ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮБИМЫЙ УРОК Было время, когда преподавание Закона Божьего в школах считалось обязательным. Однако мы практически не находим в воспоминаниях бывших учеников (видных деятелей искусства, науки, высшего священства) свидетельств того, что преподавателям Закона Божьего удавалось привить слушателям любовь к изучаемому предмету, тем более развить в них религиозное чувство. Да и вряд ли могло быть по-другому, если повсеместно были приняты жёсткие формы духовного просвещения молодёжи: и принудительное участие во всех богослужениях (при входе в церковь сидел надзиратель и в журнале отмечал приход ученика), и обязательное заучивание наизусть текстов Евангелия, житий святых… Справки об исповеди и причащении один раз в год должен был приносить каждый ученик русской дореволюционной гимназии. «Удастся ли предлагаемой ныне концепции преподавания нравственного воспитания избежать главной опасности – превращения морально-религиозных вопросов в формальную жвачку, всучиваемую ученикам, – покажет время», – отметил в одном из своих выступлений Патриарх Кирилл. И словно ответом на эти слова оказалось наше знакомство с преподавателем Закона Божьего самой крупной в Петербурге воскресной школы – Свято-Владимирской школы Воскресенского Новодевичьего монастыря (настоятельница игуменья София (Силина), директор школы Л. К. Ведерникова). Константин Юрьевич Сметанин окончил Институт богословия и философии, поёт в церковном братском хоре. Кроме преподавания Закона Божьего, он читает лекции по философии и менеджменту в Некрасовском педагогическом колледже, а в одной из частных школ ведёт обществознание. – Первый опыт преподавания богословских дисциплин у детей самого различного отношения к религии я получил на Валааме, – рассказал Константин Юрьевич. – В школе-девятилетке я вёл ОПК – тогда это была одна из «первых ласточек», только в Москве и в Карелии делались попытки вводить этот предмет. На Валааме я прожил два года. Вообще Валаам, на мой взгляд, Русская Церковь будущего. На этом удивительном острове государство, церковные институты, образовательные учреждения находятся в некоем внутреннем единстве. На Валааме люди относятся к Церкви в основном с уважением и понимают, что суть веры не изменится из-за каких-то внутрицерковных неурядиц. Лично мне Валаам дал ощущение реальности Бога, отчего ориентиры в жизни стали более чёткими и я почувствовал уверенность, что теперь могу работать где угодно: как в светских, так и в православных организациях. Валаам подарил и уверенность в том, что моя вера и отношение к людям от множества жизненных перипетий не изменятся. И три человека, с которыми меня связывают сейчас дружеские отношения, – с Валаама. Работа в воскресной школе освящает всё, чем я ещё занимаюсь. – Какие качества должен иметь преподаватель Закона Божьего? – Конечно, здорово, когда Закон Божий ведёт не просто опытный катехизатор, но ещё и батюшка. У священника есть авторитет церковнослужителя, и вера у детей ассоциируется со священством, а получаемые в школе знания – с Церковью. Что касается меня, то моё преподавание – это попытка систематизировать обучение, чтобы знания прочно укладывались в голове и в сердце ученика. Главные качества учителя-богослова в наше время – это, в первую очередь, вера, желание свою веру понять, стремление к истине. Важно, чтобы на уроках была демократичная атмосфера взамен жёстких, спартанских педагогических методов. Ученики, прежде всего, должны научиться быть свободными и хорошо чувствовать себя в классе, должен состояться диалог с учителем, со своей совестью, с Богом. Нужно, чтобы знания по Закону Божию стали принципами жизни и принятия решений, а не просто возможностью повысить «эрудированность» человека в религиозных вопросах. И правда, Константину Юрьевичу удаётся создавать на уроках именно такую атмосферу, о которой он говорит. Для многих его учеников из всех предметов воскресной школы Закон Божий – любимый. «С учителем мы даже иногда вступаем в спор», – говорят ребята. Они благодарны учителю за то, что он придумывает интересные и смелые «ходы» в подаче материала. Однажды, на уроке, посвящённом евангельским притчам, Константин Юрьевич предложил ребятам... самим сочинить притчи и обсудить их на уроке. Оказалось, что сочинить короткую притчу ничуть не легче, чем написать большой трактат... Анна и Валентина ИЗМАЙЛОВЫ |