МРЕЖА СКАЗКА – ЛОЖЬ? Из дискуссии на форуме www.cirota.ru Валентин Казерский: Каждый из нас может вспомнить свою любимую сказку... Почему жить без сказок нельзя? Да потому, что скучно! А ещё потому, что не познавшему и не впитавшему в себя сказок и сказочного таковым впоследствии представляется Священное Писание – самая что ни на есть правдивая Книга... А что вы обо всём этом думаете, братия и сёстры? Илия Ильин: Полностью согласен, что человеку, не впитавшему в себя очарование сказок, трудно воспринять Священное Писание как великую поэму, самую дивную быль человечества. Слава Богу, что во времена моего детства практически не было ТВ, поэтому всё время уходило на чтение, в том числе и сказок. И даже грустно становится – внучке полтора года, а показывай ей Винни-Пуха. Да, сказка добрая, только жаль: начинаешь стишки детские читать, сразу отвлекается, неинтересно. Мои дети подолгу могли слушать такие стишки в её возрасте. Михаил Назлуханов: Православное христианство очень отрицательно, я бы даже сказал, брезгливо относится к сказкам. Насколько я понял, это отношение связано с языческой подоплёкой любой русской сказки. Баба-Яга, Кощей, избушка на курьих ножках... Эти и другие языческие образы не рекомендуются к прочтению детям. Спросите любого священника, и он подтвердит мои слова. Валентин Казерский: Разделяю ваше мнение, Михаил. Думаю, запрет на сказки – от нашей косности, боязни, «как бы чего не вышло»... Не сознавая того, обедняем своих деток, лишаем огромного пласта культуры, и зерно их веры нередко оказывается на беспочвенной каменистой грядке: прилетят птицы – склюют, подуют ветры – невесть куда унесут... Дети многих верующих «уходят в мир», то есть оставляют веру, начинают жить «как все», увы, вовсе не от того, что начитались сказок... Скорее, наоборот. Священник Степан Кневец: Через сказки идёт ознакомление ребёнка с эмоциональным миром, с понятиями добра и зла, причём в «игровой» форме. Только подготовив человека этим, можно подниматься на более высокие ступени, следуя принципу апостола – от мягкой пищи переходить к твёрдой. В раннем возрасте «нагрузить» ребёнка по полной программе богословием не удастся – сломается. А в «облегчённом» виде подавать ребёнку вероучение, извините, профанация. Ребёнок познаёт мир, играя, а с Богом играть нельзя. Со сказками можно. Вырастет из сказок ребёнок в своё время. Константин: «Сказка ложь», дьявол – отец лжи, значит, сказка от дьявола. При этом сказками в основном пичкают детей, души неутверждённые. Они также разумом находятся под угнетением сумасшедших игрушек (вроде погремушек), мультиков и другой атрибутики современного дурдома, где выражение «наши дети имеют право на добрые мультики» оканчивается риторическим вопросом: а где они, эти добрые мультики? Балытников Вадим: Нельзя жить без христианской сказки! Можно и нужно жить без оккультных сказок! Крюков Сергей: Как раз христианских сказок-то и не надо. Они путают православие. На то и сказка, что там всякая небывальщина, и дети так к ней и относятся. Ну, кто верит в Бабу-Ягу, Змея Горыныча и даже учёного кота у дуба на золотой цепи? А вот сказки про Христа превращаются в апокрифы. И бабушки их друг другу взаправду рассказывают. Крюков Сергей: Сейчас многие священники бросились сочинять сказки для детей. Но получается плохо. Сказка про православного ёжика, которая в храме продаётся, – это идиотизм! Мы выросли на сказках Волкова, и всякие Бастинды не помешали нам стать православными. Я знаю священника, который пропагандирует запрет Деда Мороза, как оскверняющего образ Николая Угодника. Не забирайте у деток наших детства! Ермилова Елизавета: Мне кажется, если бы я так не увлекалась сказками в детстве, то сейчас бы мне жилось легче. А так приходится каждый раз с силой стаскивать с себя розовые очки и понимать, что добрый человек может оказаться злым, злой – добрым, а принцев вообще в жизни не бывает. Если бы у меня были дети, то я бы им лучше читала книги о приключениях и жития святых. Ну, может быть, христианские сказки. Иван Данилович: Вопрос, научим ли мы своих детей самостоятельно думать, быть свободными, уметь глубже видеть и сердечко своё держать наготове для ближнего, каким бы он ни был. Тогда и о Христе наши рассказы не нравоучениями будут, а уроками живой веры. Тогда, может, и не увидим мы своих детей отошедшими от Церкви в 14-16 лет по своим делам. |