МНЕНИЕ


«НО ПРИМИ МЯ КАЮЩУЮСЯ»

История св. Марии Магдалины

Бесплотный образец

Что нам известно об истории святой равноапостольной Марии Магдалины? Эта тема недостаточно исследована, ведь богатства Священного Писания огромны и открываться нам будут, наверное, до конца времён. В Евангелии есть лишь несколько мест, где о Марии Магдалине говорится с полной определённостью. Прежде всего, это рассказ св. Луки об изгнании из неё злых духов, свидетельства евангелистов о встрече Марии с воскресшим Спасителем. Вот основа наших знаний о святой, фундамент, опираясь на который, мы можем задуматься: нет ли в Новом Завете других сведений о святой ученице Христовой?

Этим вопросом Церковь начала задаваться уже в первые столетия по Рождеству Христову. Например, святой Григорий Великий отождествил с Марией Магдалиной всех женщин, которые фигурируют в четырёх евангельских рассказах о помазании Иисуса, в том числе блудницу, помянутую святым Лукой. Но особого распространения это мнение не получило.

Дело, возможно, вот в чём. Общество было заинтересовано в том, чтобы сделать христианство государственной религией, придать ему некоторую парадность. Предположения о грешном прошлом Марии мало отвечали новым требованиям. Вспоминается в связи с этим случай из недавнего прошлого. Один из российских губернаторов, увидев череп Адама у подножия Креста, так растерялся, что попросил его убрать. Это был человек такого римского склада – волевой, честный. Он готов был признать православие из любви к родине, но понять оказался не готов. Это его «убрать» проливает больше света на искушения, преследующие Церковь, чем дюжина научных трактатов.

«Убрать» властно звучало на протяжении многих веков. Для мира сего христианство – это прежде всего идеология. Поэтому он готов был пожертвовать не только черепом Адама, но многим и многим, чтобы приспособить нашу веру к нуждам государства. Желание «исправить» или «не дать опорочить» святую равноапостольную Магдалину, возможно, стоит в том же ряду.

О «позорном столбе»

Но не только власть требует от религии того, что ей кажется безупречным. Рассмотрим образец «защиты» св. Марии в наши дни. Не знаю, к какой конфессии принадлежит его автор Фрэнк С. Мид (скорее всего, он протестант). Но это не суть важно, так как аргументация его вполне типична:

«Вместе с тем несколько неосторожных домыслов и трактовок Евангелий превратили Марию в грешницу. Мария Магдалина 1900 лет простояла у позорного столба, обливаемая грязью; но за это к позорному столбу надо было бы поставить нас самих. Эта Мария никогда не была блудницей; нигде нет указаний на то, что она была развратной женщиной. Единственное, о чём мы знаем, это то, что она была больна нервной болезнью».

Обратим внимание на такую подробность: одержимость Магдалины бесами, прежде изгнания их Христом, именуется автором «нервной болезнью». Комментировать не стану – и так всё понятно. Самое удивительное в тексте – непонимание того, что пройти путь от блуда до покаяния, от покаяния до права первой встретить воскресшего Христа – вовсе не позорно.

Здесь пуританский взгляд борется с христианским и, к сожалению, побеждает. В своём пафосе Мид далеко не одинок, у него есть единомышленники и среди православных, и среди католиков. Тем важнее разобраться, почему целый ряд святых отцов пришёл к убеждению, что св. Мария Магдалина до встречи со Христом была блудницей, а не просто одержимой.

«Блудница приступи...»

Сначала определимся, кем была помазавшая Христа перед Его казнью. Идёт ли речь в Евангелиях об одном человеке или о нескольких? Ориген, святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт склонялись к тому, что речь шла о разных женщинах. Но вопреки этому мнению мы поём на утрене в Страстную среду:

«Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои, Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением Твоим! Дыша же благодать Твою ученик неблагодарный сию отлагает, и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе» (по 1 стихословии седален, глас 3).

Здесь ясно говорится, что женщина, помазавшая Христа накануне Его распятия, была грешницей, помянутой в седьмой главе Евангелия от Луки. Из повествования святого Иоанна Богослова мы знаем её имя – Мария, сестра Лазаря Четырёхдневного. Допустим, однако, что речь идёт о разных людях. Что у них общего? Обе женщины были весьма состоятельны. Алавастровый (алебастровый) сосуд с миром стоил более трёхсот динариев. На эти деньги можно было накормить 7-8 тысяч человек – именно это искусило Иуду осудить помазавшую, он был взбешён «бессмысленным» расходом средств.

Но богатство – не единственное что роднит грешницу из Евангелия от Луки и сестру Лазаря из Евангелия от Иоанна. Обе они горячо любили Христа, имели жертвенную натуру. Мы видим, как бывшая блудница вытирает волосами ноги Христа, то же делает Мария, сестра Лазаря. Такого обычая в Палестине не существовало, то есть мы видим вдохновенный порыв, а не исполнение некоего ритуала. Появляться на людях с непокрытыми волосами считалось у иудеев верхом неприличия, сообщает известный исследователь Евангелия Баркли. Вступая в брак, невеста повязывала голову платком и более никогда не появлялась на людях с распущенными волосами. То, что помазавшая в Священном Писании открыто распустила длинные волосы, показывает, насколько она забыла обо всём на свете рядом с Иисусом.

Сколько было Симонов?

Ещё одно совпадение: помазание у Луки и помазание у Матфея совершается в доме Симона. У Луки он назван фарисеем, у Матфея прокажённым, что вовсе не означает, будто речь идёт о двух разных людях. Ясно, что посторонняя, тем более грешница, не могла ворваться с улицы в чужой дом. Она, по всей видимости, принадлежала к числу знакомых Симона-фарисея. Нечто похожее происходит в доме Симона-прокажённого. Помазавшая не является членом семьи Симона, но в то же время имеет доступ в его дом как родственница или знакомая.

Совпадений слишком много, и Церковь, как следствие, давно пришла к определённому мнению. В Страстную среду в каждом православном храме разносятся слова: «Днесь Христос приходит в дом фарисеев, и жена грешница приступивши к ногам...» (тропарь 9-й песни трипесца на повечерии Великой среды). А в следующей стихире покаявшаяся блудница восклицает: «Из глубины умершую мя воскреси, иже Лазаря воздвигнувый из гроба четверодневна...»

Таким образом, речь здесь идёт о вифанском помазании, накануне распятия Спасителя. Симон-фарисей и Симон-прокажённый оказываются одним и тем же лицом. Вообразить, что в доме двух разных Симонов две разные женщины помазали Христа, отёрли Его ноги своими волосами, можно, но трудно, а главное – неизвестно, зачем нам это воображать.

Мнимое расхождение

Что же тогда по сей день является источником для споров? Дело в том, что рассказ о грешнице помещён у св. Луки в первой половине его Евангелия. Там говорится о событиях, которые произошли задолго до того, как сестра Лазаря помазала Христа перед Распятием.

Мы видим как бы два разнесённых по времени события, но сходство между ними столь невероятно, что иные отцы выдвигали объяснение: «Два помазания, одна помазавшая». Слабым местом этой гипотезы можно назвать, в частности, следующее обстоятельство. Приписать сестре Лазаря повторное падение на колени, вытирание ног Христа волосами означает пусть немного, но обесценить великое движение прекрасной души. Подобные жесты не могут входить в привычку, а главное – неясно, почему ученики столь изумились во «второй» раз, промолчав в «первый».

Попробуем остановиться на предположении, что помазание было всё-таки одно, и попытаемся понять, противоречит ли это сказанному в Евангелии от Луки.

Что говорится там о времени и месте помазания Христа блудницей? Ничего! Рассказ вставлен в текст без привязки ко времени и местности. В начале седьмой главы Евангелия от Луки мы видим Христа в Капернауме, затем Он переходит в Наин, где воскрешает юношу по просьбе его матери, и «всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности».

Последние слова указывают на временной промежуток между воскрешением юноши и последующей встречей с учениками Иоанна Крестителя, описанной св. Лукой в той же главе. Где состоялась эта встреча, неизвестно. Что касается идущей за этим историей помазания, то она и вовсе носит у евангелиста характер иллюстрации к словам Христа о том, что Он друг мытарям и грешникам. Это событие могло произойти когда угодно, в том числе и много позже посещения Наина.

Судя по всему, св. Лука услышал историю о помазании от Симона. Иначе трудно объяснить, откуда евангелист мог знать о мыслях бывшего фарисея, признавшего Христа своим Учителем: «Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе...» Нетрудно понять, что Симон много лет раскаивался в том, что не до конца доверял Господу, восхищался Спасителем, умилён был поведением бывшей грешницы. О времени, когда это случилось, он мог просто не сообщить, и святой Лука поместил его историю, куда счёл нужным. Не исключено, однако, что имя грешницы было сокрыто евангелистом намеренно. К этому мы ещё вернёмся, но в любом случае у нас нет оснований говорить о двух помазавших. Расхождение между евангелистами в этом вопросе совершенно мнимое.

Две Марии?

Вопрос в том, являются ли раскаявшаяся грешница Мария, то есть сестра Лазаря, и Мария Магдалина одним и тем же лицом? Блаженный Августин и целый ряд других святых отцов отвечали: «Да!» Как выразился св. Григорий Великий, «та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку».

Напомним, что Мария, из которой Христос изгнал семь бесов, это и есть Магдалина. Евангелист Лука упоминает о ней буквально в следующих строках после рассказа о бывшей блуднице. Сходство Марии Магдалины и Марии, сестры Лазаря, велико, различий в их поведении мы не обнаруживаем. Что ещё важнее – рядом с распинаемым, погребаемым, воскресшим Христом мы видим лишь одну из этих женщин – Марию Магдалину. Но куда же при этом навсегда исчезает Мария – сестра Лазаря, столь преданная Спасителю? Исчезает ли?

Здесь нужно вспомнить, почему мы именуем Марию Магдалину мироносицей. Она отправилась ко гробу Христову, чтобы омыть Его тело благовониями. Не естественно ли предположить, что это была та самая женщина, что помазала Спасителя миром в Страстную седмицу, приуготовляя Его к смерти? Св. Ипполит Римский ответил на этот вопрос утвердительно, едва ли домыслив случившееся, а скорее, вследствие глубокого понимания евангельского текста. Хочется заметить, что даже недомолвки, умолчания и мнимые противоречия в Священном Писании имеют цену, рождая ощущение подлинности. Ответы так или иначе приходят. И они удивительны.

Сомнения

Разумеется, всё сказанное можно поставить под сомнение. Что и делалось не раз. Но по сути все возражения можно свести к одному: почему нам в Четвероевангелии прямо не объяснили, кто есть кто?

Зададимся вопросом, имелись ли на это особые причины. Обратим внимание, на то, что евангелисты Матфей и Марк так и не решились назвать имя помазавшей Христа на Страстной седмице, это сделал святой Иоанн много лет спустя. Он же единственный, кто рассказывает о воскрешении Лазаря, хотя это событие произвело громадное впечатление на народ, до крайности озлобив врагов Христовых. Можно сказать, что Сын Божий отдал Свою жизнь за жизнь друга Своего Лазаря, явив через это любовь к каждому из нас. «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса», – сообщает нам далее святой Иоанн. Это проливает свет на поразительное молчание первых трёх евангелистов. По всей видимости, они оберегали Лазаря и его семью, избегая опасных подробностей – не могли открыто сказать, что Мария Магдалина сестра разыскиваемого Лазаря.

Лишь по прошествии десятилетий, когда писалось четвёртое Евангелие, тайна начала приоткрываться. Со святым Иоанном Магдалину связывала многолетняя дружба. Известно, что они вместе проповедовали, и можно определённо сказать, что св. Мария помогала апостолу в работе над Евангелием. Первая часть 20-й главы, где повествуется о Воскресении Христа, вне всякого сомнения написана благодаря воспоминаниям Марии Магдалины. Только ли это?

Читаем о дне воскрешения Лазаря, когда Марфа «...пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: “Учитель здесь и зовёт тебя”. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему...» Целый ряд подробностей, как и в случае встречи Магдалины с воскресшим Спасителем, указывает на то, что эта глава также была написана св. Иоанном при помощи ученицы Христовой. Причём в обоих случаях угадывается одна яркая, очень характерная личность.

Окончательной уверенности на этот счёт у Церкви всё-таки нет. Но вот что знаменательно. Мощи святого Лазаря и Марии Магдалины были вместе перенесены в Константинополь в конце IX века, где стали покоиться рядом. И по смерти два родных человека не захотели разлучиться. Это событие мы празднуем 17 мая.

В. ГРИГОРЯН



назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга