, «Светские и духовные песнопения монаха Геннадия Хлопова» Ольги Самсоновой, «Божьи дети. Юрий Куклачёв» Елены Подмагурской, «Путь к себе» Лолиты Скляровой, «Живые помощи» Натальи Ермаковой и «Поп» Владимира Хотиненко.

Михаил СИЗОВ
Фото автора и с интернет-сайтов

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга