ПРАЗДНИК «САМА БОЖИЯ МАТЕРЬ СМОТРИТ НА ТЕБЯ» Праздники Владимирской иконы Божией Матери – 6 июля (избавление от хана Ахмата) Новый список Когда говорят о Владимирской иконе, то имеют в виду тот первоначальный образ, который, по преданию, был написан евангелистом Лукой на столешнице из дома Пресвятой Богородицы и который в V веке из Иерусалима был перевезён в Константинополь, оттуда в начале XII века – в Киев и затем во Владимир. Между тем на Руси «Владимирских» икон много. Самые известные чудотворные списки: Волоколамская Владимирская икона (XVI в.), Владимирская-Селигерская (принесена на Селигер Нилом Столобенским также в XVI в.), Псково-Печерская «Умиление» (1524 г.), Красногорская Владимирская (в 1603 г. перенесена из Кеврола на р. Пинега на Красную гору) и другие. У всех у них есть свои дни празднования. Возможно, в православном мире появится ещё один праздник – 9 сентября, перенесение в Тбилисси списка Владимирской Грузинской иконы.
Перенесение это было в прошлом году. Наши СМИ событие никак не освещали, и о нём бы я не узнал, если б случайно в Москве не попал на презентацию документального фильма о создании грузинского списка. Видеокадры, снятые в Тбилисском аэропорту, просто поразили: масса встречающего народа и такие радостные, светлые лица! «Я тоже была среди встречающих, – прокомментировала эти кадры продюсер фильма. – Некоторые люди плакали, я тоже. Это же 2009 год, ещё очень живы были воспоминания об августовской войне. И, представьте, первый человек, который встретил у трапа список Владимирской иконы, – митрополит Сухумский и Абхазский, митрополит утраченной земли. Он прямо на аэродромном поле опустился перед ней на колени. А потом, когда список доставили в кафедральный Троицкий Собор, Патриарх-Католикос сказал очень тёплые слова, что молитвами Пресвятой Богородицы Господь укрепит и объединит Грузию и Владимирская икона Божией Матери сотворит чудо. Патриарх встал на колени перед иконой и вознёс молитву Богородице, и все в огромном соборе тоже приклонили колени... После освящения образа грузинским Предстоятелем пастве были розданы бумажные копии Владимирской иконы, и люди принимали их с радостью. Было такое народное единение! Мы должны помнить этот день, который ещё раз духовно соединил русских и грузин. Нельзя поддаваться омрачению, идеологическим образам, которые пытаются накинуть на наши души. Это было самым главным знанием, которое преподала нам Пресвятая Богородица с приходом Её образа на Грузинскую землю». В презентации фильма участвовали митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Пачуашвили), организовавший написание грузинского списка, и протодиакон Алексей Трунин, чьей рукой образ и был написан. Они согласились дать газете «Вера» интервью. Против «гламура» Отец Алексей – москвич, в дьяконстве он уже 15 лет, служит на Ордынке в храме иконы «Всех скорбящих Радость». Будучи в сане, закончил учебу в научно-реставрационном центре имени академика Грабаря, специализируется на копировании икон. Широкой публике он известен тем, что возглавляет группу художников, которые расписывают домовой храм знаменитого здания на Лубянке. И первый вопрос к нему был такой: – Отец Алексей, то, что вы сейчас работаете в здании ФСБ, не отразится ли на отношении грузин к вашему списку? – Ну, я же не ФСБ расписываю, а храм. Просто пригласили. Люди православные прекрасно это понимают. – Роспись уже закончили? – Почти. Но там заминка вышла. Я собрал группу верующих, воцерковлённых художников, больших профессионалов. И мы постарались сделать работу в едином стиле, без аляповатости. Даже паникадило у нас не софринское, а своей работы. Получилось очень интересно. Но необычно – духовно строго, без «православной» гламурности. Заказчикам вроде как не понравилось. Но надо отдать им должное – они прямо об этом не сказали, а дипломатично предложили: «Это стоит обсудить». И собрали экспертный совет из духовенства. Священникам наша роспись показалась непривычной. – «Страшный суд» тоже написали? – Нет, храм посвящён Покрову Божией Матери, тема совсем другая. Да и под храм на Лубянке выбрали небольшой зал, места для росписи мало. Написали Покров, Успение. Все художники, которые видели нашу роспись, встретили её на «ура». А вот духовенству не пришлось по душе. Не так торжественно, на их взгляд. Многие ведь привыкли, чтобы блестело и были гладкие румяные лики. А у нас и позолоты почти нет. Так что работу нашу приостановили. – Но храм и вправду должен быть торжественным? – Да, но думать, что чем больше золота, то тем торжественней, – это не правильно. Хотя, признаюсь, есть у меня своё личное отторжение внешней блёсткости. Это, наверное, появилось от моего долгого сидения в мастерских Грабаря – среди подлинных, древних икон, которые там реставрируются. Кроме того, я мог сравнивать. В мастерские часто приносили иконы на экспертизу, чтобы выяснить, какую они представляют историческую ценность, можно ли их пропустить для вывоза за границу. И вот приносят новодел – и среди подлинных образов их мишура просто вопиет. Бездуховность – это ещё слишком мягко сказано о них. Я бы это назвал современным хамством. Может, слишком сильно звучит, но и предмет-то высокий, мы ж не о картинах говорим, а о святых образах. Просто так малевать их – это недопустимо. Иконопись сейчас бурно развивается, появилось очень много иконописных школ, почти при каждом большом храме открывают мастерские. Почему это происходит? Потому что иконописание кажется простым делом: есть прописи икон, образцы, и техника очень проста, ей может научиться каждый, причём очень быстро. И поэтому появляется страшный новодел. – А ведь писать по прорисям и вправду просто. Это же не живописная картина, которую надо самому придумывать. – Простота бывает обманчивой. К примеру, некоторых художников вот Репин обманывает – уж очень у него «простые» картины, легко можно повторить. Но чтобы написать, как он, надо очень долго учиться и талант иметь. То же самое и с иконами. Особенно «обманчивы» иконы старинного северного письма – они уж совсем как будто ребёнком сделаны. Но за их простой внешностью кроется невыразимая глубина. Я ещё с мастерских Грабаря знаю: когда перед тобой подлинная вещь, то это всегда почувствуешь. Когда общаешься с подлинником, то не замечаешь, как просто он написан. А когда видишь плохую копию – простота сама лезет в глаза. Конечно, в доморощенных иконописных мастерских есть и талантливые ребята. Но и эти таланты развращаются. Побыстрее, побольше золота, покрасивее – вот что с них требуют. А некоторые поставили это дело на поток, чтобы больше заработать. Мой учитель, Адольф Николаевич Овчинников, нам всегда говорил: «Хотите стать художниками – читайте раз в год “Портрет” Гоголя. Помните, во что превратился художник Чертков, когда он погнался за деньгами». Конечно, художник не должен быть нищим, но бизнес для него – это смерть. А если дело касается иконописи – это двойная смерть. «Все молились» – Список с Владимирской вы писали прямо в Третьяковской галерее? – Конечно. В мастерскую этот образ мне никто бы и не отдал. – Были трудности? – Да, но не со стороны музея. Происходило что-то непонятное: доски лопались, клей пропадал, краски не тёрлись и так далее. На каждом шагу подножки. Такого никогда со мной не было, да и с другими, насколько знаю, – технически-то всё отработано, должно было идти как по маслу. Но вот такие искушения. Но мы молились... – Как я понял, вы сделали не копию, а список? Чем они различаются? – Список – это вольная копия. А копия и есть копия. При написании списка Владимирской я постарался, чтобы икона была узнаваема. Хотя есть совсем другие примеры. Например, известно, что с Владимирской делал копию Андрей Рублёв. Было это примерно в 1395 году, когда образ отправляли из Владимира в Москву. Рублёв отреставрировал оригинал и заодно снял копию для города Владимира, чтобы не так было больно расставаться со святыней. Эта копия до сих пор хранится во Владимире, в музее. Когда вы взглянете на неё, то увидите: ничего общего с оригиналом! Понятно, что сам образ Рублёв мог и не видеть – он был очень тёмный, в свечной копоти, и, наверное, уже тогда был записанный. Сейчас-то он уже расчищен и мы видим, что Богородица на иконе смотрит прямо на зрителей. А на Рублёвском списке – Она смотрит на Богомладенца. Вот таких разночтений я, конечно, не стал допускать.
– А то, что вы список с золотым фоном написали, – это по желанию заказчика? – Фон у Владимирской иконы изначально был золотой, просто он утратился от времени. А вот поля у оригинала были маленькие, их нарастили только в XVI веке, для оклада, так что икона получилась как бы составная. Я предлагал сделать как в оригинале, без больших полей, но в Грузии тоже будут делать оклад – металлический, со сценами Жития Богородицы. И я взял большую цельную доску. – Из Грузии часто приезжали, инспектировали? – Приезжал митрополит Николай. Но в основном за работой наблюдал мой учитель Адольф Овчинников. Я был исполнителем, а он «режиссёром». Адольф Николаевич – выдающийся художник-реставратор, 60 лет проработал в Реставрационном центре имени Грабаря и сейчас там работает. – Когда делали список Владимирской, вы знали, что он предназначен Грузии и это как-то сказалось на работе? – Конечно, всё время осознавал. А как отразилось? Там, в Грузии, многие молились, и у нас молились – и это сильно чувствовалось. В чём ещё разница между списком и копией. Копию вы можете прогнозировать, знаете, что получится в итоге. А когда список делаешь, то неизвестно, что получится. И много-много народа в этом молитвенно участвует. Результат получается общий, соборный. Я это не просто чувствовал, а перед моими глазами всё это зримо воплощалось. Вообще я сугубый практик, и когда при мне о таких вещах прежде говорили, я скептически относился, хоть сам священнослужитель. А теперь вот убедился. – Я вот что-то не помню, чтобы наше телевидение о встрече Владимирского списка грузинами сообщало. Может, пропустил репортаж? – Никаких репортажей не было, молчок. У нас в «ящике» или политика, или какие-то плясуны с сериалами. А в Грузии новость по всем СМИ прошла. Но об этом вам владыка Николай лучше расскажет. Чистое окошко
Митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай оказался прост в общении и охотно отвечал на любые вопросы. Спросил его, чья была инициатива создать список Владимирской для Грузии. Владыка ответил: – Дело было так. Святейший Патриарх всея Грузии Илия II давно уже благословил собрать в кафедральном Троицком соборе списки всех знаменитых икон. И в 1989 году к нам прибыл с Афона точный список Иверской Божией Матери. Затем в 2005 году к нам приехала икона «Скоропослушница». А конкретно Владимирская икона – это была моя идея, я лично очень захотел, и Патриарх поддержал. Потом мы официально согласовывали с Московским Патриархом и долго искали в России иконописца, так что прошло несколько лет. – А почему своего, грузинского иконописца не пригласили? – Я вот так думаю, что иконописный список может быть точным не по изображению, а по благодати. И чтобы так было, разрешение её написать должен дать владелец образа, желательно, чтобы он же и выбрал иконописца. Поэтому я подошёл в Третьяковской галерее к отцу Николаю Соколову, который является хранителем Владимирской иконы, переговорил с ним – и дело начало само устраиваться. Так получилось, что иконописцем стал отец Алексей. – Вас лично, наверное, что-то связывает с Владимирской иконой? – Это потрясающий образ. Когда я приезжаю в Москву, то всегда первым делом иду к нему, кланяюсь и уповаю. Я Владимирскому образу очень обязан. Это первая икона, которая в мою семью зашла много лет назад. И я особое упование на неё чувствую всем сердцем... даже не знаю, как сказать. – А как понять «зашла в семью»? – Я её купил. Это было в моём студенчестве, в 1984 году, когда я ещё в церковь не ходил. В нашей семье встал вопрос: почему у нас дома никакой иконы нет? Поехали в Загорск, в нынешний Сергиев Посад. Хотели Иверскую купить, но её не оказалось, и к нам пришла Владимирская. Она у нас до сих пор дома, в Грузии, семейная святыня. – То, что список Владимирской иконы прибыл из России, наложило ли какой-то отпечаток на её встречу в Грузии? – В смысле положительном или отрицательном? – Отрицательном. Ведь ещё недавно русские и грузины стреляли друг в друга... – Конечно, власти поначалу немножко удивились, дело до Президента дошло – он заинтересовался, почему именно из России надо икону привозить. Я сам с ним встречался и объяснял. Когда он понял, о чём идёт речь, то сразу же согласился. Но спрашивал, почему именно Владимирская. Я ему: «Она Владимирской так называется, а вообще-то, это икона первого века, от апостолов». Хотя с Россией она за века очень сжилась, стала, по моему мнению, самой главной святыней России. – Наверное, Владимирский образ самый известный в мире? Вон даже Мэл Гибсон в качестве логотипа для своей кинокомпании Icon Productions взял фрагмент именно с Владимирской иконы. – Это потому, что о православной иконописи на Западе во многом узнали через Россию. Гибсон наверняка видел фильм «Андрей Рублёв». Но мы люди церковные и понимаем, что образов Божией Матери много. Конечно, Владимирская икона настолько благодатна, что когда к ней подходишь, то абсолютно забываешь о других образах. Хотя у нас в Грузии есть Иверская икона Божией Матери, которую, кстати, на Афоне почитают как первую икону Божией Матери. Но когда видишь Владимирскую, то чувствуешь: Сама Божия Матерь смотрит на тебя через этот образ. На земле есть разные образы Пресвятой Богородицы, и они как застеклённые окошки, через которые видишь Её. Есть стёкла некачественные, искривлённые, а есть хрустально чистые. Это великая святыня. Святыни Грузии – Судя по тому, как встречали икону из России, у грузин нет враждебности к русским? – Вражды между нашими народами никогда не будет, этого просто быть не может по определению. – Вы часто бываете в Москве? – Уже несколько лет приезжаю на Рождественские чтения, и ещё я выступаю на конференциях Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Круг моих интересов – миссионерство. Я заместитель председателя миссионерского отдела Грузинской Патриархии и здесь работаю над диссертацией по миссионерству. – Вроде бы в Грузии миссионерство не так актуально... – Вы знаете, Грузия не меньше других пострадала от атеистов, православие из пепла практически восстанавливали. К тому же, хоть наша страна и небольшая, в ней много национальностей. Например, в моей Ахалкалакской епархии, которая граничит с Арменией и Турцией, всего три процента населения принадлежит Грузинской Православной Церкви, остальные 97 процентов – армяне и вообще неверующие. Есть ещё горные районы, которые во время советской власти считались пограничной зоной и были закрыты для посещения «посторонних» – туда не могли попасть ни грузинские, ни армянские священники. Так что миссионерское делание в моей епархии очень актуально. – Церковная жизнь в Грузии чем-то отличается от русской? – Православие во всех странах отличается какими-то чертам. Что сказать о Грузии? Может, это у всех так, но для нас православие неотделимо от радости. Для нас Благовещение – это суть православия. «Благая весть» на грузинский язык переведено словом «радость». Я не понимаю, как без этой радости может существовать христианство. – Наверное, у вас в приходских общинах всё по-простому, больше семейственности, что ли, радости общения? – Открытость – общая черта всех грузин. Только, знаете, мне очень трудно самому о своём национальном характере судить. Приезжайте, посмотрите и сами судите. – Спасибо за приглашение! Будет, наверное, возможность и списку Владимирской иконы поклониться? Её в Троицком соборе выставили? – Сейчас она в алтаре находится, пока оклад делают. Но есть и второй список. Об этом как-то не сообщалось, да и сам я не афишировал. Но вот как-то умудрился благословиться у Московского Патриарха, чтобы сделать ещё один список – для моей епархии. Он сейчас в моём кафедральном соборе Архистратига Михаила. – Если паломник приедет в Грузию, то каким святыням в первую очередь стоит поклониться? – Конечно, мощам святой Нины и её кресту. И мощам святого Георгия Победоносца. А также честной главе апостола Фомы. Ещё у нас есть святыня – один из четырёх гвоздей, которыми был прикован Христос к распятию. У нас много знаменитых монастырей, в которых стоит побывать. Так что приезжайте! * * * Уже после этой встречи стало известно, что протодиакон Алексей Трунин завершил написание малого Грузинского списка Владимирской иконы Божией Матери, предназначенного для обнесения ею городов и сёл Грузии, крестных ходов и молебнов. В день его освящения в Третьяковской галерее, в храме Свт. Николая в Толмачах, состоялся молебен перед началом написания отцом Алексеем нового списка Владимирской иконы – Балканского. Настоятель храма отец Николай Соколов в проповеди подчеркнул, что Владимирская икона Божией Матери, веками выступавшая хранительницей и заступницей России, и ныне продолжает являть нам чудеса не только внутри страны, но и за её пределами. Написание Балканского образа Владимирской иконы будет опорой Сербской Православной Церкви в нынешнее непростое и судьбоносное для неё время. Михаил СИЗОВ | |||