МАСТЕРСКАЯ ИКОНА И МУЛЬТФИЛЬМ Сколько раз доводилось слышать, что православные фильмы не показывают по центральным каналам, мол, блокаду духовности устроили. Но кому нужно, тот увидит – в Интернете. Так, в социальной интернет-сети на страницах своих друзей наткнулся я на замечательный мультфильм «Твой крест», созданный в 2007 году. Удивился: почему же раньше о нём не знал? Расширил поиск и нашёл его на множестве сайтов, где можно скопировать эту анимационную картину в хорошем качестве. Что поразило: вроде бы обычный «мультик», но такое чувство, что видишь подобное впервые. Позже узнал, что так и есть: фактически это первый в России православный мультипликационный фильм. Сюжет его прост... Русский крестьянин после набега татар взмолился Богу: «Не могу я нести крест свой, больно тяжёл он, Господи! Дай другой, полегче...» Тут явился Ангел и вознёс мужика в небесные чертоги, где глазам предстало множество крестов самых разных форм, от богато украшенных до простых деревянных: выбирай. Сначала мужик выбрал княжеский крест: «Чем я хуже князя? Не сеешь, не пашешь...» И вот видит: в полководческих доспехах бьётся он на поле битвы за землю Русскую и принимает мученическую смерть. «Да где мне... На что посягнул!» – восклицает крестьянин и выбирает монашеский крест. Видит схимника в пещере перед иконой. «Мирно-то как, спокойно, – умиляется мужик. – Молиться-то я умею, а что ещё надо?» Да... тихо и спокойно в пещере пустынника; как ручеёк, мерно течёт в Небеса молитва. Но тут... ...из тёмных углов материализуются бесы и начинают искушать молитвенника, леденящий кровь ужас вселяется в душу – и со всех ног бежит крестьянин из пещеры... В конце концов выбрал он простой нательный крестик. А что дальше было? Лучше сами найдите мультфильм и посмотрите. Пока же познакомьтесь с его автором. Автор мультфильма Станислав Подивилов согласился рассказать читателям «Веры» о своей работе. Живые картинки – Станислав Анатольевич, сюжет «Твоего креста» вы сами придумали? – Идея несения креста – она знакома всем православным, её придумывать не надо. Другое дело – изложить это ёмко и образно. И в одной детской книжке наткнулся я на притчу, очень простую и глубокую, в которой через человеческие переживания рассказано о жизненном кресте. Сразу увидел картинку... Художники ведь картинками мыслят. Понял, что притчу можно переложить на язык кино. Руки сами потянулись делать эскизы. Тут мысль глобальная в том, что каждая личность человека – она Богу дорога. Говоря современным языком, мы не на конвейере созданы, а «поштучно» – о каждом из нас у Бога есть конкретный замысел. Поэтому жизненный крест – это некая форма личного долга, уникального, исключительно твоего испытания. Если человек смиряется со своим крестом, то он начинает внутри себя постигать: «А что Господь задумал обо мне лично?» И тогда всё в жизни происходит как должно. А если, наоборот, мы пытаемся примерить чужой образ жизни на себя (из зависти или гордыни), то перед нами открывается дорога бессмысленных страданий, ведущая в тупик. Хотя и в этих «ненужных» страданиях тоже есть свой смысл – они сигнализируют нам, что мы не на том пути. В общем, мысль и в самом деле простая: надо жить своей жизнью, доверяя Промыслу Божьему. – У вас в мультфильме есть впечатляющий кадр: много-много крестов в небе, кажется, выбирай любой. Вы эту картинку увидели, прочитав притчу? – Нет, эти кадры родились почти в самом конце работы. Скорее, увидел... Вот как бы вы нарисовали душу человека? Верно, нарисовать её невозможно, она бестелесна. А тут вдруг увиделась в образе креста. И вот тогда я понял, что притчу можно пересказать в рисунке. – В титрах сказано, что мультфильм озвучивали в том числе А. Подивилова и А. Подивилов. Это ваши родственники? – Жена и брат, они, кстати, оба художники. И у брата жена тоже художник. У нас целая династия! – Вы, наверное, с детства рисуете? – Это от отца передалось. Он прекрасно рисовал и стал бы профессиональным художником, если б образование получил. Но вмешалась война. Сам-то я родился в Челябинске, который ещё называют Танкоградом. Мой дед во время войны собирал там танки и умер в 44-м году прямо у конвейера – обычное дело по тем временам. Семья осталась без кормильца, поэтому мой отец не смог выучиться на художника, пошёл работать на завод. Но мне с братом смог дать образование: сначала художественная школа, затем Челябинское художественное училище. После службы в армии я учился во ВГИКе и в аспирантуре – на Высших курсах режиссёров и сценаристов при Госкино РФ. – Там вы учились мультипликации? – Да, на этом специализировался. Но когда в 99-м году окончил курсы и поучаствовал в нескольких кинофестивалях, то разочаровался в анимации. Точнее, в такой анимации, которую художник делает ради формы, ради «нового слова» в стилистике изображения. А за этим многие гонятся. Лично для себя я увидел тут тупиковую ветвь развития. И я ушёл из кино вообще. Это был период некоторых исканий и прихода в Церковь. Занялся я книжной иллюстрацией, учился иконописи. Священник благословил – и стал писать иконы для разных приходов и монастырей. Были заказы, а некоторые работы просто дарил после паломнических поездок. Побывал во многих монастырях, в том числе в Дивеево и на Севере – на Валааме, в Ленинградской области. И вот так получилось, что через иконы я опять вернулся в кино, в анимацию. – Крестились вы в детстве или уже взрослым? – Это долгая история, как я к Богу шёл. Началось всё с мысли о смерти, которая пришла мне в пять лет. Видел, как умерли дедушка, бабушка, и задумался: а что же там, за «краем»? Сейчас-то мне 42 года, то есть детство и юность пришлись на советское время. В ту пору сам вопрос о загробной жизни был невозможен, не то что ответ. Помню из детства, как родители боялись об этом говорить. Можно было совершенно реально потерять работу. У бабушки в деревне, где я проводил каждое лето, были дома иконы. Бабушка была верующая и молилась. И первое знакомство с православием, конечно, произошло тогда. Мне никто не объяснял подробностей, но я понял, что где-то есть Бог. Позже в Москве этот первый детский опыт стал решающим в моей жизни. А потом наступил 1988 год, когда о духовности заговорили открыто, шёл поиск смыслов. Я как раз вернулся из армии, поступил во ВГИК и с головой погрузился... в восточные учения. Но полноценного ответа на мучившие меня вопросы там не нашёл. Более того, только до крайности довёл свою душу. И в самый критический момент жизни тот детский опыт соприкосновения с Богом помог перевести взор от оккультных практик к Православной Церкви. Только в ней я нахожу теперь достойные ответы на главные вопросы. Всё становится по своим местам. В душе водворяется мир. – В мультфильме «Твой крест» отчётливо видна иконописность. Но ещё я заметил некий «детский реализм» – рисунки подчёркнуто не реалистичны, а акцентированно нарисованы. Словно подросток попытался нарисовать «точь-в-точь как в жизни», но рукотворность рисунка никуда не делась. Эту манеру вы специально для «Твоего креста» придумали или у вас стиль такой? – Да, там есть элементы иконописи и как бы наива. По моему убеждению, каждая работа требует своей особой формы. Ещё я попытался разработать такую технологию, чтобы рисунок стал «живым». Если присмотритесь, то заметите такой эффект: каждая картинка, каждая фаза анимационного изображения словно нарисована акварелью на бумаге. Это создаёт, с одной стороны, дрожание в кадре, то есть фактура живёт. А с другой – тем самым я ушёл от глянцевости, которая свойственна классической плоской анимации, например диснеевским фильмам. Когда Дисней разрабатывал свою технологию, то она была ориентирована на определённую, его, диснеевскую, тему. Для «Твоего креста» она совершенно не подходила. И что бы мы ни нарисовали в манере Диснея, подсознательно это всегда будет восприниматься в контексте сказки или развлечения. Поэтому, чтобы сломать стереотип анимации как развлечения, требовалось придумать другую форму. Так родился некий синтез из иконописности, наива и «акварельности». – В титрах также сказано, что вашим соавтором сценария был Кирилл Немирович-Данченко. Он не родственник знаменитому театральному режиссёру? – Прямой потомок. Родился в семье эмигрантов, выехавшей в Таллин в 1919 году. Сейчас Немировичей-Данченко осталось не так много, и, пожалуй, Кирилл Кириллович – самый известный из них. У него несколько высших образований, мы с ним и подружились-то как раз на Высших режиссёрских курсах. Ещё он возглавляет Российское монархическое движение. Через Кирилла Кирилловича я познакомился с монархической идеей и стал активным её сторонником. В Движении я вхожу в президиум и отвечаю за издательскую деятельность. Но к мультипликации это напрямую не имеет отношения. С Кириллом Кирилловичем у нас очень хороший творческий тандем. 13 минут и годы... – У вас студия домашняя или вы работаете при какой-то организации? – Мультфильмы делать я начинал у себя дома, благо навыки имел. Ещё с первого класса художественной школы была у меня мечта – стать мультипликатором. Тогда очень впечатлил Дисней, потом – Хитрук, Норштейн, другие наши замечательные аниматоры. И с той поры планомерно готовился. Овладел всеми профессиями, какие есть в анимации, – их ведь там более двух десятков. Это позволило начать делать мультфильмы самостоятельно. Кстати, Фёдор Савельевич Хитрук, Юрий Борисович Норштейн, Эдуард Васильевич Назаров были моими преподавателями на Высших режиссёрских курсах, о чём в детстве я, конечно, и мечтать не мог. Хотя, конечно, в нашем деле одиночек не бывает, требуется много-много умелых рук. 13 минут, сколько длится «Твой крест», ещё можно сделать маленькой группой, а большой формат уже не потянуть. Поэтому когда был закончен «Твой крест», мне пришла мысль создать студию. Сейчас она уже существует, называется «Кинокомпания “Избор”». Она считается внештатным подразделением Московской Патриархии. Наш офис находится на улице Погодинской, на территории Издательства Московской Патриархии. – И большой теперь коллектив?
– Конечно, не «Мосфильм», где в работе находятся сразу множество картин и постоянного народа много. Мы набираем людей по контракту лишь на производство конкретного фильма. Сейчас делаем 26-минутный фильм «Пересвет и Ослябя» о Куликовской битве и Сергии Радонежском. И в проекте участвует более 30 человек. В принципе это целая фабрика, мы используем производственную базу Центра национального фильма в Москве. – Производственная база – это где монтируют фильм? – Нет, необязательно, монтаж я сам дома или в студии на Погодинской делаю. Ему предшествует другая, очень трудоёмкая и кропотливая, работа. В больших помещениях работают десятки людей. Ведь сначала надо на бумаге каждый кадр нарисовать, а их в 26-минутном фильме 39 000, потом... Это долго объяснять. Я же говорю, в анимации масса профессий: одни делают мультипликацию, другие – фазовку, прорисовку, заливку... Много стадий производства. – А 13 минут «Твоего креста» вы делали сколько времени? Вам кто-то помогал? – Почти два года. Начинал совершенно без денег. Я так по жизни понимаю: начни что-то делать, и обеспечение придёт. Успел я нарисовать первые несколько минут мультфильма, и появился продюсер, который помог добиться государственного финансирования. Мультфильм произвела кинокомпания «Рассвет». – Его показывали по Центральному телевидению?
– Показывали по каналу «Союз», по эстонскому телевидению – и всё. «Пробивать» фильмы куда-либо – это целая история, и совсем не простая, требующая много времени. Почти сразу после выхода фильма «Твой крест» я запустился на производство «Пересвета и Ослябю» – третий год его делаю, головы не поднять. Хотя, конечно, продвижением фильма на каналы занимаемся. Пока без особого результата. – Получается, что вашу работу только в Интернете смотрят. Хотя на нашем телевидении явный дефицит отечественной анимации, почти одни советские мультфильмы крутят. Вам не обидно? – Я на это реалистично смотрю. Телеканалы зарабатывают деньги, им важен рейтинг. То, что православные фильмы могут быть зрелищны и соберут большую аудиторию, – они к этому ещё не готовы. Даже в нашем киношном сообществе считают, что «Твой крест» стоит особняком среди других мультфильмов. Фактически он стал первым фильмом в категории православной анимации. Когда я его делал, таких фильмов вообще не было. Сейчас, правда, уже появились. Спустя год после «Твоего креста», в 2008-м, вышло сразу две ленты: «Солдатская песня» Елены Черновой и «Сказание о Петре и Февронии» преподавателя факультета анимации ВГИКа Надежды Михайловой. В сериале сказок народов мира «Гора самоцветов» Наталья Берёзова сняла 13-минутные мультфильмы «Егорий храбрый» и «Про Василия Блаженного». Хотя, по большому счёту, все они как бы сказочные – даже «Про Василия Блаженного», который снят по мотивам народных духовных стихов. И так получается, что «Твой крест» по-прежнему остаётся первой попыткой сделать мультфильм о православии не опосредованно, не в форме сказки, а как есть. – А известный мультфильм «Князь Владимир», снятый в 2006 году Первым каналом, – он же про святого князя, крестителя Руси. – «Князь Владимир», на мой сугубо личный взгляд, не христианский мультфильм. В нём всё-таки больше языческого начала. Номинально там присутствует православная тема, но она очень странно представлена. Личность князя Владимира не раскрыта. Конечно, он был язычником до крещения. Но для истории нашего народа не это главное. Его служение равноапостольное. Здесь и намёка на это нет. Даже на уровне конфликта идей. Скорее, наоборот. Вспомните эпизод, когда мальчик попал на пасеку к Белому магу. У них состоялся разговор о Едином Боге. И в этом эпизоде маг явно выглядел победителем. Для него бог тоже Един, его –бог Род. Мальчик его явно не убедил. А это единственный эпизод конфликта религиозных идей в фильме. Зато в подробностях показан большой эпизод с языческим жертвоприношением. И в конце фильма Владимира спасает, конечно же, Белый маг – при помощи бога Рода в виде дерева. Некоторые считают, что это была первая попытка раскрытия православной темы в анимации. Что на это ответить? И да, и нет. Потому что такие «попытки» были и раньше. Вспомните мультфильм «Лебеди Непрядвы» о Куликовской битве, снятый к 600-летнему юбилею в 1980 году. Там тоже и Сергий Радонежский присутствует, и православная символика. Но сравните: акценты относительно православия в этом советском мультфильме более явные и яркие, чем в «Князе Владимире». Конечно, «Князь Владимир» не простой фильм. Снят на великолепном профессиональном уровне, там замечательная работа с цветом. Надо отдать должное – по качеству картинки лучше пока никто из наших не снял. И авторы искренне сочувствуют православию. Но лично для меня, помимо замечательной картинки, на экране ещё важно содержание. Вот вы знаете, что апостол Павел был гонителем христиан. Это правда. Но для истории человечества он важнее именно как апостол, проповедующий Христа Спасителя. И князь Владимир, хоть прежде и был язычником, но это человек, крестивший Русь. Да, важно, кем ты был – но важнее, кем ты стал. – Зачем-то в «Князя Владимира» вставили диснеевских персонажей, дурашливого ослика. Откуда вообще взялись ослики в древнерусской деревне?.. – Для того чтобы фильм имел хороший прокат, авторы пошли по проверенному диснеевскому пути. Ведь режиссёр вынужден подстраиваться под «среднестатистического» зрителя – этого требуют частные инвесторы и прокатчики. Иначе денег просто не дадут на производство. В этом конфликте интересов, думаю, заключена основная проблема современного искусства. Если бы был государственный прокат фильмов, то их создатели имели бы свободу творчества и своими картинами «подтягивали» зрителя, прививая хороший вкус, не опускаясь до массовости. Что такое массовость? Это, в первую очередь, бездумное развлечение. И на этом проще заработать, чем на воспитании зрителя. А то, что зритель даже в своей массе не так глуп, чтобы только развлекаться, что у людей есть потребность в глубоком размышлении, – это коммерсантов не волнует. Проще ведь снимать и прокатывать развлекаловку, тут минимум коммерческого риска. То, что зрителя нужно только развлекать, – это, на самом деле, миф. Ведь даже «дисней» – не совсем развлекаловка. Он разный. Микки Маус, нарисованный Диснеем в начале его творческого пути, – это одно. А его классические зрелые картины «Бемби» или «101 далматинец» – совсем другое. Это уже вполне нравственные фильмы. Просто его стиль не совсем подходит, по моему мнению, для нашего духовно-исторического контекста. Зритель слишком привык соотносить этот стиль с развлечением. Хотя я могу ошибаться. – Считается, что мультфильмы изначально делаются для детей, им нравится такая форма. Вы ориентировались на них или на взрослую аудиторию? Вы можете представить, чтобы «Твой крест» показали в телепрограмме «Спокойной ночи, малыши!», ну, где Хрюша со Степашкой. Там в последнее время только «Лунтика» и крутят... – То, что он там не пройдёт, это однозначно – «неформат». Но теоретически – почему бы и нет? Эта передача, как понимаю, должна учить детей добру, и наш мультфильм полностью этому отвечает. Хотя там всё-таки более малышовые фильмы. Я бы посоветовал родителям «Твой крест» показывать детям лишь после 9 лет. Из-за сцены с бесами, которые нападают на монаха в пещере. Она может испугать малыша. Ждите новых фильмов
– Похоже, сейчас нарождается новый жанр анимации – православный мультфильм, и «Твой крест» стал как бы его первой ласточкой. Это так? Или жанры бывают только по технике исполнения? – Мы с Кириллом Кирилловичем Немировичем-Данченко эту тему как раз и разрабатываем. Да, это можно назвать жанром или отдельной ветвью анимации. Терминология здесь не так важна. Появилась новая ниша в анимации, и, конечно, она имеет право на существование. Сейчас мы подали заявку в Московскую Патриархию на серию мультфильмов «Жития святых». Никто этого ещё не делал. Даже то, над чем мы сейчас работаем – фильм о святых воинах Пересвете и Ослябе, – это ещё не Житие святых. Жития – совершенно отдельный жанр, который требует особых выразительных средств. Его ещё предстоит родить. Проблема в том, что язык житий – он бесстрастен, там нет ярких эмоций. А кино всё-таки вещь эмоциональная. Один к одному переложить житие в анимацию просто невозможно. Необходимо придумать такую новую форму, которая позволит всё адекватно передать – без ущерба по отношению к святыне и чтобы это было зрелищно, интересно, воспринималось зрителем. Задел уже есть, поскольку «Твой крест» отчасти выполняет эти условия. – А ведь получается, что двумерная, плоскостная мультипликация уже изначально находится в сфере православной эстетики? В православии ведь не принята фотографичность, объёмность...
– Безусловно! Я потому и вернулся в кино, что понял это, когда занялся иконописью. Законы что в иконописи, что в анимации – они почти одни и те же. Там и там мы работаем с образами. В игровом кино крайне сложно без ущерба изобразить святыню, ангела, Господа, поскольку в нём люди играют. А в анимации – пожалуйста! Анимация – это отстранённая действительность, и там святыню можно показать без кощунства. Точно так же, как на иконах и в православной книжной графике, которую, кстати, можно считать предтечей православной анимации. – И когда вы приступите к житийной серии? – «Пересвета» мы закончим осенью, примерно к ноябрю. Дальше планируем сделать 26-минутный мультфильм о преподобном Сергии Радонежском. Это будет отдельный фильм, пока ещё не из серии «Жития святых». Идея его возникла во время работы над «Пересветом и Ослябей», где Сергий Радонежский тоже присутствует. Но там он в конце своего земного пути – в фильме показан как бы итог его подвижничества. И захотелось рассказать о преподобном с самого начала, о его детстве, его первых подвигах. Хронологически этот сюжет как бы предварит «Пересвета и Ослябю», так что мультфильмы можно будет смотреть друг за другом. И только потом приступим к серии житий. – А чем эта серия будет отличаться? – Честно скажу – не знаю. Форма должна ещё родиться. Вот сидим думаем... * * * По нашей просьбе Станислав Подивилов прислал более десятка кадров из будущего мультфильма «Пересвет и Ослябя», так что вы, дорогие читатели, как бы первые его зрители и критики. Со Станиславом Анатольевичем мы договорились ещё раз встретиться после выхода этого фильма на экраны и подробнее поговорить о современной анимации. Если у кого будут вопросы к режиссёру-мультипликатору, присылайте в редакцию, он ответит на них. Михаил СИЗОВ | ||||||||||