ЖИВОЕ СЛОВО «НЕ СУДИТЕ...»
Протоиерей Сергий Гомаюнов (г. Вятка): – Мне нередко приходится задумываться над этим, и выводы неутешительны. Мы много говорим, что любим Господа, и даже какими-то делами стараемся об этом свидетельствовать. А «возлюбить ближнего» кажется не столь существенной заповедью. Это главная практическая проблема нашей христианской жизни. Не хватает любви к ближним, не хватает даже в семьях, и мне часто приходится слышать от христиан, что им легче, проще бывает общаться с людьми, далёкими от Церкви. Многие задаются вопросом: почему нам так трудно друг с другом? И я задаюсь. И понимаю, что ответ ясен. По какой-то причине мы не можем разглядеть друг в друге тот образ Божий, который Спаситель видел в прокажённых, гадаринском бесноватом, в согбенной женщине в синагоге, самарянке и разбойнике. Господь увидел их красоту и глубину, а мы не видим этого друг в друге. Вопрос, как разглядеть, очень сложный. Сам я много раз ошибался в людях, даже самых близких, особенно в начале священнического служения. Но Господь наказывал так, что эти уроки помню по сей день. А иногда учил по-другому. Вспоминается такая история. Несколько лет назад мы со студентами Духовного училища отправились в миссионерскую поездку по Уржумскому району. Среди других решили посетить село Лазарево. По дороге я спросил сопровождавшего нас главу местной администрации: «Почему Лазарево? В честь кого названо село?» Оказалось, что некогда здесь жил богатый купец, которого назвали, изучив святцы, в честь преподобного Лазаря Галисийского. Храмов в честь этого святого в России, насколько мне известно, нет, даже икону его найти едва ли возможно. Купца Лазаря это, по-видимому, огорчало, и он решил построить храм в честь своего небесного покровителя. А следом имя преподобного получило и село. Я ехал и думал: «Надо же, какие были люди». Прибыли на место, развернули походный миссионерский храм, стали подтягиваться местные жители, в числе которых прибыл к началу спевки совершенно опустившийся с виду человек. На нём была майка такая растянутая, штаны соответствующие, а когда наши девушки запели, он не то завыл, не то заплакал. Я попросил его отойти в сторону, и мы начали говорить о чём-то. Первое впечатление о человеке, говорят, самое верное, но это не так. Сколько раз я с горечью убеждался в этом. Ошибся и на этот раз. Человек мне не слишком понравился. Я спросил, есть ли у него крестик. «Нет, – говорит он, – я раз пошёл купаться, и крестик утонул». Рассказал он мне и о том, как спилась его семья, погибли братья. Ещё одна страшная и такая обыденная история, когда ты не в силах помочь. Только выслушать, сознавая своё бессилие. В какой-то момент я спросил: «Как зовут-то вас?» Вдруг слышу, не веря своим ушам: «Лазарь». Третий Лазарь, о котором я узнал в тот день. Он сразу стал мне дорог, Господь приоткрыл, как любит Он этого человека. Мы подарили Лазарю крестик, я предложил ему утром исповедаться, но он не исповедался. На службу, однако, пришёл – трезвый, в костюме. Я часто о нём вспоминаю, когда ко мне подходят пьяные или вышедшие из-за заключения. Нужно быть терпеливым, чтобы открылась глубина человека. Протоиерей Валентин Кобылин (п. Красноборск Архангельской обл.): – Один батюшка, собрат мой, учил: «Чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться». Ведь как бывает: придёт человек, наобещает с три короба, мол, то для храма хочет сделать, другое. И ведь, наверное, есть у него такое желание, а вот возможности нет. А ты надеешься и забываешь, как слаб, немощен человек, и по этой немощи, а не по злобе, может тебя подвести. На Бога нужно надеяться. Это одна из самых распространённых причин осуждения: сначала вылепим из человека невесть что, а потом злимся, что он нашим придумкам не соответствует. А Господь нас не воображает, а видит, какие мы есть, и любит, невзирая на слабости. Ещё чаще осуждение проистекает из другой нашей особенности. Самоутверждаться за чей-то счёт. Мол, не я злой, несовершенный, а другие плохи. Чем больше кого-то втаптываешь, тем выше выглядишь в своих глазах. И когда что-то в жизни не ладится, виновный тут же найдётся. Иной раз поражаешься, из-за какой бытовухи, ерунды разгораются ссоры, рождаются смертельные обиды. То есть человек хочет обидеться, ему нужен только повод, и он обязательно найдётся. Подходят, говорят: «Я его любил, а он...», «я к нему со всей душой, а этот паразит...» Ложь это. Не любил. Изначально не было хорошего, христианского отношения. А потом через искушение наша мерзость открылась, обнаружилось, как мы на самом деле к людям относимся. Самонадеянность, мнительность, подозрительность – вот на чём диавол нас ловит, заставляет служить себе, подозревать в смертных грехах близких, знакомых. Диавол – непревзойдённый мастер сеять разделение, натравливать соседей друг на друга, брата на брата, чад на родителей. Именно он разжигает наше воображение, искажает зрение и слух. И начинается: «Друг предал, сестра замышляет недоброе...» Среди тех моих прихожан, которые часто исповедуются, причащаются, слушают проповеди, понимание этого есть. Среди «захожан» оно встречается очень редко, может, один случай на сто. Обычно на исповедь они приходят не для того, чтобы покаяться, не потому, что решили исправиться, почувствовав свою греховность. А обычно чтобы избавиться от болезни, или ребёнок заболел, и ему посоветовали: «Сходи причастись, авось поможет», или в каких-то похожих ситуациях. Приходят, начинают рассказывать, какие они, в общем-то, хорошие люди, никому не желают зла, а вот им многие родственники, соседи очень даже желают – идёт просто охота на единственного праведника в селе. Плохо мы относимся друг к другу, ужасно разделены, нет у нас той православной соборности, что была у наших предков. И это меня сильно угнетает, сделало очень осторожным. Так что я, наверное, достиг бы высот бдительности, но Господь помешал. Одного за другим посылает хороших людей. Далеко не всегда они воцерковлены, но как-то так стал я приходить к мысли, что хороших, добрых людей у нас всё-таки больше, чем плохих. Просто не сразу это открывается, не сразу понимаешь, что за человек перед тобой. А может, и не нужно, чтобы сразу, ведь это для нашего воспитания: чтобы учились не судить, не осуждать. | |