ВОПРОС – ОТВЕТ


На вопросы наших читателей отвечает настоятель Свято-Казанского храма г. Сыктывкара игумен Филипп (Филиппов).

Здравствуйте, уважаемая редакция! Не дают покоя мне слова Иисуса: «Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин. 6, 65). Неужели мне не дано? Искренне верю в Бога, но я как бы «вне стада». Хожу в церковь, но всех ритуалов не знаю. Не могу же я сама навязываться другим верующим, чтобы меня научили и приняли в свою общину. В этом отношении умницы Свидетели Иеговы. Они такие приветливые, внимательные. Но у них, конечно, свои «косяки», с которыми я не согласна. В книгах читаю, что надо искать своего духовника, но как? Подходить к священнику и «грузить» его своими проблемами как-то неловко: что он, психолог, что ли, бесплатный? Да и очередь всегда к батюшкам на исповедь, сочувствую я их трудам. Сама перед Господом исповедуюсь, плачу вволю, а перед священником не смогу так искренне. Уверена, что я не одна такая, поэтому многие попадают в секты, то есть туда, где им уделяют внимание, учат. Конечно же, в церковь надо ходить не за вниманием к себе – это понятно, но...

Нина Сергеевна
Кировская обл.

Дорогая Нина Сергеевна, храм – это дом Божий, а не место утончённой обрядовости. Не надо входить в него со страхом, с чувством неловкости. В доме Божием душе должно быть тепло и уютно. Действительно, было время, когда многие боялись войти в храм, чтобы не столкнуться там лишний раз со «злыми старушками», которые обязательно укажут, что ты не так всё делаешь. Но если разобраться, бабушки так себя вели вовсе не из вредности, а из ревности к Матери-Церкви. Они принадлежали к поколению, сохранившему для нас русское православие, традиции Церкви, и болезненно относились к нарушению этой традиции – они были хранителями, в этом всё и дело. Но сегодня другое время. К сожалению, поколение «белых платочков» уходит, зато на смену им в храмы пришло много молодёжи. Молодые люди открыты для общения, благожелательны и часто бывают в силах помочь с ответом на какие-то вопросы «новичков». Но, конечно, больше всего люди ожидают помощи именно от нас, священнослужителей. Не надо бояться подойти к священнику ни в храме, ни на улице. В этом смысл его служения – нести людям свет евангельской Истины. Лично ко мне на улице часто подходят с вопросами касательно веры, и я всегда рад помочь человеку. И ещё следует добавить, что в последнее время при храмах часто существуют воскресные школы – как для детей, так и для взрослых. Там можно получить много знаний о Священном Писании, о православном богослужении и поведении в храме.

* * *

Добрый день, дорогая редакция. Обращаюсь к вам с большой просьбой. Дело в том, что у меня беда: покончил жизнь самоубийством мой муж. У него был рак на виске, и он не вытерпел болей. Мы с ним венчаны. Я очень переживаю, что же будет мне-то после смерти, которой ждать уже недолго – мне 85 лет. Я хожу в церковь, правда теперь уже реже из-за своего возраста. Мой батюшка сказал мне, что я не виновата и бояться мне нечего. Но вот в книге игумена Никона (Воробьёва) «Нам оставлено покаяние» я прочла другое. Своей духовной дочери игумен пишет, чтобы она не ругала пьющего мужа, а смирилась и молилась о нём: «Ты не можешь спастись без него, а он – без тебя. Погибель одного будет гибелью и другого». Так есть ли у меня всё-таки надежда спастись? Может, опытный батюшка даст мне ответ?

Р. Б. Людмила
г. Шарья Костромской обл.

Это вопрос очень важный – готовность по-христиански мужественно встретить смерть. Надо сказать, что в последнее время развивается отдельное направление в медицине – паллиативная помощь безнадёжным больным. Речь идёт о том, чтобы облегчить им переход из жизни земной в жизнь вечную, успеть подготовить к христианской достойной кончине. Мы все смертны, но смерти не надо бояться, поэтому надо даже детям рассказывать о ней – как о возвращении к Отцу Небесному.

Что касается ситуации, описанной рабой Божией Людмилой, то здесь можно посоветовать, во-первых, молиться о супруге домашней молитвой. Церковная молитва за самоубийц запрещена, однако могут быть смягчающие обстоятельства – например, человек ушёл из жизни в состоянии аффекта. Следует обратиться к правящему архиерею епархии, быть может, он разрешит поминать супруга и в храме. А что касается собственной вашей участи, Людмила, – нужно не унывать, а уповать на милосердие Божие. Может быть, вы вините себя теперь, что не подготовили супруга как должно к кончине, что были нетерпеливы во время его болезни... Принесите Господу покаяние в этом – и не теряйте надежды на Его милосердие.

* * *

Добрый день! Большая просьба к вам – поместить данные фотографии и духовный совет священников для просвещения и предупреждения людей. Просьба разъяснить, хорошо ли это – носить на руке браслет, состоящий как бы из миниатюрных икон, и можно ли выбрасывать в мусор изображения храмов с крестами (на бутылке с минеральной водой, например). Как защитить святое от поругания (сигареты Saint George, то есть «Святой Георгий», водка «Георгиевская», с изображением иконы святого), если пустые пачки и бутылки выбрасываются?

С уважением – Дмитрий
г. Анапа

На это православная общественность обращала внимание достаточно давно. И на I Cъезде православного народа Республики Коми, который проходил ещё в 2004 году, мы поднимали вопрос, чтобы законодательно запретить изображать православную символику там, где она неуместна, – на продуктовых упаковках, пакетах и т.д. Мы писали письмо даже в Госсовет РК, но, к сожалению, вопрос пока не решён. Свою позицию мы высказывали неоднократно, но без законодательной базы этот вопрос так и не будет решён. Пока нужно, наверное, использовать какие-то общественные рычаги для воздействия на производителей. Что касается ношения браслетов с изображением святых, то здесь тоже дело в уместности этого. На молитве дома, в храме – пожалуйста, но носить подобные вещи повсюду – в этом, на мой взгляд, есть что-то внешнее, нарочитое.

 

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга